Файл: Российский государственный социальный университет Поощрение по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




Поощрение

по дисциплине «Человек и его права

в контексте современной реальности»


Личность Томаса Гоббса

(тема)

ФИО студента

Петрова Яна Алексеевна

Направление подготовки

Информационные системы и технологии

Группа

ИСТ-Б-01-Д-2022-1



Москва 2022

Томас Гоббс основные произведения и философские взгляды

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и получил достойное образование. К четырнадцати годам он свободно владел латинским и греческим языками и был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра. В 1608 г. Гоббс получил место репетитора в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Это было несомненной удачей, так как в его распоряжении находилась первоклассная библиотека.

Сопровождая молодого Кавендиша в путешествиях по Европе, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом для становления и развития его философского мировоззрения.

В ходе поездки в 1610 г. Томас открыл для себя массу новых научных и критических методик, разительно отличавшихся от традиционной английской схоластики (в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей). Будущий мыслитель увлеченно поглощал греческие и латинские книги, которые позже перевел на английский язык.

В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом
, состоявшиеся, по-видимому, между 1621 и 1626 годами, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. В автобиографии, написанной на латыни в 1672 году, он говорит о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни.

Его завершением следует считать перевод «Истории» Фукидида, опубликованной отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне монархической формы правления.

Во время своего второго путешествия в континентальную Европу в 1628 г., Гоббс страстно увлекся геометрией.

Он пришел к убеждению, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств.

Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометрии.

Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636 гг.) внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Марена Мерсенна, в который входили Рене Декарт и Пьер Гассенди, и знакомится с их философскими идеями.

В 1636 г. он побывал в Италии у Галилео Галилея, беседы с которым способствовали разработке Гоббсом собственной философской системы. Существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности.

Грандиозной идеей Гоббса было синтезирование идей механики для геометрической дедукции человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении.

Для того чтобы разработать свою концепцию, Гоббс, по примеру Галилея, задумался о создании фундаментального труда. Он решил оформить его в виде трилогии. В первой части он собирался описывать материю, или субстанцию, и её свойства; во второй речь должна была идти о человеке, его характере и способностях; а в третьей части Гоббс намеревался выразить свои взгляды на общественное устройство и обязанности граждан в государстве.

Гоббс планировал писать эту трилогию по порядку, но события в стране помешали его замыслу. «Дело в том, - писал он позднее, - что накануне гражданской войны английское общество поставило под вопрос право монарха на правление и необходимость гражданской покорности-события в моей стране отодвинули на задний план все остальные замыслы и стали причиной первоочередного создания третьей части моей трилогии». Так в 1651 году родилось его творение «Левиафан», в котором Гоббс, жестко и прямолинейно, мастерски изложил свои политические принципы. Этот трактат был как

кость в горле почти для всех, кто его читал, и для многих, кто не читал.

Томас был убежденным монархистом и считал, что находящиеся вне политического общества граждане способствуют возникновению анархии, ведущей к «войнам всех против всех».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ученый вел уединенное существование, предпочитая одинокие прогулки и работу по ночам. Сведений о его личной жизни практически не сохранилось. Известно, что до конца своих дней он так и не женился и детьми не обзавелся.

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ

1640 – «Элементы права, естественные и политические».

1650 – «Трактат о человеческой природе».

1651 – «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества».

1642-1658 – «Основы философии жизни».

1651 – «Левиафан» (первоначальное название «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»).

1654 – «Письма о свободе и необходимости».

1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе».