Файл: Билет 1 Правотворчество понятие, принципы, виды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет № 1

1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества - гос.органы.

Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.

К принципам относится:

- научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

- профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

- законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

- демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

- гласность (открытость правотворческого процесса)

-оперативность (своевременное издание нормативных актов)

Виды правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

2. Соотношение национального и международного права.


Международное право, как право специфической социальной системы — межгосударственной системы — отличается от внутригосударственного (национального) права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования.

Национальное (внутригосударственное) право находится вне межгосударственной системы, действие его норм распространяется на территорию суверенного государства, и лишь в некоторых исключительных случаях может выходить за пределы этой территории. Субъекты национального права (физические и юридические лица) подчинены правопорядку данного государства, над ними существует верховная власть, которая устанавливает правовые веления. Публичному правопорядку подчиняются также и субъекты иностранного права, находящиеся на территории данного государства, они несут ответственность за уголовные, административные, налоговые и т.п. правонарушения. Национальное право опирается на силу и авторитет суверенного государства, его функционирование поддерживается механизмом государственного принуждения, которое применяется в случае невыполнения правовых предписаний.

В отличие от внутригосударственного права в международном праве не существует верховной власти, способной осуществлять принуждение его субъектов (прежде всего государств) в целях выполнения международно-правовых обязательств. Независимые суверенные государства не подчинены какому-либо надгосударственному органу, и поддержание международного правопорядка происходит иначе, чем правопорядка внутригосударственного. В случае необходимости соблюдение норм международного права обеспечивается самим государством путем коллективных (и индивидуальных) мер воздействия на государство-нарушителя, а также через систему ООН и другие международные организации.

Билет № 2

1. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:



1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).


2. Мусульманская правовая семья.

Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо определить понятие «правовая семья».

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы I и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и I распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах

Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

— судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Билет № 3

1. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических конфликтов, ликвидация пробелов.

Выделяют такие виды систематизации как:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации, и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.


2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

2. Романо-германская правовая семья.

Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо определить понятие «правовая семья».

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

— единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

— главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

— имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

— высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;