Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс

Тема: «Труд людей родного края. Профессии»

Тип: открытие нового знания

Цель: создать условия для формирования представлений о профессиях.

Задачи:

Дидактические:

- формировать представление о проессиях.

Развивающие:

- развивать логическое мышление,

- развивать умения работать с информацией,

- развивать интерес к предмету,

- развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательные:

- воспитывать чувства товарищества, усидчивость

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, сохранять цель и учебные задачи;

- планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов;

- ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные результаты:

- называть различия растений от других животных организмов;

- уметь ориентироваться в разнообразии растений в Белгородской области

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве;

- испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы:

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и средства

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Денисовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Поскорей проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствие учителя
Настрой на работу

Фронтальная форма работы

Словесный метод (беседа, рассказ)

Приём настройки на работу

Актуализация знаний и подготовки к активной познавательной деятельности

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем мне заниматься?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Что обсуждать?

- Выскажите предположение, какая тема у нашего урока?

Обсуждение значения слова работа профессия.

Профессия – занятие человека, требующее специальных знаний и умений.

Можно про вас сказать, что вы владеете какой-то профессией? Почему?

Давайте прочитаем определение:

Работа – это труд людей, требующий физических и умственных затрат.

Профессия – занятие человека, требующее специальных знаний и умений.

-Чем отличаются понятия «работа» и «профессия»?

-Какую работу вы выполняете по дому?

-Экономите ли вы время, силы мамы, или она переделывает вашу работу?

-Какие дела вы делаете всей семьей?

-Кем работают ваши родители? А какая профессия у ваших родителей?

- Какие профессии вам известны?

- Профессии людей связаны с их трудом. Людям, каких профессий необходимо трудиться?



Читают со слайда
О профессиях


Проводится словарная работа
Отвечают на вопросы

Помощь родителям по дому


Отвечают на вопросы
Трудится надо всем


Фронтальная форма работы

Словесный метод (беседа, рассказ)


Приём ответа на вопрос

Наглядный метод (слады презентации)



Выявление места и причины затруднения

Тема урока: «Особенности труда людей родного края. Профессии».

Откройте рабочую тетрадь на стр. 12, прочтите и скажите, что мы узнаем сегодня на уроке. Выслушиваются ответы детей

Слушают тему урока

Записывают в рабочие тетради

Словесный метод (беседа, рассказ)


Построение проекта выхода из затруднений

На карточках напечатаны пословицы. Прочитайте пословицы в группе. Обсудите их. Выберите и отметьте только пословицы о труде.

Проверка результатов работы.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Скучен день до вечера, если делать нечего.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

Труд человека кормит, а лень портит. Поспешишь - людей насмешишь.

За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Труд без пользы – то же безделье.

Делу время, а потехе – час.

Почет и труд рядом живут.

На доске две пословицы:

 К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 Труд без пользы – то же безделье.

-Объясните эти пословицы. Как их можно связать со словами:

Все профессии нужны, все профессии важны.

- А почему мы часто в нашей речи используем именно эти слова?

Верно!

Работа со стихотворением Ю. Тувима “Все для всех”

Каменщик строит жилище,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым, 

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба.

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем,- нужно,

Значит, давайте трудиться 

Честно, усердно и дружно!

Отражает ли название стихотворения его главную мысль?


Читают пословицы

Выбирают пословицы, которые подходит к теме

Объясняют значение пословиц


Отвечают на вопрос учителя

Слушают стихотворение

Нужно обучающихся подвести к выводу о ценности труда каждого человека, к мысли о том – насколько хорошо каждый выполнит свою работу, зависит жизнь других людей



Фронтальная форма работы
Словесный метод (опрос)

Наглядный метод (картинки на доске)

Приём слушания учителя
Приём ответа на вопрос

Реализация построенного проекта

Откройте рабочую тетрадь на стр., выполните задание № 1

- Что вы знаете об этих предприятиях?

Выслушиваются ответы детей.

Белгородская область, названная «меловым юго-западом», богата полезными ископаемыми: в ней добывают железную руду. На территории области сосредоточено 90% всех запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (Яковлевское, Погромецкое, Стойленское и другие месторождения). Название «меловой юго-запад» говорит об изобилии строительного сырья такого как, цемент, шифер, мел, кирпич.

Седые меловые кручи, поднявшиеся над Северским Донцом, раздвинулись здесь, словно уступая место городу. Белые горы подарили ему имя.

Курская магнитная аномалия (КМА) – самый мощный в мире

железорудный бассейн. По геологическим запасам железных руд КМА

занимает первое место в мире, по балансовым – первое место в России.

Лебединский горно-обогатительный комбинат дважды внесѐн в Книгу

рекордов Гиннеса. Размеры карьера по поверхности составляют:

в длину - 5км., в ширину – 3км., это самое крупное железорудное

месторождение по запасам железистых кварцитов

Лебединский ГОК (ЛГОК) является ведущим производителем железной руды в России, на долю которого приходится 21% внутреннего рынка. Лебединский ГОК (ЛГОК)- общепризнанный производитель высококачественного концентрата, окатышей и горячих брикетов, единственный в Европе горно-обогатительный комбинат, использующий технологию прямого восстановления железа.


Выполняю указания учителя


Слушают рассказ учителя


Смотрят видеофрагмент




Наглядный метод (слайды презентации)
Словесный метод (рассказ)
Фронтальная форма работы

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Дидактическая игра «Что лежит в мешке?»

ОАО «Белгородский цемент» - одно из лучших предприятий цементной отрасли России, первым, из цементных заводов СНГ. Высокое качество белгородских цементов ставят завод в ряд ведущих мировых производителей. За 55 лет работы завода отгружено более 100 миллионов тонн продукции. Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений. Выгодное географическое расположение завода вблизи Российско-Украинской границы, позволяет успешно проводить экспортно-импортные операции. В настоящее время предприятие предлагает на рынок ежегодно более 2,0 миллионов тонн высококачественной продукции. Разведанные запасы мела и глины в собственных карьерах могут обеспечить работу завода в течение 150 лет. 

«Россиянка» - Белгородская швейная фабрика, одно из крупнейших предприятий легкой промышленности Российской федерации, находящееся в городе Белгороде. Производство и реализация высококачественного детского и женского легкого платья из различных видов ткани. Оригинальный дизайн, модная конструктивная линия, доступные цены, широкий ассортимент.


Слушают рассказ учителя
Играют в игру


Словесный метод (рассказ)


Наглядный метод (слайды презентации)


Игровой метод

Самостоятельная работа

Ребята, выполните задание № 2 в рабочей тетради. Поработайте с заданием, выясните, какие определения соответствуют названиям профессии.

А сейчас внимание на экран, проверим задание.

Выполняют индивидуальную работу

Игровой метод
Наглядный метод

Включение новых знаний в системы повторений

Дидактическая игра «Соедини»

Чему же посвящен наш урок? Выслушиваются ответы детей.

Что о труде людей родного края мы узнали?

Выслушиваются ответы детей.

Подумайте, и скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию?

Выслушиваются ответы детей.

Верно всё, что вы сказали.

Играют в игру
Читают определения при помощи учителя-тьютора или самостоятельно
Отвечают на вопрос учителя


Фронтальная форма работы
Игровой метод
Словесный метод (беседа)

Рефлексия в учебном действии

Давайте вспомним тему и цели нашего занятия. - Добились мы целей? - Что узнали?

Посмотрите на слайд, выберите любую строчку и продолжите предложение.

– «Я хотел бы ещё быть исследователем родного края, потому что…»

– «Самым интересным заданием на уроке было …»

– «Я считаю, что сегодня на уроке хорошо работал(а)…»

Вспоминают тему и цель урока
Оценивают свою деятельность на уроке

Словесный метод
Приём оценивания деятельности на уроке


ПРИЛОЖЕНИЕ К


Игры, направленные на развитие зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Дидактическая игра: «Узнай, что это?».

Цель – активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цветные карандаши, листы для рисования.

Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить, часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.

Дидактическая игра «Архитектор».

Цель - развитие внимания, наблюдательность

Игровой материал: кубики.

Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание. 

Дидактическая игра: «Маленький жук».

Цель - развитие внимания, наблюдательности.

Игровой материал: бланки с таблицей.

Процедура игры: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).


Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Дидактическая игра «Переплетённые нити».

Цель - тренировка концентрации внимания.

Игровой материал: бланки заданий.

Процедура игры: Предлагается соединить элементы профессий с самими профессиями.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Пальчиковая игра «Капуста».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и моторной координации.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом за воспитателем.

Мы капусту рубим — рубим,

Мы капусту солим — солим,

Мы капусту трем — трем,

Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)

Пальчиковая игра «Семья».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и моторной координации.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом за воспитателем.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик -  мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Дидактическая игра «Сухой бассейн».

Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Оборудование: ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Описание: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал наполнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.


Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили».

Дидактическая игра «Рисование по манке».

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Оборудование: ёмкость с манкой.

Описание: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.

Дидактическая игра «Нанизывание».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Дидактическая игра «Театр теней».

Цель: развивать мелкую моторику.

Оборудование: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Дидактическая игра «Раскрась правильно».

Цель: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.