ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект укреплений Порт-Артура первой очереди предусматривал двухлетний срок строительства, но различные обстоятельства (китайское народное восстание 1900 г., во время которого рабочие-китайцы разбежались, холерная эпидемия) тормозили начало работ. Начатые работы двигались вяло.
С 1903 г. работы производились более успешно, но уже было поздно: программа строительства порт-артурской крепости не была выполнена, точно так же, как и программа возведения укреплений на Цзиньчжоуском перешейке.
Что касается Владивостока, то к началу войны он был до некоторой степени обеспечен от ускоренной атаки. Внутри страны царизм не в состоянии был обеспечить себе прочной опоры. Недовольство режимом самодержавия возрастало.
В области внешней политики царское правительство сумело добиться некоторого успеха. Укреплением союза с Францией Россия добилась частичного перевооружения своей артиллерии лучшими образцами орудий, но абсолютно ничего не было сделано по организации производства пулеметов. Торговый договор с Германией развязывал руки царизму и позволял произвести переброску войск с западной границы на восток. Китай заявил о своем нейтралитете. Однако присутствие за Печилийской границей войск китайских генералов Юань Ши-кая и Ма требовало от русских усиления правого фланга развертывания в ущерб группировке на важнейшем восточном участке театра.
Относительно же оккупированной Манчжурии надо сказать, что полицейский режим и жестокая эксплуатация китайского населения вызывали враждебное отношение со стороны последнего, что также отразилось на действиях русской армии.
Таким образом, ни в военном, ни в политическом отношении царская Россия не была готова к войне.
- 1 2 3 4 5 6
Ход военных действий в период Русско-японской войны 1904–1905 годов
-
Военные действия 1904 года
24 января по приказу командующего Соединенным флотом Японии вице-адмирала Х. Того 55 боевых кораблей вышли в море. 25 января из их состава были выделены два отряда быстроходных крейсеров и миноносцев: один направился к Порт-Артуру, другой к корейскому порту Чемульпо.
В ночь на 27 января 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую без должных мер охранения на внешнем рейде Порт-Артура, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер. [1]
Потеря крейсера и двух канонерских лодок, тяжелые повреждения двух сильнейших броненосцев эскадры – «Цесаревича» и «Ретвизана», привели к существенному ослаблению русских морских сил на Дальнем Востоке, к еще большему изменению соотношения сил в пользу японцев. Именно этот фактор и оказал решающее влияние на развитие событий в начальный период войны: японцы получили возможность практически беспрепятственно перевозить свои войска на материк. [5]
Высадка войск 1-й японской армии проводилась в корейских портах Чемульпо и Цинампо. Сосредоточение войск в Корее закончилось в марте 1904 г., после чего они начали выдвигаться к р. Ялу для последующего наступления на ляоянско-мукденском направлении. [5]
Русское командование возглавлялось главнокомандующими вооруженными силами на Дальнем Востоке адмиралом Е. И. Алексеевым, которому подчинялись командующие Маньчжурской армией – до октября 1904 генерал Куропаткин и Тихоокеанским флотом – вице-адмирал С. О. Макаров. Руководство японскими войсками осуществлял начальник Генерального штаба, ставший с июня главнокомандующим сухопутными войсками, маршал И. Ойяма, японским флотом – адмирал Х. Того.
Ослабленная русская эскадра в Порт-Артуре ограничивалась вначале лишь оборонительными действиями. Прибывший 24 февраля 1904 в Порт-Артур вице-адмирал Макаров начал готовить эскадру к активным действиям. Он ознакомился с положением дел на эскадре и в базе и разработал новый план боевых действий. В общих чертах план сводился к следующему:
– до вступления в строй поврежденных кораблей главная задача флота сводилась к противодействию высадкам войск противника на Квантунском п-ве постановкой активных минных заграждений;
– по мере выполнения намеченных оборонительных мероприятий надлежало постепенно расширять масштабы деятельности флота, сначала операциями миноносцев и крейсеров, а с исправлением броненосцев — и главными силами;
– учитывая преимущество неприятеля в силах, флот должен стремиться удержать господство в ближайших к Квантуну водах, частыми и внезапными нападениями на коммуникации противника задержать высадку войск на материк; [5]
С каждым днем действия русской эскадры становились всё активнее. Адмирал Х. Того приказал расставить мины против русских кораблей. Флагманский броненосец Макарова наскочил на вражескую мину. Последовал страшный взрыв, и через две минуты «Петропавловск» скрылся под волнами вместе с главнокомандующим. Спаслись лишь 80 офицеров и матросов. Вскоре из семи броненосцев в строю оказалось три, что сильно ослабило русскую эскадру.
Гибель Макарова была настоящей трагедией для русского флота и тяжело отразилась на дальнейшем ходе военных действий. С этого момента инициатива на море перешла к японскому флоту, что неблагоприятно отразилось и на проведении русским командованием операций на суше. Японская ставка получив известие о гибели Макарова, немедленно отдала приказ приступить к подготовке высадки своих войск на Ляодунском полуострове. [11]
А положение на сухопутном фронте ухудшалось с каждым месяцем. Японские войска, высадившись в Корее, атаковали восточный отряд генерала Засулича М. И., который прикрывал южную Манчжурию. Япония первой высадила свои дивизии в Корее и, форсировав реку Ялу, в середине апреля завязала бои с русскими войсками. Против 60-тысячной японской армии генерала Куроки у Засулича М. И. было в наличии лишь 20 тысяч солдат. Да к тому же, японцы превосходили русские войска по артиллерии в два с лишним раза. Под натиском превосходящих сил противника наши войска отступили, что дало японцам возможность, высадив еще один десант, уже в южной Манчжурии, атаковать русские укрепления, прикрывавшие перешеек Квантунского полуострова, где был расположен Порт-Артур и порт Дальний. Японцы овладели «горлом» Квантунского перешейка – Кинчжоу. 13 мая этот ключ к Порт-Артуру сдали японцам.
14 мая без боя был сдан японцам порт Дальний. Через порт Дальний в течение всей войны японцы направляли для своих войск в Маньчжурии пополнения, вооружение, боеприпасы и продовольствие.
Японское командование наращивало свои силы в южной части Маньчжурии. После 2-й армии высадилась 3-я – численностью в 45 тыс. человек. Одновременно велась подготовка к высадке 4-й армии генерала М. Нодзу. Для действий против Порт-Артура японское командование направило 3-ю армию Ноги, а 2-ю армию Оку двинуло на север для взаимодействия с 1-й армией Куроки против главных сил Куропаткина.
В июне-июле японские армии развивали наступление на Ляоян. Русские войска, после ряда неудачных для них боев, в начале августа заняли оборонительные позиции на дальних подступах к Ляояну. После сражений в конце августа Куропаткин отдал приказ об отступлении.
24 августа русская армия отошла к реке Шахе. После сражения с 22 сентября до 4 октября обессиленные тяжёлыми потерями противники перешли к обороне. Образовался позиционный фронт протяжённостью до 60 км, началось «шахейское сидение», которое продолжалось 3 месяца.
- 1 2 3 4 5 6
Оборона Порт-Артура
В начале мая 1904 г., после овладения японцами укрепленной линии на Кинджоуском перешейке Ляодунского полуострова, Порт-Артур оказался отрезанным от русской армии в Маньчжурии. Началось медленное, с боями, продвижение японских войск к Порт-Артуру.
Куропаткин, по повелению из Петербурга, выделил из своей корпус численностью в 24 тыс. штыков под командованием генерал-лейтенанта Штакельберга и направил его к Порт-Артуру. Перед Штакельбергом была поставлена задача лишь ослабить давление японцев на Порт-Артур, «с превосходными же силами не доводить дело до решительного столкновения». 1 июня корпус Штакельберга был атакован превосходящими силами армии генерала Я. Оку. Штакельберг потерпел поражение, однако ему удалось вывести корпус из окружения и тем спасти его от окончательного разгрома. [12]
Поражение корпуса Штакельберга лишило надежды на восстановление связи Порт-Артура с Маньчжурской армией. В связи с нависшей угрозой захвата Порт-Артура японцами и вместе с тем находившейся в нем Тихоокеанской эскадры Алексеев приказал ее командиру Витгефту перевести ее во Владивосток. Этого сделать не удалось и в бою сам Витгефт был убит, 18 кораблей 10 вернулись в Порт-Артур, 7 кораблей, получившие повреждения, ушли в нейтральные порты.
В конце июля, после кровопролитных боев за овладение дальними укреплениями Порт-Артура, японская армия подошла к линии его ближайшей обороны, которая составляла 29 км. Гарнизон крепости насчитывал 42 тыс. человек. Кроме того экипаж базировавшейся в крепости Тихоокеанской эскадры насчитывал 12 тыс. офицеров и матросов.
3 августа М. Ноги обратился к осажденным с предложением сдать крепость «на почетных условиях», но получил ответ: «Предложение сдать крепость, как несовместимое с честью и достоинством русской армии и не оправдываемое настоящим положением крепости, не может быть предметом обсуждения». [11]
Японцы сосредоточили армию в 48 тыс. чел. и предприняли ряд штурмов крепости. Первый общий штурм продолжался с 6 по 11 августа не только днем, но и ночью. Японцы имели преимущество в артиллерии. Потеряв в ожесточенных боях около 25 тыс. чел., японцы отказались от штурма. Потери русских составили 6 тыс. чел.
Получив значительные подкрепления и осадную артиллерию, японцы в сентябре провели второй штурм, сосредоточив трехкратное превосходство против высот Длинной и Высокой. После