ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Окончание табл. 5
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения Монреальская конвенция о взрывчатых веществах 1991 г.
Конвенция содержит требования об обязательной маркировке производимых пластических взрывчатых веществ определенными маркирующими веществами.
Конвенция запрещает ввоз и вывоз немаркированных пластических взрывчатых веществ и требует осуществление действенного контроля над владением таких немаркированных взрывчатых веществ государством.
Россия участвует с 18.11.2007 г.
В 1970-х гг. ситуация изменилась. Террористические акты стали более частым явлением, терроризм на ВТ стал более агрессивным и технически усложнился. Появилась острая необходимость в создании руководящих принципов, которые бы стандартизировали и систематизировали существующие положения по авиационной безопасности. Начало этому процессу было положено резолюциями Ассамблеи ICAO: А17-10 «Претворение в жизнь государствами требований и практики по безопасности, принятых Ассамблеей, и дальнейшая работа ICAO в связи с этими требованиями и практикой» и А18-10 «Дополнительные технические меры по обеспечению безопасности международного гражданского воздушного транспорта». Были составлены предложения относительно мер, которые следует принять в отношении АНВ в деятельность международной ГА. Позднее они были пересмотрены Комитетом по незаконному вмешательству в деятельность международной ГА и Советом ICAO. Вместе с принятыми ранее конвенциями разработанный материал послужил основой для создания единого документа по авиационной безопасности, который включил в себя основополагающие требования и практику, используемые в данной сфере. Совет ICAO в соответствии с положениями ст. 54, 37, 38 Чикагской конвенции принял Приложение 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (рис. 21). Таким образом, в сфере воздушного права была создана мощная основа для дальнейшего создания и совершенствования юридико-технических норм, регулирующих вопросы незаконного вмешательства в деятельность ГА (прил. 2).
Подробные правила и инструктивные указания по достижению целей обеспечения безопасности гражданской авиации посредством применения Стандартов и Рекомендуемой практики, содержащихся в главах Приложения 17, содержатся в Руководстве по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc. 8973).
Руководство является инструктивным, рекомендательным и справочным материалом (пособием) по большинству вопросов обеспечения авиационной безопасности. Оно состоит из 3 частей и 35 добавлений справочного характера по самым различным вопросам обеспечения авиационной безопасности.
Целью Руководства является оказание государствам помощи в обеспечении безопасности гражданской авиации путем разработки правовых рамок, практики и правил и мобилизации материальных, технических и людских ресурсов для предотвращения и при необходимости предпринятия ответных действий в случае АНВ. Конечным результатом такой работы должна стать национальная программа авиационной безопасности, призванная обеспечивать выполнение государствами в полном объеме своих обязательств по конвенциям, участниками которых они являются.
Где это уместно, в начале разделов глав 2–5 данной части помещены конкретные Стандарты и Рекомендуемая практика Приложения 17, связанные с тематикой этого раздела. Далее подробно излагаются меры, которые могут принимать государства для соблюдения таких Стандартов и Рекомендуемой практики. Предлагаемые методы основаны на общепринятой практике и правилах международной гражданской авиации, однако их перечень не является исчерпывающим. Не менее эффективными могут быть и другие методы реализации положений Стандартов и Рекомендуемой практики. При этом также признается, что из-за различия правовых и ад-
министративных структур в отдельных государствах предлагаемые методы, возможно, потребуется видоизменять применительно к таким структурам.
Правовые основы обеспечения АБ подлежат постоянному изучению и пересмотру. Повышение критериев АБ постоянно требуют научного анализа и обобщения соответствующей системы меж- дународно-правовых норм. Нормотворческая деятельность в этой области имеет характер более реактивный, чем проактивный. Идеальным вариантом является ситуация, когда норма международного права возникает до появления неурегулированной ситуации. В этом случае, используя положения этой нормы, можно предотвратить или по крайней мере уменьшить негативные последствия возникающего события.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИКА ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
2.1.Цели
2.2.Безопасность и упрощение формальностей
2.3.Международное сотрудничество
2.4.Оборудование, исследования и разработки
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ
3.1.Национальная организация и соответствующий полномочный орган
3.2.Эксплуатация аэропортов
3.3.Эксплуатанты воздушных судов
3.4.Контроль качества
ГЛАВА 4. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1.Цели
4.2.Меры, касающиеся воздушных судов
4.3.Меры, касающиеся пассажиров и их ручной клади
4.4.Меры, касающиеся перевозимого в грузовом отсеке багажа
4.5.Меры, касающиеся груза, почты и других предметов
4.6.Меры, касающиеся особых категорий пассажиров
4.7.Меры, касающиеся контроля доступа
ГЛАВА 5. РУКОВОДСТВО ОТВЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СВЯЗИ
САКТАМИ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
5.1.Предотвращение
5.2.Ответные действия
5.3.Обмен информацией и представление уведомлений ДОПОЛНЕНИЯ К ПРИЛОЖЕНИЮ 17 Выдержки из Приложений 2, 6, 9, 10, 13, 14, 18.
Выдержки из Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Выдержки из Правил аэронавигационного обслуживания
Рис. 21. Содержание Приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации
3. Организационно-правовое обеспечение авиационной безопасности
вгражданской авиации Российской Федерации
Всоответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc. 8973) в Российской Федерации разработана Федеральная система
обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешатель-
ства, которая представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, иных физических лиц, объектов инфраструктуры аэропортов, авиационных предприятий, воздушных судов, минимизация помех деятельности гражданской авиации при условии, что не снижается эффективность мер авиационной безопасности.
Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий проводят мероприятия по защите деятельности ГА от АНВ.
Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию как компетентный орган в области ГА, обменивается с ICAO информацией, касающейся требований к системам обеспечения АБ авиации, извещает ICAO о совершенных АНВ в деятельность ГА, а также передает соответствующую информацию заинтересованным государствам о воздушных судах, подвергшихся АНВ.
Управление транспортной безопасности ФАВТ4 исполняет в области обеспечения транспортной безопасности функции по категорированию и утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере ВТ, организует и проводит сертификацию юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, участвует в разработке квалификационных требований к сотрудникам САБ.
Управление транспортной безопасности ФСНСТ5 осуществляет контроль и надзор за соответствием оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от АНВ установленным порядку и содержанию, за деятельностью эксплуатантов ГА, аэропортов, авиационных предприятий, экипажей воздушных судов, юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению АБ в части соблюдения требований авиационной безопасности, соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности. Также УТБ проводит лицензирование юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению АБ.
Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельно-
сти федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Аэропорты, авиационные предприятия, органы JDL, юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территориях аэропортов, разрабатывают согласованные с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации планы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, инструкции для персонала, устанавливают системы связи и проводят обучение сотрудников действиям в связи с АНВ и иными ЧС.
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и авиационных предприятий по защите гражданской авиации от АНВ, является Межведомственная комиссия по обеспече-
нию авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации (Межве-
домственная комиссия). Межведомственная комиссия образована в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других
4 II. Сфера деятельности // Положение об Управлении транспортной безопасности ФАВТ : утв. Приказом Росавиации от 04.05.2010 № 158.
5III. Функции управления // Положение об Управлении транспортной безопасности ФСНСТ : утв. Приказом Ространснадзора от 28.12.2010 № ГК-1437 фс.
организаций по совершенствованию государственного регулирования и системы обеспечения АБ и безопасности полетов ГА.6.
Система безопасности аэропорта
Наиболее вероятным местом, где происходят акты незаконного вмешательства в деятельность ГА и другие кризисные ситуации, является аэропорт или его окрестности.
Аэропорт представляет собой сложную систему, элементы которой всегда взаимосвязаны и действуют друг на друга. Следовательно, безопасность аэропорта следует рассматривать как неотъемлемую часть обслуживания пассажиров в аэропорту. Кроме того, увеличивающиеся объемы перевозок авиакомпаний перегружают аэропорты, вызывая опасное перенапряжение посадочных и обслуживающих средств, что способствует возникновению новых чрезвычайных ситуаций и необходимость их предотвращения.
Урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ в деятельность ГА, осуществляют оперативные штабы, возглавляемые руководителями территориальных органов ФСБ Российской Федерации.
Руководители аэропортов, авиационных предприятий обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов, принимают непосредственное участие в мероприятиях по пресечению АНВ в деятельность ГА.
Под безопасностью аэропорта понимается состояние защищенности законных интересов этого предприятия, его деловых партнеров и клиентов (пассажиров, авиакомпаний, грузоотправителей и т. д.), а также материальных ценностей (зданий, сооружений, технических и иных средств) от различных угроз нанесения им ущерба вследствие незаконного вмешательства их деятельность.
Под системой обеспечения безопасности аэропорта подразумевается комплекс мер (пра-
вовых, организационно-режимных, технических, технологических и др.), направленных на противодействие противоправным угрозам его деятельности (рис. 22, 23).
Выбор мер и управление ресурсами обеспечения безопасности аэропорта должны базироваться на оценке факторов риска: типа, характера и уровня потенциальной угрозы, меняющихся в соответствии с конкретной ситуацией.
6 Положение о Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации : утв. Приказом Минтранса РФ от 25.04.2008 № 66.
|
|
|
|
ICAO |
|
Другие международные |
|||
|
|
|
Комитет по незаконному |
||||||
|
|
|
|
|
организации |
||||
|
|
|
вмешательству |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
ИАТА |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЕВРОКОНТРОЛЬ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КСАА |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНТЕРПОЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и др. |
|
|
|
Конвенции ICAO. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандарты и рекомендуемая |
|
|
|
|
||
|
|
|
практика в области АБ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Международные организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российские организации |
ФСО |
СВР |
МО |
МВД |
ФСБ |
|
Законодательство РФ. |
|||
России |
России |
России |
России |
России |
|
||||
|
Положение о Федеральной |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
системе обеспечения защи- |
|||
|
|
|
|
|
|
ты деятельности ГА от АНВ |
|||
Национальный антитеррористический комитет |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное регулирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности по АБ |
|
|
|
|
Федеральная служба по надзору |
|
|
|
||
|
|
|
|
в сфере транспорта России |
|
|
|
||
Орган по сертифи- |
|
|
Управление транспортной |
|
|
Оперативный штаб |
|||
кации АБ (ОС АБ) |
|
|
|
|
организации работы |
||||
|
|
безопасности |
|
|
|||||
ССВТ ГА |
|
|
|
|
по защите ГА от АНВ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и проявлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
терроризма |
Региональные |
|
|
Отделы ТБ |
Анализы |
|
||||
|
ОС АБ |
|
|
|
|||||
|
|
|
территориальных |
состояния АБ |
|||||
|
|
|
|
управлений |
|
|
|
|
|
|
Инспекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсистема госна- |
Подсистема норма- |
Подсистема подготов- |
|
|
Подсистема учета и |
||||
тивного обеспечения |
ки по АБ персонала |
|
|
||||||
дзора и сертифи- |
|
|
анализа состояния |
||||||
деятельности по АБ |
САБ и авиаперсонала |
|
|
||||||
кации по АБ |
|
|
АБ |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчеты о состоя- |
|
|
|
|
Исполнительные структуры |
|
|
нии АБ |
||
|
|
|
|
|
|
Оперативная |
|||
|
Подсистема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местные органы |
|
|
|
|
информация |
||
превентивных |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
МВД, ФСБ |
|
|
|
|
|
|||
|
мер АБ |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оперативные |
|
|
Подсистема мер |
|
|
|
|
|
|
|
|
по урегулированию |
|
Контроль доступа в |
|
Аэропортовые |
|
штабы по урегу- |
|
|
|||
|
|
|
|
ЧС |
|||||
охраняемые зоны и |
|
комиссии по АБ |
|
лированию ЧС |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
на объекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство |
|
|
|
|
|
|
|
Реализация плана |
|
|
досмотров |
|
САБ аэропортов |
|
САБ авиапредприя- |
урегулирования кри- |
|||
|
|
|
|
зисной ситуации |
|||||
|
Обучение |
|
|
|
|
тий, а/компаний |
|
||
|
|
|
|
|
|
Минимизация послед- |
|||
|
персонала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствий АНВ |
|
Планирование мер, |
|
|
Специализированные |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
учения |
|
|
|
|
Поддержание системы |
|||
|
|
|
предприятия по АБ |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
общей безопасности |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 22. Система обеспечения авиационной безопасности ГА Российской Федерации |