Файл: Стомфак по вопросам лишь общая патфиз и типовые процессы, а вся частная по темам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
астероидные личности. Под влиянием психической травмы у них чаще развивается истерия. Лица мыслительного типа охватывают окружающую действительность сухо, отвлеченно, абстрактно — это психастеноидные личности. У них под влиянием психической травмы развивается психастения (невроз навязчивых состояний). Между этими двумя типами находятся лица "среднего типа" (по И.П. Павлову) — у них развивается неврастения.

Кроме этиологических факторов, исключительно важное значение в возникновении невроза играют условия. Выделяют три группы условий, способствующих или препятствующих развитию неврозов: биологические, социальные и психогенные.

Биологические. Говоря об этой группе условий, в виду имеют, прежде всего, наследственность и конституцию. От 10 до 20% больных неврозами имеют наследственную отягощенность нервно- психическими заболеваниями (больны родители, родственники). Генетический вклад может реализоваться на двух уровнях:

- предрасполагать к развитию различных черт личности; - предрасполагать к избирательной непереносимости отдельных стрессов с образованием специфических симптомов неврологических состояний. Как известно, главным фактором развития невроза являются стрессы окружения, но какого типа разовьется невроз — зависит от генотипа.

К группе биологических условий относят пол и возраст. Неврозы чаще встречаются у женщин, что связано с их повышенной эмоциональностью и ежемесячными эндокринными перестройками. Бездетность является мощным фактором формирования неврозов. Оказалось, что среди женщин, страдающих неврозами, преобладают бездетные женщины и матери, имеющие одного ребенка, а наибольшее число больных неврозами выявляется среди женщин в возрасте от 20 до 40 лет, т.е. периода активного включения в жизнь и максимальной психо-эмоциональной нагрузки.

Неврозы чаще развиваются в пубертатном и климактерическом периоде. К неврозам больше склонны астеники.

Важное значение в возникновении неврозов отводится приобретенным соматическим нарушениям, возникающим после перенесенных инфекций, черепно-мозговых травм, интоксикаций, различных заболеваний внутренних органов, а также длительному недосыпанию и переутомлению. Эти факторы астенизируют нервную систему, изменяют ее реактивность и способствуют невротическому срыву. Иными словами, соматический фактор может выступать как своеобразный сенсибилизатор, усугубляющий воздействие психотравмы. Все это может привести к тому, что раздражители, не являвшиеся до этого сверхсильными и не вызывавшие заболевания, могут стать таковыми, воздействуя на ослабленные нервные клетки. В связи с астенизацией могут подвергаться переоценке и бывшие в прошлом неприятные события, которые таким образом приобретают психотравмирующее значение.


Психологические. К факторам психологической природы следует отнести характерологические особенности личности. Предрасполагают к возникновению невроза такие акцентированные (т.е. резко выраженные) черты характера как повышенная ответственность и доброжелательность, добросовестность в сочетании с высокой чувствительностью к критике, малая уступчивость и средняя степень адаптивности. Эти психологические особенности личности в сочетании со стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности, и нездоровыми тенденциями к успеху без учета сил и возможностей, способствуют развитию психологического конфликта неврастенического тина. В основе этого невроза лежит "конфликт" между завышенными требованиями к себе и невозможностью их реализовать, что обусловливает перенапряжение и срыв процесса коркового возбуждения. Основными проявлениями неврастении служат вегетативные расстройства (сердечные аритмии, желудочно- кишечные расстройства, гипо- или гипертензивные реакции), повышенная возбудимость, утомляемость, раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, сниженная работоспособность, неустойчивость настроения, нарушение сна и сексуальные расстройства.

Завышенная самооценка, эгоистичность, эгоцентричность, относительно высокая активность с низкой степенью решительности и целенаправленности, а также значительная степень внушаемости и самовнушения способствуют развитию такого невроза, как истерия. В основе этого невроза лежит "конфликт" между завышенными требованиями личности к окружающим и невозможностью их реализовать или достичь. При этом перенапряжение и истощение корковых процессов способствует формированию в подкорковых структурах "мобильных" очагов патологического возбуждения.

Истерические расстройства являются защитной реакцией человека в связи со сложившейся неразрешимой ситуацией. Симптомы этого невроза: неадекватное поведение, повышенная впечатлительность, неустойчивость настроения, забывчивость, театральность и наигранность переживаний. Внешне они выглядят энергичными людьми, а на самом деле они поверхностны, стараются произвести впечатление весьма занятых, значимых, влиятельных личностей, являющихся центром событий, Как правило, это мелкие персоны, невдумчивы, постоянно суетятся; они зависимы от других людей. Для них характерны вегетативные нарушения (одышка, тахикардия, аритмии сердца и т.д.), двигательные и сенсорные расстройства (преходящие парезы, слепота и глухота, парестезии, потеря обоняния и вкуса, кратковременная афония), сексуальные отклонения (импотенция, снижение либидо).



Низкая степень активности и уверенности в себе, нерешительность в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью, свойственные психастеническому типу, предрасполагают к развитию невроза, навязчивых состояний. В основе этого невроза лежит "конфликт" между желаниями и потребностями и невозможностью их реализации по моральным соображениям, формирующий в коре головного мозга патологический очаг возбуждения. Как правило, это происходит после одного из эпизодов, когда человек, по его мнению, забыл сделать что-то очень важное (закрыть балконную дверь, отключить телевизор), либо перенес состояние страха (боязнь утонуть при неумении плавать, боязнь темноты, высоты и т.д.). Все разновидности невроза навязчивых состояний характеризуются повторяющимися страхами, боязни чего- либо или кого-либо. Начало невроза навязчивых состояний формируется по механизму условного рефлекса, а в последующем происходит нарушение индивидуальной социальной и профессиональной жизни такой личности.

Кроме того, к факторам психологической природы относятся ятрогении. Ятрогении (лат. jatros — врач) — общее обозначение психогенных расстройств, возникающих вследствие отрицательных влияний на человека слов (собственно ятрогения) или действий (ятропагия) врача, медсестры (соророгения, soror — сестра) и других медицинских работников. В происхождении ятрогении важную роль играет, во-первых, поведение врача, и, во-вторых, особенности личности больного (мнительность. ипохондричность, повышенная эмоциональность и т.д.).

Психотравмирующие факторы в одних случаях могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, а в других — в качестве условий. Чаще всего патогенную роль приобретает их сочетание. В качестве пснхотравмирующих факторов выступают семейно-бытовые (плохие взаимоотношения между супруг'ами, тяжелые заболевания или смерть близких, личная неустроенность) и производственные (служебные неприятности, напряженный характер работы, неудовлетворенность работой).

Социальные. К факторам социальный природы относят следующие:

1. Родительская семья. Установлено, что 30-35% детей в возрасте до 16 лет, страдающих неврозами, воспитываются в неполной семье. Ранняя потеря родителей, конфликтные отношения между родителями способствуют формированию неврозов у детей. Сверхстрогость одного из родителей, сочетающаяся со сверхпротекцией и вседозволенностью другого, нередко приводит к истерии.


Воспитание ребенка в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, предъявления ему слишком строгих нравственных

требований, запугивание, подавление самостоятельности и лишение собственной инициативы формирует у ребенка

невроз навязчивых состояний.

2. Образование, профессия, трудовая деятельность накладывают отпечаток на частоту и характер неврозов. Лица, страдающие истерией, имеют низкий уровень образования, а неврозом навязчивых состояний- самый высокий. Профессия и "производственный климат" влияют на частоту неврозов: основное число неврозов приходится на долю финансовых работников, авиадиспетчеров, инженерно-технических работников, педагогов и учащихся.

Для возникновения невроза важное значение имеют не только врожденные типологические свойства нервной системы и ее состояние к моменту действия психической травмы (например, астенизация организма), но и взгляды и установки личности, возникающие в процессе ее формирования, которые позволяют лучше адаптироваться и найти выход из затруднительного положения.


2. Патогенез неврозов

Общим механизмом развития невроза является нарушение деятельности церебральных систем, обеспечивающих адаптацию организма к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, нервная напряженность с чувством неудовлетворенности и стресса с его эндокринными и вегетативными проявлениями. Базируясь на учении И.П. Павлова о том, что ведущим механизмом формирования невроза является перенапряжение основных нервных процессов, выделяют 4 аспекта в патогенезе неврозов: нейрофизиологический, нейрохимический, психофизиологический и психологический.

Нейрофизиологический аспект Длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением процессов возбуждения и торможения или перенапряжением подвижности этих процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей, обусловливает срыв-

Срыв высшей нервной деятельности происходит в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных обстоятельств и потрясений. Тип высшей нервной деятельности может либо облегчать возникновение (слабый тип) невроза, либо препятствовать невротическому срыву (сильный тип).

В основе полноценного личностного функционирования лежит тесная взаимосвязь деятельности трех систем:

- подкорки с ее сложнейшими безусловными рефлексами (т.е. инстинктами);

— первой кортикальной сигнальной системы, непосредственно отражающей окружающий мир,

— второй сигнальной системы, обеспечивающей тонкие и сложные взаимоотношения человека с внешней средой, главным образом, социальной.

Постоянное "разъединение" этих трех систем с резким нарушением их естественной соподчиненности характерно для неврозов, особенно истерии. Патологическая инертность нервных процессов является патофизиологической основой невроза навязчивых состояний. Синдром раздражительной слабости, столь характерный для неврастении, обусловлен быстрой истощаемостью нервного возбуждения и одновременно патологической подвижностью, взрывчатостью раздражительного процесса.

Каждый невроз имеет свою электрофизиологическую картину, но общими для всех больных неврозами особенности элекгроэнцефалограммы являются неустойчивость и нерегулярность корковой ритмики, атипичная выраженность альфа-активности в лобных долях коры, наличие медленных полиморфных волн, что указывает на вовлечение глубоких структур мозга в патологический процесс.

Нейрохимическийаспект. Нейрохимической основой неврозов являются нарушения в обмене катехоламинов, глюкокортикоидов, ацетилхолина, углеводов, жиров и т.д. У больных неврозом отмечается истощение симпатоадреналовой системы, о чем свидетельствует снижение содержания ДОМА и дофамина в крови и увеличение содержания конечного продукта обмена катехоламинов — ванилинминдальной кислоты. Самый низкий уровень дофамина обнаружен у больных неврастенией, у больных неврозом навязчивых состояний возрастает уровень адреналина, а при истерии- норадреналина. Эти изменения находятся в прямой зависимости с клиническими проявлениями этих неврозов: при неврозе навязчивых состояний преобладает страх (при страхе, как известно, повышается уровень адреналина в крови), а при истерии доминирует картина гневного раздражения (при гневе выделяется больше норадреналина).

Больные, страдающие бессонницей, раздражительны, конфликтны, склонны к эмоциям гнева-- у них отмечается 2-3-кратное увеличение в крови содержания адреналина и норадреналина.

У больных неврозами отмечается истощение гипофизарно- надпочечниковой системы, через которую нервная система оказывает регулирующее влияние на деятельность различных органов и систем.

Об ее истощении судят по уменьшению выделения 11- оксикортикостероидов с мочой.

Что касается минерального обмена, то у больных неврозами отмечается склонность к гипокалиемии, тенденция к гипофосфатсмии и гипокальциемии. Некоторое снижение анаэробных энергетических процессов и усиление аэробных рассматривается как адаптивная реакция в ответ на снижение аэробных процессов в головном мозге при неврозах.

Психофизиологический аспект. Стремление к объединению психологических и физиологических сторон в изучении патогенеза невротических расстройств способствовало разработке психофизиологического подхода, суть которого заключается в следующем, Применяя словесные раздражители, моделируют ситуации, различные по эмоциональной значимости для больного, и одновременно регистрируют физиологические и биохимические показатели. Будучи зарегистрированными при различных невротических состояниях, они характеризуют эти состояния и то единство психического и физиологического, которое лежит в основе материалистических представлений о природе психогенных расстройств.

Психологический аспект. В последние годы все большее значение в патогенезе неврозов придается проблеме психологического конфликта с раскрытием соотношения и взаимодействия больного и неблагополучной ситуации в конкретной социально-бытовой среде. Вместе с тем, в определении конфликта как несовместимости и столкновения противоречивых отношений подчеркивается, что речь идет о нарушении особо значимых для данной личности отношений. Присущие этому конфликту переживания становятся источником невроза, представляющего собой патофизиологическое выражение конфликта только в том случае, если эти переживания занимают центральное место в системе отношения личности к действительности.

Такое понимание психологического конфликта при неврозах несколько отличается от других концепций, например, от представления 3.Фрейда о "конфликте" и патогенезе невроза. В середине 50-х годов прошлого века венским психопатологом 3.Фрейдом была разработана инфантильно-сексуальная теория неврозов, согласно которой в первые 3 года жизни у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (половое влечение девочки к отцу, мальчика — к матери, гомосексуальные влечения).

В процессе воспитания ребенок, по мнению 3. Фрейда, узнает о запретности этих влечений и желаний, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Эта мысль не допускается до сознания, вытесняется в "бессознательное" и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании 3. Фрейд обозначил термином "цензура", а сам процесс подавления этих влечений — "вытеснением". Переживания, которые оказались вытесненными в "бессознательное", получили название "комплексов". Если последующие переживания способны восстановить и усилить эти "комплексы", то, по мнению 3.Фрейда, может возникнуть невроз.

Исходя из этой теории, З.Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти сексуальных переживаний детского возраста (вскрытии инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих "комплексов'* высказывания больного (воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного 3.Фрейдом.

Теория неврозов, созданная 3. Фрейдом, имеет свои недостатки. Ее основное положение - признание "инфантильно-сексуальных комплексов" в качестве универсальной причины болезни является недоказанным и основанным на произвольном, порой фантастическом толковании фактов. Вместе с тем, бесспорно, что наследуемый тип высшей нервной деятельности и психофизиологические особенности личности формируются в детском возрасте, когда при участии психоневролога еще можно предупредить развитие невроза у взрослого человека.

3. Неврозы и вегетативные расстройства

Важнейшим и одним из наиболее ранних проявлений клиники неврозов являются вегетативные расстройства, которые одновременно становятся и важнейшим фактором патогенеза соматических неврогенных расстройств, развивающихся по следующей схеме: "эмоциональный стресс > психический конфликт > невроз ) вегетативные нарушения > соматические расстройства".

Среди наиболее частых висцеральных нарушений при неврозах отмечаются расстройства сердечно-сосудистой системы (от 15 до 50%), которые проявляются в виде: - кардиалгического синдрома; - аритмнческого синдрома;

— синдрома сосудистой дистонии. Кардиалгический синдром проявляется болями в области сердца, не характерными для стенокардии: ноющие, колющие, жгучие, давящие с локализацией в области верхушки сердца и прекардиальной области с ощущением нехватки воздуха. Испытывая страх возможной сердечной катастрофы, такие больные остаются десятки минут до приезда врача скорой помощи в том положении, в котором застала их боль. Иногда возникает двигательное возбуждение, отмечается нарушение сна в связи со страхом уснуть и не проснуться

Аритмический синдром при неврозах проявляется учащением или замедлением сердечных сокращений, появлением желудочковых экстрасистол. При невротической тахикардии частота сокращений сердца не превышает ! I 0-! 20 мин

и связана с эмоциональным, а не физическим перенапряжением. Брадикардия встречается редко о сочетается с другими симптомами ваготонин: понижением артериального давления, головокружением, усилением саливации и перистальтики кишечника, ощущением жара и стойким красным дермографизмом.