Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Обеспечение

 

 

 

 

 

 

безопасности аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность службы АБ, авиационного персонала, право-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

охранительных органов и иных структур, направленная на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предотвращение АНВ в его деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные

 

Предотвращение угроз безопасности аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цели

 

Охрана жизни и здоровья персонала и пассажиров

 

 

 

 

 

 

 

Недопущение хищения финансовых и материальных средств

 

 

 

 

 

 

 

Предотвращение утечки и несанкционированного доступа к служебной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование, выявление и устранение угроз безопасности

 

 

 

Основные

 

 

Ограничение и контроль доступа к объектам и ресурсам аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задачи

 

 

Эффективное применение правовых, организационных и инженерно-

 

 

 

 

 

 

 

технических мер и средств обеспечения безопасности аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ослабление негативного влияния последствий нарушения безопасности аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты

 

 

 

Пассажиры и посетители аэропорта, их багаж, перевозимый груз, почта, борто-

 

 

 

 

 

 

вое питание для ВС

 

 

 

 

защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персонал аэропорта, его партнеров и клиентов, осуществляющих свою дея-

 

 

 

 

 

 

 

 

тельность в аэропорту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВС, производственные и материальные ценности аэропорта, его партнеров и

 

 

 

 

 

 

 

 

клиентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения, составляющие служебную и / или коммерческую тайну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание контролируемых зон, их охрана и контроль доступа в них

 

 

 

 

защиты

 

 

Охрана ВС, объектов инфраструктуры аэропорта, производственных и матери-

 

 

 

 

 

 

 

 

альных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

Досмотр людей, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортприпасов, ВС и дру-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гих объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение технических средств досмотра, охраны и защиты людских, мате-

 

 

 

 

 

 

 

 

риальных и информационных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита служебной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение персонала мерам безопасности, планирование действий по защите

 

Рис. 23. Основные цели, задачи и меры системы безопасности аэропорта

Авиационная безопасность аэродромов или аэропортов, авиационных предприятий обеспечивается службами авиационной безопасности, которые являются службами с особыми уставными задачами (рис. 24, 25).

Основные задачи

 

 

САБ аэропорта

Предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ и МВД России)

 

попыток захвата (угона) ВС, других АНВ в деятельность ГА

 

 

 

 

Осуществление досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания)

Обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов

Организация обучения членов экипажей ВС, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов ВС и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению АБ

Осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по АБ эксплуатантами ВС и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами

Предоставление услуг по АБ эксплуатантам ВС и другим организациям (охрана и досмотр ВС, обеспечение безопасности неавиационной деятельности аэропорта и т. д.)

Рис. 24. Основные задачи САБ аэропорта (авиапредприятия)


Функции службы АБ аэропорта

Превентивные меры

Создание и охрана контролируемых зон

Контроль доступа в зоны и к ВС

Охрана ВС и объектов ГА

Патрулирование и охрана общественного порядка

Обучение персонала мерам АБ

Досмотр пассажиров и ручной клади

Досмотр членов экипажей и персонала

Безопасность (досмотр) багажа, груза, почты и бортзапасов

Досмотр ВС и объектов ГА

Разработка и отработка плана действий в ЧС

Действия в ЧС

Оценка ситуации, распределение функций

Реализация плана действий в ЧС

Взаимодействие участвующих ведомств

Эффективное использование сил и средств

Поддержание общей безопасности при ЧС

Рис. 25. Основные функции САБ аэропорта (авиапредприятия)

Органом, координирующим осуществление мер безопасности в аэропорту, является Аэро-

портовая комиссия по авиационной безопасности, в рамках которой на регулярной основе могут собираться все лица, занимающиеся различными аспектами обеспечения безопасности

(рис. 26).

 

 

 

 

 

Аэропортовая комиссия по авиа-

 

 

 

 

 

 

ционной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные

 

 

1. Разработка и координация мер и процедур, касающихся АБ в аэропорту.

 

цели

 

 

2. Обеспечение взаимодействия различных ведомств в сфере АБ аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные

 

 

1. Контроль за составлением и выполнением программы безопасности аэропорта, соот-

функции

 

 

ветствием ее международным и национальным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обзор (анализ) программы безопасности аэропорта с целью обеспечения адекватно-

 

 

 

 

го противодействия возможной угрозе и соответствующего управления системой без-

 

 

 

 

опасности при любом инциденте (кризисной ситуации).

 

 

 

 

3. Выполнение решений, принимаемых Межведомственной антитеррористической ко-

 

 

 

 

миссией РФ на основе проводимой им политики.

 

 

 

 

4. Периодическое проведение анализа (обзоров и инспекционных проверок) состояния

 

 

 

 

безопасности аэропорта с целью выявления любых недостатков в выполнении предпи-

 

 

 

 

санных мер безопасности и разработки необходимых корректирующих действий или

 

 

 

 

внедрения оборудования и средств.

 

 

 

 

5. Составление, ведение и периодическая корректировка перечня уязвимых точек аэро-

 

 

 

 

порта, включая особо важное оборудование и средства.

 

 

 

 

6. Контроль за наличием мер АБ в проектах строительства или реконструкции сооруже-

 

 

 

 

ний и систем аэропорта.

 

 

 

 

7. Организация обучения и подготовки персонала аэропорта и других организаций по

 

 

 

 

вопросам обеспечения АБ.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 26. Цели и функции аэропортовой комиссии по АБ


Аэропорты и эксплуатанты (авиационные предприятия) должны иметь программы обеспечения АБ, содержащие комплекс мер по обеспечению АБ применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам (рис. 27).

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АБ АЭРОПОРТА

Основная часть

1.Общие положения

2.Нормативные правовые и другие руководящие документы, регламентирующие выполнение требований Программы

3.Организация обеспечения АБ в авиапредприятии

4.Координация и связь

5.Меры по обеспечению АБ в авиапредприятии

6.Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт ВС в целях безопасности

7.Применяемое оборудование для обеспечения безопасности авиапредприятия

8.Ответные меры в связи с АНВ (меры по урегулированию чрезвычайных ситуаций)

9.Обучение персонала авиапредприятия мерам АБ

10.Контроль (инспектирование) организации обеспечения АБ авиапредприятия

11.Анализ мер АБ в авиапредприятии

Приложения

1.Схема территории авиапредприятия (аэропорта) и расположенных на ней объектов с указанием контролируемых зон

2.Схема организации охраны аэропорта, ВС и объектов ГА

3.Договоры с аэропортом (аэропортами) на обеспечение выполнения требований норм, правил и процедур по АБ (для эксплуатантов, авиакомпаний, базирующихся в аэропорту)

4.Другие документы и материалы, регламентирующие деятельность в области АБ авиапредприятия

Рис. 27. Структура типовой программы обеспечения АБ аэропорта (авиапредприятия)

Нормативная база в области авиационной безопасности Российской Федерации

Решающим направлением деятельности по обеспечению авиационной безопасности в области ГА является создание национальной нормативной правовой базы, которая должна быть ориентирована на максимальную гармонизацию с международными правилами и практикой.

Основным нормативно-правовым актом РФ в области авиационной безопасности является Воздушный кодекс РФ. В нем содержатся основные положения, касающиеся обеспечения авиационной безопасности, которые получили свое развитие в подзаконных нормативных актах.

Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» явился следующим шагом в создании правовой основы антитеррористической деятельности и в обеспечении национальных интересов в сфере транспорта. Основные положения закона призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения ТБ для всех видов транспорта, устранить пробелы и противоречия в действующем транспортном законодательстве. Закон установил понятийный аппарат в области транспортных услуг, определил цели и принципы обеспечения ТБ, установил различные уровни безопасности в транспортном комплексе, определил круг лиц, не имеющих права на работу в данной сфере. Вместе с тем часть положений закона, таких как «Обеспечение транспортной безопасности» (ст. 4), «Оценка уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» (ст. 5) и ряд других, носят бланкетный характер и требуют разработки целой системы специализированных подзаконных нормативных актов.


Закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ позволил создать правовые и организационные основы для осуществления взаимодействия органов внутренних дел и подразделений САБ. В соответствии с законом предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, грузов, членов экипажа, лиц из числа авиационного персонала ГА проводится в аэропорту или на ВС уполномоченными лицами САБ с участием сотрудников органов внутренних дел.

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении ГА. Меры, предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских ВС, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки на территории РФ, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.

Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации

(утв. Приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62) определяет политику в области зашиты гражданской авиации от АНВ и организационные меры ее реализации. Реализация Программы обеспечивается посредством Федеральной системы. Цель программы заключается в обеспечении безопасности, регулярности и эффективности полетов ВС ГА путем осуществления комплекса мер по защите деятельности ГА от АНВ в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. Программа направлена на обеспечение безопасности российских и иностранных эксплуатантов, владельцев ВС авиации общего назначения как российской, так иностранной регистрации, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания. В ней учтены требования международных правовых обязательств РФ по защите ГА от АНВ, предусмотрено соблюдение Стандартов и Рекомендуемой практики, содержащихся в Приложении 17 и других приложениях к Чикагской конвенции по вопросам авиационной безопасности.

Вцелях принятия адекватных мер авиационной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.7

Комплекс мер, необходимых для обеспечения АБ каждого уровня безопасности, определяется в установленном порядке. Порядок введения дополнительных мер АБ в соответствии с уровнем безопасности определяется руководителем организации ГА (аэропорта, авиационного предприятия, авиационно-технической базы, авиаремонтного завода и другой организации, деятельность которой связана с обеспечением и выполнением полетов ВС ГА).

Всоответствии с требованиями Универсальной программы ICAO по проведению проверок

всфере обеспечения авиационной безопасности, Программы IATA по проведению проверок организации контроля обеспечения безопасности гражданской авиации (в части авиационной безопасности) и Программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации (утв. Приказом Минтранса РФ от 05.03.2011 № 72) разрабатывается система контроля качества авиационной безопасности.

Система контроля качества авиационной безопасности включает создание системы контролируемых параметров, влияющих на состояние авиационной безопасности, определение уровней готовности организаций ГА к отражению АНВ в их деятельность, обеспечение расследования всех актов незаконного вмешательства, проведение переоценки мер авиационной безопасности и контроля непосредственно после АНВ.

7 Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления) : утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940.


Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэро-

портам» (утв. Приказом Минтранса РФ от 27.11.2005 № 142) устанавливают требования АБ к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. Правила разработаны на основании ВК РФ, Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики ICAO.

Государство обязано принимать меры по осуществлению постоянного контроля над любым эксплуатантом, который предлагает свои услуги для коммерческих авиаперевозок. На практике это осуществляется путем выдачи сертификата эксплуатанту и лицензии на конкретный вид деятельности. Сертификат эксплуатанта подтверждает технические возможности авиакомпании выполнять международные и внутренние перевозки, а лицензия дает право выполнять определенные виды авиационных работ. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности определен «Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 784).

Составы преступлений и правонарушений в области авиации определены в административном и уголовном законодательстве (УК РФ и КоАП РФ).

Рассмотрев незначительный срез нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение авиационной безопасности, можно сформулировать следующие выводы:

1.Нормативная база должна быть ориентирована на создание системы превентивных мер, профилактических мер, направленных на нейтрализацию действия и устранение причин и условий возникновения и распространения терроризма в стране.

2.При подготовке нормативных правовых актов необходимо учитывать международные стандарты в области обеспечения АБ, как обязательный признак их системности и условие интеграции в международный рынок пассажиров и грузов.

3.Подзаконные нормативные акты, регулирующие обеспечение АБ, должны учитывать интересы различных субъектов в этой сфере. Правовые коллизии, на первый взгляд незначительные, создают непреодолимые барьеры для правоприменителя.

4.Позиция органов исполнительной власти в части определения в нормативных правовых актах задач, функций, полномочий субъектов и процедур обеспечения транспортного процесса должна быть приоритетной. Изменение указанных норм в результате правотворческого процесса должны проходить обязательное повторное согласование с их разработчиками.

5.Законодательные акты в сфере транспортной безопасности должны разрабатываться консолидированно, с учетом мнений всех заинтересованных субъектов, что обеспечит создание единой правовой основы антитеррористической деятельности.

Тема 8. Правовое регулирование поисково-спасательного обеспечения полетов

Поисково-спасательное обеспечение полетов является особым видом авиационной деятельности и направленно на обнаружение воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам таких воздушных судов, обеспечение их выживания и эвакуации. В тоже время поиск и спасание выступает как часть аэронавигационного обслуживания на всех этапах полета.