ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более чем 11 тыс. руб.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами ВС, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.
Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
Согласно ст. 120 ВК РФ, перевозчик несет ответственность за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения и уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности ВС, угрожающей жизни или здоровью пассажиров ВС, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международных правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Варшавскую конвенцию.
Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
При столкновении воздушных судов, а также при причинении воздушным судном повреждения другому воздушному судну, хотя и без столкновения, имущественная ответственность владельцев воздушных судов определяется следующим образом:
–вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
–при наличии вины обоих (нескольких) владельцев размер возмещения вреда определяется соразмерно степени виновности каждого. При невозможности установить степень вины ответственность распределяется между владельцами поровну.
При отсутствии вины владельцев воздушных судов в причинении вреда ни один из них не имеет права требовать возмещения вреда от другого.
Ни один из владельцев, воздушные суда которых участвовали в столкновении, не предполагается виновным, если в установленном порядке не будет доказано иное.
При применении ответственности за вред, причиненный при столкновении воздушных судов, необходимо учитывать положения ГК РФ, которые регулируют вопросы ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Вкачестве обязанного лица по общему правилу выступает лицо, владеющее источником повышенной опасности на любом законном основании (собственник, арендатор).
Не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственность за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (пилот и др.).
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возмещать вред, независимо от наличия вины. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если он докажет, что вред причинен вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.
Имущественную ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящихся на воздушном судне, несет владелец воздушного судна, при этом он имеет право обратного требования (регресса) к виновному.
В ст. 131 ВК РФ предусмотрено обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации ВС.
При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы составляет не менее двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна.
Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора.
При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1 (по теме 1)
Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности в области гражданской авиации
Цели занятия
1.Закрепить знания о правовой системе России, системе воздушного права как специальной юридической дисциплине.
2.Сформировать представление о базовых принципах формирования системы и структуры нормативно-правовых актов, регулирующих правовые отношения в области ВТ.
3.Сформировать знания об иерархии нормативно-правовых актов, структуре и содержании свода ФАП, регулирующих деятельной в области ГА, требованиях, предъявляемых законодательством к нормативным правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти в ГА.
4.Сформировать умения и навыки работы с нормативными документами.
Изучив тему на семинарском занятии, обучающийся должен:
иметь представление о правовой и законодательных системах России, воздушном праве и его месте в общей системе права;
знать иерархию нормативно-правовых актов, составляющих воздушное законодательство; уметь анализировать нормативно-правовые акты; правильно оперировать терминами и
определениями, содержащимися в нормативно-правовых актах; правильно применять правовые нормы.
План занятия
1.Цель изучения дисциплины «Воздушное право».
2.Предмет и методы воздушного права. Система воздушного права.
3.Источники воздушного права России.
4.Воздушное законодательство: система и структура.
5.Воздушный кодекс РФ – основной источник воздушного права России.
6.Структура и содержание свода ФАП, регулирующих деятельность в области гражданской авиации.
7.Требования, предъявляемые законодательством к нормативным правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти в ГА.
Вопросы для обсуждения
1.Почему воздушное право является комплексной отраслью российского права?
2.Что служит законодательной основой формирования системы воздушного права и его правовых институтов?
3.Дайте определение понятиям «источник права», «нормативно-правовой акт», «подзаконный нормативный акт», «нормативный договор», «ведомственный акт», «юридический прецедент», «правовой обычай».
4.Воздушный кодекс РФ – основной источник воздушного права. Раскройте содержание данного утверждения.
5.Расскажите о действии нормативных правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.
6.В чем выражается соотносимость и соподчиненность правовых актов в соответствии с Конституцией РФ?
7.Назовите основные нормативно-правовые документы Российской Федерации в области ГА и определите их иерархию.
8.Расскажите о порядке подготовки и регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ.
Рекомендуемая литература: [1], [7], [8], [11], [15], [96], [97], [100].
Семинарское занятие 2 (по теме 2)
Общие положения о системе управления и механизмах государственного регулирования в области гражданской авиации
Цели занятия
1.Закрепить знания о функциях, формах и методах управления в современных условиях, системе органов исполнительной власти, осуществляющих властно-распорядительные функции
вобласти ГА, порядке их формирования и их компетенции; государственном управлении ГА.
2.Сформировать знания об основных функциях органов исполнительной власти по осуществлению государственного регулирования деятельности в области ГА; целях, задачах и порядке проведения государственного контроля (надзора), правах и ответственности государственных транспортных инспекторов при проведении государственного контроля (надзора).
3.Сформировать умения и навыки работы с документами, издаваемыми органами исполнительной власти в конкретной области профессиональной деятельности.
Изучив тему на семинарском занятии, обучающийся должен:
иметь представление о системе органов исполнительной власти, осуществляющих власт- но-распорядительные функции в области гражданской авиации, их компетенции и порядке формирования; государственном управлении ГА;
знать:
–основные функции органов исполнительной власти по осуществлению государственного регулирования деятельности в области ГА;
–цели, задачи и порядок проведения государственного контроля, права и ответственность государственных транспортных инспекторов при осуществлении ими контрольных (надзорных) функций;
уметь применять в профессиональной деятельность управленческую документацию федерального органа исполнительной власти с учетом его компетенций.
План занятия
1. Понятие управления. Управление в области ВТ. Общие положения.
2. Требования ICAO по созданию системы государственного регулирования.
3. Субъекты системы государственного регулирования в области гражданской авиации Российской Федерации.
4. Государственный контроль (надзор) за деятельностью в области гражданской авиации Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения
1.В чем сущность государственного регулирования деятельности в области ГА?
2.Назовите предмет регулирования и перечислите средства обеспечения государственного
регулирования деятельности в области ГА.
3. В чем состоят требования ICAO по государственному регулированию в сфере ГА?
4.Назовите основные нормативные акты, составляющие правовую основу государственного регулирования деятельности в области ГА.
5.Расскажите об изменениях системы и структуры органов государственного управления ГА в результате проводимой административной реформы в системе исполнительной власти России.
6.Назовите органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирования деятельности в области ГА в настоящее время, и их полномочия.
7.Расскажите об организационной структуре МАК, основных функциях Авиационного регистра.
8.Какие полномочия делегированы МАК на территории России как органу исполнительной власти, и по каким направлениям деятельности он наделен координирующими функциями?
9.Назовите цели государственного надзора деятельности в области ГА.
10.Расскажите о правах и обязанностях государственных транспортных инспекторов ГА.
Рекомендуемая литература: [1], [13], [14], [16], [26], [29], [30], [31], [71], [97], [99].
Семинарское занятие 3 (по теме 3)
Принципы и основные источники международного воздушного права
Цели занятия
1.Сформировать представление об особенностях нормативно-правового регулирования международных воздушных сообщений, основных принципах правового регулирования международных полетов и международных перевозок.
2.Сформировать знания об основных источниках международного права, деятельности международных авиационных организаций в развитии современного международного воздушного права.
3.Закрепить знания по применению основных источников МВП.
Изучив тему на семинарском занятии, обучающийся должен:
иметь представления о МВП как подсистеме международного права, создании и реализации норм МВП, этапах развития МВП, основных принципах МВП и их содержании; классификации отношений в области международных полетов, осуществления международных перевозок;
знать:
–основные источники МВП, соотношение его источников и воздушного права России
вслучае их коллизии;
–историю, цель и задачи образования международных организаций в области авиации (ICAO, IАТА и др.), источники правового регулирования их деятельности, компетенцию;
–общие характеристики основных международных договоров РФ, являющихся источниками воздушного права; документы ICAO, регулирующие деятельность в области ГА;
уметь анализировать источники МВП и соотносить их с источниками воздушного права России.
План занятия
1.Понятие и предмет МВП.
2.Принципы МВП.
3.Источники МВП.