ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
План:
1.Поиск и спасание при аэронавигационном обслуживании полетов воздушных судов.
2.Поиск и спасание как особый вид авиационной деятельности.
3.Нормативные правовые акты в сфере поиска и спасания.
1.Поиск и спасание при аэронавигационном обслуживании полетов воздушных судов
Согласно п. 1 ст. 69 ВК РФ «Обеспечение полетов воздушных судов», аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, предоставляемые на всех этапах полета.
Таким образом, поиск и спасание является составной частью аэронавигационного обслуживания и осуществляется на всех этапах полетов воздушных судов. Содержание поиска и спасания закон не раскрывает.
Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства является государственной услугой, которая предоставляется на всех этапах полета ВС, а также на площади маневрирования аэродрома всем воздушным судам, совершающим в установленном порядке полеты в воздушном пространстве Российской Федерации.
За пределами территории Российской Федерации государственная услуга предоставляется в районах, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами РФ.
Предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Административным регламентом8 через подведомственную организацию – федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
Административный регламент ФАВТ предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАВТ, его структурных подразделений, территориальных органов, федеральных государственных учреждений и федеральных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росавиации (подведомственные организации), порядок их взаимодействия между собой, а также с юридическими и физическими лицами, являющимися потребителями результатов предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства РФ, осуществляемой в процессе реализации Росавиацией полномочий указанной государственной услуги.
Государственная услуга предоставляется в виде организации и обслуживания воздушного движения, обеспечения авиационной электросвязи, предоставления аэронавигационной и метеорологической информации, поиска и спасания.
Результатами предоставления государственной услуги являются:
– обеспечение безопасности использования воздушного пространства Российской Федерации при осуществляемых в установленном порядке полетов воздушных судов;
8 Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации : утв. Приказом Минтранса РФ от 09.07.2012 № 208.
–обеспечение пользователям воздушного пространства возможности придерживаться планируемого времени вылета и прибытия;
–своевременное предоставление пользователям воздушного пространства радионавигационной и радиолокационной информации и связи;
–своевременное предоставление пользователям воздушного пространства метеорологической информации;
–своевременное предоставление пользователям воздушного пространства оперативной аэронавигационной информации;
–обеспечение воздушных судов силами и средствами поиска и спасания на всех этапах полета воздушного судна.
Заявителями на предоставление государственной услуги выступают физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
Для получения государственной услуги достаточно представить в органы ОВД план полета ВС для полета в воздушном пространстве классов А и С и получить разрешение на использование воздушного пространства или уведомить соответствующий орган ОВД о полете в воздушном пространстве класса G.
Сроки предоставления государственной услуги и выполнение всех необходимых действий при осуществлении административных процедур при предоставлении государственной услуги определяются условиями, регламентированными выданными разрешениями на использование воздушного пространства РФ классов А и С, а также полетно-информационным обслуживанием
ввоздушном пространстве класса G при получении органом ОВД уведомления от пользователей воздушного пространства РФ.
Поиск и спасание организуется в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от
15.07.2008 № 530).
2.Поиск и спасание как особый вид авиационной деятельности
Регулированию отношений по поиску и спасанию посвящена глава XIII ВК РФ «Поиск и спасание», в соответствии с которой поиск и спасание как особый вид авиационной деятельности осуществляется только в случаях бедствия.
В ст. 86 ВК РФ дается определение терпящего или потерпевшего бедствие воздушное судна. Воздушное судно признается терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на
его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно.
Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
Вцелях организации и проведения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки в РФ создана
Единая система авиационно-космического поиска и спасания.
Всостав ЕС АКПС входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (органы и службы ЕС АКПС).
Взаимодействие органов и служб ЕС АКПС, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами ОВД (управления полетами) и пользователями воздушного пространства осуществляется в порядке, определенном Положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 530) и Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530).
В соответствии с п. 6 Положения организация функционирования ЕС АКПС осуществляется ее руководящими и оперативными органами (рис. 28).
ОРГАНЫ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководящие органы
Федеральный руководящий орган (ФАВТ):
1.Контроль и надзор в сфере авиационнокосмического поиска и спасания.
2.Общее руководство функционированием и развитием ЕС АКПС и деятельностью иных руководящих и оперативных органов ЕС АКПС.
3.Организация на основании соответствующих международных договоров, участником которых является Российская Федерация, поиска и спасания воздушных судов Российской Федерации по воздушным трассам вне границ Российской Федерации, а также поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, совершивших посадку на территории иностранных государств.
Региональный руководящий орган (территориальные органы ФАВТ):
1.Контрольные функции в сфере авиационнокосмического поиска и спасания.
2.Разработка и издание организационно-методических документов по организации и проведению авиационного поиска и спасания.
3.Организация дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания.
4.Организация и руководство проведением поисковоспасательных работ.
5.Организация взаимодействия структур федеральных органов исполнительной власти при проведении поис- ково-спасательных работ.
Оперативные органы
Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (на федеральном уровне):
1.Контроль поисково-спасательного обеспечения полетов литерных ВС и космических объектов.
2.Контроль деятельности региональных оперативных органов ЕС АКПС.
3.Общее руководство организацией проведения поис- ково-спасательных работ.
4.Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и координация действий авиационных сил и средств поиска и спасания при проведении поисково-спасательных работ.
Авиационные координационные центры поиска и спасания (на региональном уровне):
1.Обеспечение руководства проведением поисковоспасательных работ.
2.Координация действий местных оперативных органов ЕС АКПС, а также организация взаимодействия между ними.
3.Контроль готовности дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поисковоспасательных работ.
4.Передача в органы управления полетами сигналов бедствия, поданных воздушными судами.
Органы управления полетами (на местном уровне):
1.Сбор, обработка и анализ информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие.
2.Приведение в высшие степени готовности и подъем авиационных сил и средств поиска и спасания, постановка им задачи и непосредственное управление ими в ходе проведения поисково-спасательных работ.
3.Управление полетами поисково-спасательных ВС.
4.Обеспечение приоритета в использовании воздушного пространства поисково-спасательными ВС и безопасности их полетов при проведении поисковоспасательных работ
Рис. 28. Функции органов Единой системы авиационно-космического поиска и спасания РФ
Для осуществления поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, на территории РФ организуется дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп, наземных поисковоспасательных команд. К осуществлению дежурства поисково-спасательных сил и средств в си-
стеме авиационного поиска и спасания могут привлекаться организации любых видов авиации (гражданской, государственной, экспериментальной), имеющие в наличии поисковоспасательные суда, соответствующие установленным требованиям.
Руководителем поисково-спасательных операций в зоне авиационно-космического поиска и спасания является руководитель территориального органа ФАВТ.
Среди требований, определяющих поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, на первое место следует поставить принцип обязательности.
Поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организуются и осуществляются на всей территории Российской Федерации.
Поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей на территории иностранного государства осуществляется в порядке, установленном в данном государстве, и с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с международными договорами РФ на равных основаниях независимо от государственной принадлежности ВС и обстоятельств бедствия.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря, в которых ответственность за организацию воздушного движения несет Российская Федерация, осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания (подп. 1.1 п. 1 ст. 88, ст. 91 ВК РФ).
Аварийно-спасательные работы на территории и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта (ст. 90 ВК РФ). Эвакуация потерпевшего бедствие ВС с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта (п. 2 ст. 89 ВК РФ).
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение характеризуется тем, что оно организуется на межведомственной основе. К обеспечению и проведению поисковых и аварийноспасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Воздушный кодекс Российской Федерации предусматривает широкое привлечение к поиску и спасанию, наряду со штатными силами и средствами, сил и средств местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. В ст. 89 ВК РФ указывается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации обязаны участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры по спасанию людей, оказанию им