Файл: Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профилактика профессиональной тугоухости должна заключаться в следующем:
устранение п предотвращение распространения шума, использование средств индивидуальной защиты от шума. Медицинская профилактика предусматривает предварительные и периодические медицинские осмотры, рациональные режимы труда, витаминотерапию,санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия
109.Здоровье школьника как социоально-биологическая категория
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования
Выделяются 3 компонента здоровья (здоровье индивида):
Физическоездоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).
Духовноездоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр.
Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.
110.Факторы влияющие на уровень здоровья детей и подростков(+ и -)
- экологическая ситуация на территории размещения школы,
- размер и благоустройство земельного участка,
- архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений,
- санитарное благоустройство здания,
- физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима),
- условия и организация питания и физического воспитания,
- режим учебно-воспитательного процесса,
- медицинское обеспечение учащихся.
111.Критерии распределения школьников по группам здоровья
Первая группа здоровья. Здоровые дети и подростки с гармоничным развитием и уровнем развития функциональных систем организма, который отвечает возрасту.
Вторая группа здоровья. Здоровые дети и подростки, которые имеют функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, эти дети часто и продолжительно болеют.
Третья группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но с сохранением функциональных возможностей организма.
Четвертая группа здоровья. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, у которых снижены функциональные возможности организма.
Пятая группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и имеют значительно сниженные функциональные возможности организма.
112.Понятие о физ.развитиишкольников.Критерии определения гармоничности физ.развития школьника по шкалам регрессии
К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности
К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет
Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую
113.Понятие о биологическом возврасте.Критерии определения.Гигиеническое значение
Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма.
Основными критериями биологического возраста считаются:
• зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
• скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
• зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);
• показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;
• морфологическая и психологическая зрелость.
114.Понятие о школьной зрелости.Критерииопределения.Гигиеническое значение
школьная зрелость- особая степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям.
Считается зрелым
• Физически
• Умственно (Интеллектуально)
• Эмоционально
• Социально
115.Методика определения группы здоровья школьника.Прикладное значение.Группы физ.воспитания
Основная группа
Такие школьники характеризуются отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Они имеют отличное функциональное состояние и такую физподготовку, которая полностью соответствует возрасту. Также к основной группе здоровья относят и тех детей, которые имеют незначительные, большей частью функциональные отклонения. При этом такие школьники совершенно не отличаются от своих сверстников по физическому развитию и физподготовке.
Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке
Подготовительная группа
В такой группе находятся дети, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физподготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Ослабленное состояние здоровья часто фиксируется в качестве остаточного явления после разных перенесенных недугов острого типа, а также при их переходе в стадию хронического заболевания. Кроме того такая ситуация наблюдается и при хронических формах заболеваний на этапе компенсации.
Специальная группа
В этой группе находятся те школьники, состояние здоровья которых требует занятий в соответствии с отдельной программой, которая принимает в учет состояние их здоровья. Однако таких детей не нужно полностью освобождать от физической культуры, В спецгруппе могут находится дети со временными либо постоянными отклонениями в состоянии здоровья, которым настоятельно рекомендуется посещать курс физкультуры по специализированной программе в обычной школе под руководством педагога. Такие школьники имеют подгруппу А.
116.Понятие о работоспособности школьников.Фазы работоспособности,их физиолого-гигиеническая интерпретация
Работоспособность.Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы
Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок — точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
Спустя некоторое время, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность — низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку.
117.Переутомление школьников как гигеническая проблема .Факторы переутомления
Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.переутомление — это стадия длительного утомления.
В случаях резкого физического или психиче¬ского перенапряжения переутомление может по¬явиться в необычайно короткие сроки.
Но в наибольшей степени переутомление со¬путствует сумме таких факторов, как непрерывный труд, психическая напряжен¬ность, постепенно накапливаясь, изматывает че¬ловека физически и морально, энергетический дефицит из-за недополучения или полного отсутствия продуктов пи¬тания,
хроническое недо¬сыпание, неблагоприятные климатические факто¬ры, чувство страха и другие стрессоры. Усталость накапливается с каждым днем и может достиг¬нуть стадии переутомления
118.Принципы профилактики переутомления школьников и мероприятия по повышению работоспособности
Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять само¬контроль за показателями длительности и интенсивности ум¬ственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Мероприятия: реализуется на технико-организационном, социально-экономическом, санитарно-гигиеническом, медико-биологическом, психологическом направлениях
119Гигиенические требования к микроклимату,естественному и искусственному освещению
Как показали исследования, оптимальной большое значение в оценке микроклимата жилища име¬ет и температура внутренней поверхности ограждающих конструкций здания: стен, пола, остекления.Температурой воздуха в помещении зимой в условиях умеренного и теплого климата является 18—20 °С. Вторым фактором микроклимата жилища является влажность воздуха, отно¬сительная влажность должна быть 30—60 %.скорость движения воздуха 0,1—0,15 м/с.
Естественное освещение
• характеристику зрительной работы; местонахождение здания на карте светового климата;
• требуемую равномерность естественного освещения;
• расположение оборудования;
• желательное направление падения светового потока на рабочую поверхность;
• продолжительность использования естественного освещения в течение суток;
• необходимость защиты от слепящего действия прямого солнечного света.
Искусственное освещение может быть общим, местным или комбинированным. Источники света - лампы накаливания и люминесцентные лампы.Светильники прямого света большую часть света направляют вниз, но создают резкие тени (светильник альфа).
Светильники рассеянного света равномерно рассеивают световой поток во все стороны (молочный шар).
Светильники отраженного света направляют световой поток вверх, а затем он отражается от потолка и рассеивается.
Наиболее гигиеничны светильники рассеянного и отраженного света.