Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контактные ощущения – это ощущения, которые происходят непосредственно под воздействием приложения к поверхности тела и соответствие воспринимаемого органа.  Например: вкус и осязание. [10]

Дистанционные ощущения – это ощущения, которые вызваны раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение. [19]

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, она включает в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Выделяют 4 уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание. [14]

К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность, относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность, относятся: объём, скорость, точность, надёжность.[17]

По мнению Е. И. Рогова, воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов). В зависимости от того какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. [26]

Р. С. Немов выделяет зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени. [12]

Процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности. [8]

 «Моторика»  (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. [16] Различают: крупную моторику  и мелкую  моторику.

«Крупная моторика» – это совокупность  действий для выполнения какой-либо задачи [21]. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале  ребенок  осваивает  крупную моторику, а потом  к ней постепенно добавляются навыки мелкой  моторики.


«Мелкая моторика» – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. [21] При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Она развивает творческие способности у ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев [9].

 Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, токсичных движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, плохая координированность, излишняя расторможенность, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма; из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Работа по развитию моторики нацелена на расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленное выполнение отдельных действий и серии действий по инструкции педагога. Коррекционные занятия как обязательный элемент включают различные формы работы по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Кинестетическое и кинетическое развитие предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.



Кинестетические ощущения – чрезвычайно важный вид чувствительности (кожная, вибрационная, то есть поверхностная чувствительность), без которого невозможны подражание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осознанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз и т.д. В чувственном познании осязательно-двигательное воспитание преобладает над чисто зрительным. Представления ребенка о схеме собственного тела формируются исключительно на кинестетической основе.

Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно -суставная, то есть глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмика-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредотачивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, активизировать зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации лежит в основе формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании устной и письменной речи.

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. [29]

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Итак, мы пришли к выводу,  что  «сенсомоторика» (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — это  взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации [29].



    1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью


Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют  дети с интеллектуальным нарушением, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

Вопросы, связанные с изучением интеллектуального нарушения, относятся к числу наиболее важных в дефектологии, замечают Л.С. Выготский, мысли которого передают В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола (1988), В.И. Лубовский (1994). Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

Исследования ученых Л.С. Выготский, описанием трудов которого занимались В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.Г. Луппола (1988), В.И. Лубовский (1994) дают основания относить к интеллектуальному нарушению только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки, как стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение, должны в первую очередь учитываться при диагностике интеллектуального нарушения.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден по причинам и времени поражения головного мозга, по степени тяжести клинической картины и по психолого-педагогическим характеристикам.

В международной классификации (МКБ-10) формы умственной отсталости:

  • легкую (IQ — 40 — 69)

  •  умеренную (IQ — 35 — 49)

  • тяжелую (IQ — 20 — 34)

  • глубокую (IQ ниже 20).

В отечественной олигофренопедагогике была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяли три степени умственной отсталости:

  • дебильность

  •  имбецильность

  •  идиотию

Легкая степень умственной отсталости (дебильность) встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Дети  с таким нарушением отстают в физическом развитии. Проблема становится очевидной обычно, когда ребёнок идёт в детский сад или школу. Он не справляется с программным материалом.


Умеренная умственная отсталость является пограничной меж­ду дебильностью и имбицильностью. Дети, имеющие это нарушение учатся в  специальной (коррекционной) школе VIII вида в особой группе. Не все из них могут освоить учебную программу.

Тяжелая умственная отсталость (имбицильность) выявляется в ранние периоды развития ребенка. Такие малыши позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть. Ходить ребёнок может начать гораздо к трём годам и позже. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, причём с нарушением произношения звуков. Существенно страдает моторика. Эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.