Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Белгородский педагогический колледж»
Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин
Лобанова Дарья Денисовна
студентка группы 41-КП
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Выпускная квалификационная работа
по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Научный руководитель:
Преподаватель:
Бурченко Т. В.
Рецензент:
Учитель начальных классов
ГБОУ «Новооскольская
специальная школа - интернат»
Богатырева Е. А.
Работа защищена
«__»__________2022 г.
С оценкой ______________
Председатель комиссии:
_______________________
Белгород 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | 3 | ||
| 7 | ||
| | 1.1.Сущность и содержание понятия «сенсомоторика»…………. | 7 |
| | 1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………… | 12 |
| |
| 17 |
| |
| 23 |
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРИКИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………………………. | 30 | ||
| | 2.1. Диагностика уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………... | 30 |
| | 2.2. Реализация деятельности по развитию сенсомоторики на уроках окружающего мира с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность ……….................. | 40 |
| | 2.3. Методические рекомендации по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира ……... | 51 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | 56 | ||
БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПИСОК………………………………………………. | 59 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… | 62 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой и крупной моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой и крупной моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.
В Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой [2].
Основой для разработки основной адаптированной общеобразовательной программы для учеников с интеллектуальной недостаточностью является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [1].
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Исследования в области специальной психологии и педагогики
В. А. Вяренен (1971), Л.И. Даргевичене (1971), Н.Л. Коломинский (1978), Ж.И. Намазбаева (1986), О.К. Агавелян (1989) показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников отрицательно влияет на развитие ощущения, мелкой моторики, восприятия и представления об окружающем мире.
Проблема развития сенсомоторики на уроках окружающего мира весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Недоразвитие зрительно-моторной координации и графического навыка препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении сенсомоторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии сенсомоторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированно, их точность и темп нарушены.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального
развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Проблема исследования:как игровая деятельность влияет на развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.
Цель данного исследования: теоретически обосновать возможность развития сенсомоторики на уроках окружающего мира с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность.
Объект исследования: процесс развития сенсомоторики на уроках окружающего мира у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития сенсомоторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание понятия «сенсомоторика»
2.Раскрыть психолого-педагогическую характеристику младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
3. Обозначить особенности развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
4. Определить игровую деятельность как средство развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира.
5. Выявить уровень развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
6. Спроектировать и реализовать работу по развитию сенсомоторики у младших школьников на уроках окружающего мира через игровую деятельность и разработать методические рекомендации.
Гипотеза:игровая деятельность будет эффективным средством развития сенсомоторики с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира, если:
- использовать заданий практико – ориентированного характера, основаных на сочетании элементов различных видов деятельности;
- будут учитываться индивидуальные особенности младших школьников.
Учитывая поставленные задачи, были выбраны следующие методы исследования:
--теоретический анализ литературы;
- анкетирование;
- беседа;
- анализ;
- метод математической обработки данных.
Теоретической значимостью работы является то, чтобы узнать о сущности и содержанию понятия «сенсомоторика», о писхолого-педагогической характеристике младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
, об особенностях развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, об игровой деятельности как средство развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира.
Практическая значимость заключается в том, что были разработаны конспекты уроков, методические рекомендации, сборники упражнений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат», 2 класс
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
-
Сущность и содержание понятия «сенсомоторика»
Для того, чтобы узнать, что такое сенсомотрика, необходимо разобраться с понятиями: «сенсорика» и «моторика», а так же определить взаимосвязь между ними.
«Сенсомоторика» - это умение управлять движением, это согласованность глаз, слуха, ощущений и движений. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей [23].
Под сенсорной организацией личности понимается уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция) [3].
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е.И. Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения. [11] Первые объединяют сигналы, которые доходят до нас из внутренней среды организма. Вторые - обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. И в заключении, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистанционные ощущения.