Файл: Реферат по дисциплине Философия Генезис философии мифологическое, религиозное, обыденное сознание.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мифологическое сознание — особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость. Другими словами, для такого сознания миф не вымысел, а инструмент, который содержит в себе определенную структуру, характеризующую диалектически необходимую категорию бытия. Мифологическое сознание появилось как необходимость объяснить особенности понимания бытовых вещей и явлений. Ведь человек зачастую даже не замечает, как наделяет предметы личным, эмоциональным определением, отрешаясь от бытового восприятия.
Для определения философской системы мифа А. Ф. Лосев основывался на неоплатонической диалектике, используя в качестве основного инструмента феноменологию мифологического смысла. Суть подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать концепцию мифологического сознания без формирования более широкой теоретической модели. Ведь, по мнению Алексея Лосева, миф не нуждается в усложнении, так как он представляет собой самое настоящее и реальное — нашу жизнь.
Существует четкая граница между рациональным и мифологическим мышлением. Так, мифологическое сознание, в отличие от рационального мышления, находит не вопросы, а ответы на них. И если наука и философия скорее порождают проблематику действительности, то смыслы, заложенные в мифологическом сознании, отвечают на неё.
Мифологическое сознание предполагает восприятие действительности в конкретно-чувственных образах. Событие или явление не может быть воспринято само по себе: оно воспроизводится на эмоционально-образном языке, определяя реальность через уже пережитые ощущения.
Мифологическое сознание наполняет предмет более высоким и глубоким мифологическим смыслом, отрешаясь от бытового восприятия. Например, воск для многих— образ чего-то тёплого и родного, стеарин же — что-то прикладное и грязное. Хотя по назначению они взаимозаменяемы.
Мифологическое сознание непротиворечиво. Например, греки знали, что Гея спрятала Зевса от Урана в горной пещере, но таких пещер было несколько: в Аркадии показывали свою пещеру, Критяне утверждали, что речь идёт об Идейской пещере, в Малой Азии также выбрали свою. Для мифологического сознания мир не имеет противоречий, миф естественен, он не отбрасывает даже несовместимые варианты.
Мифологическое создание определяет систему социального и индивидуального поведения (желательные, нежелательные, обязательные, запрещенные действия).
2.3 Обыденное сознание
Обыденное сознание трактуется как «повседневное, практическое сознание - сознание, включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии».
«Обыденное сознание, как его характеризует большинство исследователей, - это неоднородная, сложная, многослойная, противоречивая, стихийно сложившаяся совокупность теоретически необобщенных знаний, представлений, житейских суждений, чувств и настроений, порождаемых массовым опытом, влиянием социальной среды, её обычаями и традициями», - определяет М.Е. Миронов.
Обыденное мышление характеризуется, прежде всего, через особенности своего функционирования, оно протекает, опираясь в основном на «привычку» (термин Болдуина), и имеет социальный характер. «Обыденные, или социальные репрезентации составляют часть символического социального окружения, которое воссоздается через действия людей и их общение. ... Можно предположить, что уровни мышления, относительно устойчивые для различных культур и поколений, неосознанно воспроизводятся и заново формируются в деятельности и общении индивидов».
Таким образом, обыденное мышление формируется под влиянием социальной среды, не рефлексивно воспринимающихся как само собой разумеющееся знаний и убеждений. «Люди, живущие в условиях определенной социальной, культурной и политической системы, неосознанно усваивают идеи и способы мышления, которые в неявной форме навязываются им этой системой, даже если они не принимают их и придерживаются противоположных взглядов». Рефлексивное мышление возникает в ответ на проблемную ситуацию и представляют собой «вызов установившимся, привычным способам мышления и действия», когда само мышление высвобождается из коллективных форм, куда оно было заточено. Содержание обыденного и рефлексивного мышления может быть как согласованным, так и противоречить друг другу.
Заключение
В данной работе был рассмотрен вопрос генезиса философии на ос-нове развития мифологического, религиозного и обыденного сознания. Философия является уникальным явлением в человеческой культуре. Она оперирует наиболее общими категориями, описывающими окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром. Философия осуществляет ряд специфических функций, таких как мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, идеологическая, критическая, прогностическая.
Основой для формирования философии явились, как уже было сказано, такие формы сознания как мифологическое, религиозное и обыденное. Каждая из этих форм обладают характерными особенностями и вносят свой вклад в формирование философского способа исследования действительности. Существуют различные концепции генезиса философии. Наиболее достоверной представляется мифогенно-гносеогенная концепция, которая рассматривает мифологическое, религиозное и обыденной сознание, наряду с научным знанием, равноправными источниками философии. При этом предполагается единый генезис философии, а разделение ее на идеализм и материализм рассматривается как вторичный процесс, характеризующий степень определенной зрелости философии. Процесс зарождения, формирования и развития философии свидетельствует о непрерывности преемственности и единстве культуры человеческого общества. В заключение следует отметить, что все рассмотренные формы сознания сохранились до настоящего времени. Они существуют параллельно с философией и научным знанием. При этом по-прежнему наблюдается взаимодействие и взаимообогащение этих феноменов человеческой культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Воловик В.И. Философия религиозного сознания. Монография. –Запорожье: Просвіта, 2009. –232 с. -
Десяткина М.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ / М.В. Десяткина, А.П. Соловьев. – Уфа: БАГСУ, 2007. – 192 с. -
Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.:Смысл, 2001 –. 263 с. -
Философия: Учебно-практическое пособие. /В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин, Е.З. Волчек, Е.А. Криштапович; Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2000. – 169с. -
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. -2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.