Файл: Вопросы к зачёту по дисциплине Основы логопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коррекция нарушений речи — исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодолениеречевых нарушений».

Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. 

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

Перевоспитание – коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности. При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе ис-пользуется понятие «восстановительное обучение».

  1. Сущность понятий «симптом нарушений речи», «симптоматика нарушений речи», «механизм нарушений речи», «патогенез нарушений речи», «структура речевого дефекта».

Симптом нарушения речи – это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи – это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности. Репозиторий БГПУ. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
.

Патогенез нарушений речи – это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Репозиторий БГПУ. Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первым, а также системные последствия.

  1. Теории И.П.Павлова о локализации речевых функций в коре головного мозга, о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условнорефлекторных связей.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.



Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.

Первый блоквключает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование состояние.

Второй блоквключает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

  1. Условия нормального речевого онтогенеза.

Среди ключевых условий онтогенеза речевых звуков в детском возрасте называют:

  • необходимость начать общение с окружающими, коммуникативные потребности;

  • становление благоприятной вербальной среды;

  • высокая значимость получаемого речевого материала.

Родной язык для детей выступает в качестве способа приобщения к ценностям своей страны (культурные, исторические). Кроме того, именно благодаря родному языку происходит «внедрение» детей в социальную структуру общества.

Развитие детского вербального общения подчиняется особым закономерностям. Особой значимостью отличаются первые три года жизни малышей. Как только этот период «истекает», слухоречевое развитие постепенно начинает замедляться, а затем может потребовать больших усилий.

В Клинике детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» происходит нормализация аудиторного онтогенеза ребенка, улучшение произношения отдельных сложных слов, а также их качества.

Специалисты нашей клиники проводят занятия с детьми, направленные на углубление полученных ими знаний, оказывают помощь родителям в обучении детей.

Язык выступает в качестве средства выражения мыслей и форм существования мыслей. Именно с его помощью возможно закрепить в речи то, о чем мыслит человек, коммуницировать с другими людьми. Именно она позволяет создать особые научные понятия, сформулировать собственные законы.


Кроме того, речь активно участвует в регуляции деятельности отдельных органов, используя слова. Словесные раздражители выступают в качестве физиологически активных факторов. Их принято измерять функциями внутренних органов, интенсивностью обменных процессов, воздействием на мышечное и сенсорное восприятие. За счет того, что к году дети постепенно овладевают речью, вовремя сказанная похвала родителя поможет им активнее осваивать вербальные конструкции.

В результате речь выступает в качестве исторически сложившейся формы общения между людьми. Каждый участник речевого общения имеется собственно выстроенный механизм речи. Последний включает в себя три ключевых звена:

  • возможность понимания речи;

  • проецирование речи для окружения;

  • формирование «внутренней речи».

Поэтому речевой онтогенез становится особым психофизиологическим процессом, который основывается на функционировании разных анализаторов (слуха, зрения, тактильного и двигательного восприятия). Именно с их помощью возможно опознать и породить речевые сигналы.

Решающим значением в формировании механизма речевого онтогенеза выступает общение малыша со взрослыми, в частности, с родителями и близким окружением (в первые годы жизни). Это выступает еще одним доказательством того, что среда оказывает значимое влияние на формирование потенциально качественных коммуникативных способностей детей.

В чем же проявляется аномалия речевого развития? Она связана с рядом ситуаций:

  1. Когда на детей оказывает негативное влияние первичный дефект (к примеру, проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратов). В результате происходит воздействие на все дальнейшее развитие малыша. Подобные факторы приводят к тому, что снижается умственная работоспособность, родителям невозможно организовать и реализовать с малышами развитие общей и мелкой моторики, дети лишаются правильного понимания мира.

  2. Второй фактор связан с изменением в развитии личности малыша, имеющего нарушения речи. В частности, происходит формирование специфического фенотипа, который характеризуется плохим настроением у ребенка, ипохондрией, страхом родителей за то, что с ребенком происходит что-то неправильное. Как следствие, у малыша занижается самооценка, появляется тревожность.

  3. Третий фактор характеризуется нарушениями в способностях принимать и перерабатывать вербальную и иную информацию. Как следствие, детям становится сложнее воспринимать данную информацию, нарушается память, ее защитные свойства.


В случае если вы лишаете ребенка общения, он не может овладеть речью, а его интеллектуальные способности не развиваются. Если в возрасте от двух до пяти лет в речи ребенка отсутствуют сложные предложения, то говорится о диссонансе в становлении речевого онтогенеза. Во взрослом возрасте ему будет намного сложнее понимать человеческую речь, воспроизводить ее как на слух, так и выводить на письмо. Поэтому специалисты в области логопедии рекомендуют обращать родителям внимание на то, каким образом строится речь ребенка, учитывать особенности речевого онтогенеза. Только в таком случае возможно не допустить ухудшения речевого состояния малыша, сделать все, чтобы стабилизировать ситуацию и расширить «речевой кругозор» маленького человека. Поэтому стоит расширять границы ребенка, помогать ему в усвоении информации, получаемой извне. Иначе возникает риск потери контроля над ситуацией.

Закономерности онтогенеза сводятся к:

  • неразрывному единству наглядного и словесного восприятия;

  • психофизиологической сохранности ЦНС и работы сенсорных органов;

  • интеграции психических процессов в особые системы;

  • неравномерности психического развития, проявляющейся в необходимости создать качественные условия для соединения развития психики и речи ребенка.

Как следствие, онтогенез речевых процессов выступает в качестве реакции головного мозга на поступающую в него информацию. При правильной «настройке», возникают предпосылки нормального развития речевого онтогенеза, которые проявляются в получении реакции ребенка на просьбы взрослого, возможности малыша реализовать свой внутренний потенциал.

Поэтому важно внимательно подходить к формированию правильной детской речи. Онтогенез речевых функций проявляется в самом юном возрасте и затем затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Родители, а также общество в целом помогают детям стать увереннее в себе, наращивая вербальный потенциал.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10