ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— важное значение имеют подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
— право делится на публичное и частное, а также на отрасли;
— правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
— особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Билет № 4
1. Понятие и виды инкорпорации нормативных правовых актов.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативные акты обрабатываются только внешне (или вообще не обрабатываются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях, где каждый из актов сохранят свое самостоятельное юридическое значение
Виды инкорпорации:
По юридической силе
официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению правотворческого органа, который утверждает подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования.
Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, либо частными отдельными лицами, но не имеющими предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.
По характеру расположения материала в сборниках и собраниях
хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов
систематическая инкорпорация — по тематическим разделам в зависимости от содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.
В зависимости от объема охватываемого материала
Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.
частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
2. Англосаксонская правовая семья.
К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;
— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
— главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
— отсутствуют кодифицированные отрасли права;
— отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
— статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.
Билет № 5
1. Понятие и виды кодификации.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового, единого нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства, в целях наиболее эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение
Виды кодификации:
По объему:
· отраслевая - кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);
· межотраслевая - кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, таможенный кодекс РФ).
· генеральная – включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.
Кодификационные акты делятся на три вида:
1. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
2. кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
3. устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).
2. Общая характеристика правовой системы Российской Федерации.
Правовая система – это совокупность системы права и системы законодательства, правореализации и правовой культуры.
Система права – это лишь часть правовой системы. Понятие правовой системы широко используют для сравнения этнокультурных, историко-правовых характеристик права различных стран и народов. Государственная правовая система, существующая в России, имеет некоторые особенности, которые являются препятствием для включения Российского государства в законодательную правовую семью. Особенности российской правовой системы:
Правовая система является следствием отечественной правовой системы, пропитана ее идеологией. Фактически закон не является однозначным основным источником права, к этому привело длительное игнорирование закона. Основной характерной чертой правосознания российского общества является гипертрофированность толкования, в результате чего субъекты производят оценку каждого законодательного установления с точки зрения только их представления о справедливости, и их собственных интересов. Именно в этом заключается препятствие к стремлению беспрекословного следования предписаниям закона.
Главным источником объединения является не основной законодательный акт, а подзаконные акты. Объемное подзаконное нормотворчество не столько детализирует определенные предписания закона, сколько затрудняет их применение. Масштабный объем подзаконных актов препятствует укреплению закона, как основного ведущего источника права.
Исключительная особенность - переходной характер отечественной правовой системы к современной правовой системе РФ. Эта особенность заключается в стадии реформировании данной современной системы государства, призванной ликвидировать пережитки старой системы, которая была построена на отечественных идеологиях, сформировать современную правовую действительность, соответствующую современным общепринятым стандартным представлениям о праве на международном уровне.
Билет № 6
1. Правовые отношения: понятие, признаки, предпосылки возникновения.
В обществе существует множество различных отношений - экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др. Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Правовые отношения можно в самом общем смысле определить, как общественные отношения, урегулированные правом.
При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.
В любом правовом отношении выделяются содержания:
-
фактическое (экономическое, политическое и т.д.), не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения; -
юридическое - субъективные права и обязанности участников правоотношения; -
волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.
Структура правоотношения:
-
субъект; -
объект; -
субъективное право; -
юридическая обязанность.
Признаки правовых отношений:
-
урегулированное правом общественное отношение; -
возникает, изменяется или прекращается на основе норм права; -
субъекты взаимосвязаны субъективными правами и обязанностями; -
носят волевой характер; -
возникает по поводу определяемого блага, ценности; -
охраняется государством.
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках:
-
материальных (общих); -
юридических (или специальных).
Материальные предпосылки возникновения правоотношений - совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений; необходимы для возникновения и существования любого отношения. К ним относятся: