ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
|
|
|
Обеспечение |
|
|
|
|
|
|||
|
безопасности аэропорта |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Деятельность службы АБ, авиационного персонала, право- |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
охранительных органов и иных структур, направленная на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предотвращение АНВ в его деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные |
|
Предотвращение угроз безопасности аэропорта |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
цели |
|
Охрана жизни и здоровья персонала и пассажиров |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Недопущение хищения финансовых и материальных средств |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Предотвращение утечки и несанкционированного доступа к служебной информации |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозирование, выявление и устранение угроз безопасности |
||||
|
|
|
Основные |
|
|
Ограничение и контроль доступа к объектам и ресурсам аэропорта |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
задачи |
|
|
Эффективное применение правовых, организационных и инженерно- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
технических мер и средств обеспечения безопасности аэропорта |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ослабление негативного влияния последствий нарушения безопасности аэропорта |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты |
|
|
|
Пассажиры и посетители аэропорта, их багаж, перевозимый груз, почта, борто- |
|
|||
|
|
|
|
|
вое питание для ВС |
|
|||||
|
|
|
защиты |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Персонал аэропорта, его партнеров и клиентов, осуществляющих свою дея- |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
тельность в аэропорту |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВС, производственные и материальные ценности аэропорта, его партнеров и |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
клиентов |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения, составляющие служебную и / или коммерческую тайну |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Меры |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Создание контролируемых зон, их охрана и контроль доступа в них |
|
|||||
|
|
|
защиты |
|
|
Охрана ВС, объектов инфраструктуры аэропорта, производственных и матери- |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
альных ценностей |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Досмотр людей, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортприпасов, ВС и дру- |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
гих объектов |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Применение технических средств досмотра, охраны и защиты людских, мате- |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
риальных и информационных ресурсов |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Защита служебной информации |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Обучение персонала мерам безопасности, планирование действий по защите |
|
Рис. 23. Основные цели, задачи и меры системы безопасности аэропорта
Авиационная безопасность аэродромов или аэропортов, авиационных предприятий обеспечивается службами авиационной безопасности, которые являются службами с особыми уставными задачами (рис. 24, 25).
Основные задачи |
|
|
САБ аэропорта |
Предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ и МВД России) |
|
|
попыток захвата (угона) ВС, других АНВ в деятельность ГА |
|
|
||
|
|
|
Осуществление досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания)
Обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов
Организация обучения членов экипажей ВС, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов ВС и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению АБ
Осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по АБ эксплуатантами ВС и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами
Предоставление услуг по АБ эксплуатантам ВС и другим организациям (охрана и досмотр ВС, обеспечение безопасности неавиационной деятельности аэропорта и т. д.)
Рис. 24. Основные задачи САБ аэропорта (авиапредприятия)
Функции службы АБ аэропорта
Превентивные меры
Создание и охрана контролируемых зон
Контроль доступа в зоны и к ВС
Охрана ВС и объектов ГА
Патрулирование и охрана общественного порядка
Обучение персонала мерам АБ
Досмотр пассажиров и ручной клади
Досмотр членов экипажей и персонала
Безопасность (досмотр) багажа, груза, почты и бортзапасов
Досмотр ВС и объектов ГА
Разработка и отработка плана действий в ЧС
Действия в ЧС
Оценка ситуации, распределение функций
Реализация плана действий в ЧС
Взаимодействие участвующих ведомств
Эффективное использование сил и средств
Поддержание общей безопасности при ЧС
Рис. 25. Основные функции САБ аэропорта (авиапредприятия)
Органом, координирующим осуществление мер безопасности в аэропорту, является Аэро-
портовая комиссия по авиационной безопасности, в рамках которой на регулярной основе могут собираться все лица, занимающиеся различными аспектами обеспечения безопасности
(рис. 26).
|
|
|
|
|
Аэропортовая комиссия по авиа- |
|
|
|
|
|
|
|
ционной безопасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные |
|
|
1. Разработка и координация мер и процедур, касающихся АБ в аэропорту. |
|
|||
цели |
|
|
2. Обеспечение взаимодействия различных ведомств в сфере АБ аэропорта |
|
|||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Основные |
|
|
1. Контроль за составлением и выполнением программы безопасности аэропорта, соот- |
||||
функции |
|
|
ветствием ее международным и национальным стандартам. |
||||
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
2. Обзор (анализ) программы безопасности аэропорта с целью обеспечения адекватно- |
|||
|
|
|
|
го противодействия возможной угрозе и соответствующего управления системой без- |
|||
|
|
|
|
опасности при любом инциденте (кризисной ситуации). |
|||
|
|
|
|
3. Выполнение решений, принимаемых Межведомственной антитеррористической ко- |
|||
|
|
|
|
миссией РФ на основе проводимой им политики. |
|||
|
|
|
|
4. Периодическое проведение анализа (обзоров и инспекционных проверок) состояния |
|||
|
|
|
|
безопасности аэропорта с целью выявления любых недостатков в выполнении предпи- |
|||
|
|
|
|
санных мер безопасности и разработки необходимых корректирующих действий или |
|||
|
|
|
|
внедрения оборудования и средств. |
|||
|
|
|
|
5. Составление, ведение и периодическая корректировка перечня уязвимых точек аэро- |
|||
|
|
|
|
порта, включая особо важное оборудование и средства. |
|||
|
|
|
|
6. Контроль за наличием мер АБ в проектах строительства или реконструкции сооруже- |
|||
|
|
|
|
ний и систем аэропорта. |
|||
|
|
|
|
7. Организация обучения и подготовки персонала аэропорта и других организаций по |
|||
|
|
|
|
вопросам обеспечения АБ. |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
Рис. 26. Цели и функции аэропортовой комиссии по АБ |
Аэропорты и эксплуатанты (авиационные предприятия) должны иметь программы обеспечения АБ, содержащие комплекс мер по обеспечению АБ применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам (рис. 27).
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АБ АЭРОПОРТА
Основная часть
1.Общие положения
2.Нормативные правовые и другие руководящие документы, регламентирующие выполнение требований Программы
3.Организация обеспечения АБ в авиапредприятии
4.Координация и связь
5.Меры по обеспечению АБ в авиапредприятии
6.Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт ВС в целях безопасности
7.Применяемое оборудование для обеспечения безопасности авиапредприятия
8.Ответные меры в связи с АНВ (меры по урегулированию чрезвычайных ситуаций)
9.Обучение персонала авиапредприятия мерам АБ
10.Контроль (инспектирование) организации обеспечения АБ авиапредприятия
11.Анализ мер АБ в авиапредприятии
Приложения
1.Схема территории авиапредприятия (аэропорта) и расположенных на ней объектов с указанием контролируемых зон
2.Схема организации охраны аэропорта, ВС и объектов ГА
3.Договоры с аэропортом (аэропортами) на обеспечение выполнения требований норм, правил и процедур по АБ (для эксплуатантов, авиакомпаний, базирующихся в аэропорту)
4.Другие документы и материалы, регламентирующие деятельность в области АБ авиапредприятия
Рис. 27. Структура типовой программы обеспечения АБ аэропорта (авиапредприятия)
Нормативная база в области авиационной безопасности Российской Федерации
Решающим направлением деятельности по обеспечению авиационной безопасности в области ГА является создание национальной нормативной правовой базы, которая должна быть ориентирована на максимальную гармонизацию с международными правилами и практикой.
Основным нормативно-правовым актом РФ в области авиационной безопасности является Воздушный кодекс РФ. В нем содержатся основные положения, касающиеся обеспечения авиационной безопасности, которые получили свое развитие в подзаконных нормативных актах.
Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» явился следующим шагом в создании правовой основы антитеррористической деятельности и в обеспечении национальных интересов в сфере транспорта. Основные положения закона призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения ТБ для всех видов транспорта, устранить пробелы и противоречия в действующем транспортном законодательстве. Закон установил понятийный аппарат в области транспортных услуг, определил цели и принципы обеспечения ТБ, установил различные уровни безопасности в транспортном комплексе, определил круг лиц, не имеющих права на работу в данной сфере. Вместе с тем часть положений закона, таких как «Обеспечение транспортной безопасности» (ст. 4), «Оценка уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» (ст. 5) и ряд других, носят бланкетный характер и требуют разработки целой системы специализированных подзаконных нормативных актов.
Закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ позволил создать правовые и организационные основы для осуществления взаимодействия органов внутренних дел и подразделений САБ. В соответствии с законом предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, грузов, членов экипажа, лиц из числа авиационного персонала ГА проводится в аэропорту или на ВС уполномоченными лицами САБ с участием сотрудников органов внутренних дел.
Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении ГА. Меры, предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских ВС, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки на территории РФ, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.
Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации
(утв. Приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62) определяет политику в области зашиты гражданской авиации от АНВ и организационные меры ее реализации. Реализация Программы обеспечивается посредством Федеральной системы. Цель программы заключается в обеспечении безопасности, регулярности и эффективности полетов ВС ГА путем осуществления комплекса мер по защите деятельности ГА от АНВ в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. Программа направлена на обеспечение безопасности российских и иностранных эксплуатантов, владельцев ВС авиации общего назначения как российской, так иностранной регистрации, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания. В ней учтены требования международных правовых обязательств РФ по защите ГА от АНВ, предусмотрено соблюдение Стандартов и Рекомендуемой практики, содержащихся в Приложении 17 и других приложениях к Чикагской конвенции по вопросам авиационной безопасности.
Вцелях принятия адекватных мер авиационной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.7
Комплекс мер, необходимых для обеспечения АБ каждого уровня безопасности, определяется в установленном порядке. Порядок введения дополнительных мер АБ в соответствии с уровнем безопасности определяется руководителем организации ГА (аэропорта, авиационного предприятия, авиационно-технической базы, авиаремонтного завода и другой организации, деятельность которой связана с обеспечением и выполнением полетов ВС ГА).
Всоответствии с требованиями Универсальной программы ICAO по проведению проверок
всфере обеспечения авиационной безопасности, Программы IATA по проведению проверок организации контроля обеспечения безопасности гражданской авиации (в части авиационной безопасности) и Программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации (утв. Приказом Минтранса РФ от 05.03.2011 № 72) разрабатывается система контроля качества авиационной безопасности.
Система контроля качества авиационной безопасности включает создание системы контролируемых параметров, влияющих на состояние авиационной безопасности, определение уровней готовности организаций ГА к отражению АНВ в их деятельность, обеспечение расследования всех актов незаконного вмешательства, проведение переоценки мер авиационной безопасности и контроля непосредственно после АНВ.
7 Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления) : утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940.
Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэро-
портам» (утв. Приказом Минтранса РФ от 27.11.2005 № 142) устанавливают требования АБ к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. Правила разработаны на основании ВК РФ, Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики ICAO.
Государство обязано принимать меры по осуществлению постоянного контроля над любым эксплуатантом, который предлагает свои услуги для коммерческих авиаперевозок. На практике это осуществляется путем выдачи сертификата эксплуатанту и лицензии на конкретный вид деятельности. Сертификат эксплуатанта подтверждает технические возможности авиакомпании выполнять международные и внутренние перевозки, а лицензия дает право выполнять определенные виды авиационных работ. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности определен «Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 784).
Составы преступлений и правонарушений в области авиации определены в административном и уголовном законодательстве (УК РФ и КоАП РФ).
Рассмотрев незначительный срез нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение авиационной безопасности, можно сформулировать следующие выводы:
1.Нормативная база должна быть ориентирована на создание системы превентивных мер, профилактических мер, направленных на нейтрализацию действия и устранение причин и условий возникновения и распространения терроризма в стране.
2.При подготовке нормативных правовых актов необходимо учитывать международные стандарты в области обеспечения АБ, как обязательный признак их системности и условие интеграции в международный рынок пассажиров и грузов.
3.Подзаконные нормативные акты, регулирующие обеспечение АБ, должны учитывать интересы различных субъектов в этой сфере. Правовые коллизии, на первый взгляд незначительные, создают непреодолимые барьеры для правоприменителя.
4.Позиция органов исполнительной власти в части определения в нормативных правовых актах задач, функций, полномочий субъектов и процедур обеспечения транспортного процесса должна быть приоритетной. Изменение указанных норм в результате правотворческого процесса должны проходить обязательное повторное согласование с их разработчиками.
5.Законодательные акты в сфере транспортной безопасности должны разрабатываться консолидированно, с учетом мнений всех заинтересованных субъектов, что обеспечит создание единой правовой основы антитеррористической деятельности.
Тема 8. Правовое регулирование поисково-спасательного обеспечения полетов
Поисково-спасательное обеспечение полетов является особым видом авиационной деятельности и направленно на обнаружение воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам таких воздушных судов, обеспечение их выживания и эвакуации. В тоже время поиск и спасание выступает как часть аэронавигационного обслуживания на всех этапах полета.