ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это право означает возможность человека при определённых обстоятельствах требовать от средств поиска публичной информации удаления данных о себе из общего доступа. Это подразумевает удаление ссылок на такие персональные данные, а не саму информацию.
право человека, позволяющее ему потребовать при определённых условиях удаление своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, то есть ссылок на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени.
Данное право имеет прецедентное происхождение. Предпосылки к пониманию о существовании такой правовой возможности возникали в ходе развития свободы слова и информации и расширения действия этих прав. Так, в Европейском Союзе ещё в 2012 году обозначилась перспектива закрепления такого правового явления в Хартии ЕС по правам человека, когда в это время вносились соответствующие поправки, а Франция стала первой страной, разработавшей концепцию права на забвение на национальном уровне в 2010 году. Однако важной вехой, ознаменовавшей фактическое существование такого права, стало т.н. дело Костеха, рассмотренное в мае 2014 в Суде Европейского союза.
Дело Костеха
В мае 2014 года Европейский суд рассматривал дело испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса против корпорации Google. В 2010 году Гонсалес обратился в Национальное агентство по защите данных с требованием удалить электронную версию статьи 1998 года в архиве газеты La Vanguardia о продаже его дома на аукционе в счёт уплаты долга, который был впоследствии им погашен, а также ссылки на эту статью. Появление компрометирующей его информации, более неуместной по словам Гонсалеса, нарушало его право на личную жизнь, так как данное судебное разбирательство уже давно разрешилось. Его первоначальная жалоба об удалении статьи на сайте газеты была отклонена на основании законности публикации и точности содержащихся в ней сведений, однако жалоба по отношению к Google Spain была поддержана. Власти Испании обязали корпорацию удалить ссылки, содержащие имя Гонсалеса, сделав данную информацию недоступной для поиска со стороны третьих лиц. Google подал встречный иск в Верховный суд Испании, который передал неоднозначное дело в вышестоящую инстанцию — Европейский суд. Его решение, вынесенное 13 мая 2014 года на основе Директивы 95/46ЕС, а также главы 8 Хартии Европейского союза по правам человека, обязало Google
удалить все ссылки, содержащие имя Гонсалеса, на испанском поддомене Google.es. Google Spain был признан подразделением Google Inc. на испанской территории, попадающим, таким образом, под действие Директивы 95/46ЕС, несмотря на то, что данные обрабатываются компанией на территории США.
Сама информация остаётся доступной на сайте газеты La Vanguardia, но более не индексируется поисковым механизмом Google.
Таким образом был констатирован факт наличия по существу такого права на забвение. Однако тут же обнаружилось отсутствие адекватного нормативного закрепления данного права и механизма его реализации (не было прямой нормы, отсутствовали толкования, из существующих норм в сфере защиты информации и персональных данных нельзя было прийти к выводу о возможности удаления информации). Во многих развитых странах начались общественные обсуждения и дискуссии специалистов заинтересованных сфер деятельности о необходимости, правильности введения нового права в национальные законодательства и разработки эффективного средства соответствующей правовой реализации. Следует отметить, что результаты оказались неоднородными: если в США единого мнения не сформировалось, поскольку в силу специфики юридической практики действие свободы слова и печати, закреплённой ещё в Первой поправке к Конституции США, превосходит действие права на конфиденциальность, то в странах Европейского союза на национальном и на общеевропейском уровне имеется устойчивая тенденция к утверждению права на забвение в законодательстве в качестве ещё одного правового средства защиты информации и персональных данных.
Данные обсуждения не обошли стороной и Российскую Федерацию. Ещё в июне 2014 года отдельные государственные органы (Общественная палата, Роскомнадзор) выражали симпатию возможному нововведению. А в июле 2015 года достаточно оперативно был принят т.н. «закон о праве на забвение», т.е. в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внесли поправки, устанавливающие обязанности операторов поисковых систем удалять по заявлениям граждан – физических лиц ссылки на информацию, являющуюся неактуальной, недостоверной либо утратившей своё значение, за исключением отдельных категорий. (этими исключениями являются информация о преступлениях, по которым не наступил срок давности, и по которым не сняты/не погашены судимости).
Он вступил в силу 1 января 2016 г.
Правовой механизм реализации права на забвение в Российской Федерации выглядит следующим образом:
Гражданин-физическое лицо направляет заявление к оператору поисковой системы с требованием об удалении ссылок на ту или иную информацию. В этом заявлении он должен:
Указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные (сканированное изображение или заверенную копию), контактную информацию (телефон, факс, электронную почту, почтовый адрес), дать согласие на обработку этих персональных данных. Опасаться утечки своих паспортных данных вследствие направления их оператору поисковых систем не нужно;
Указать страницу Интернет-сайта (Интернет-адрес страницы) с информацией, ссылки на которую заявитель хочет удалить, а также саму эту информацию;
Убедиться, что данная информация не подпадает под исключения. Этими исключениями являются информация о преступлениях, по которым не наступил срок давности, и по которым не сняты/не погашены судимости;
Привести основание (доказательства) для прекращения выдачи ссылок на приведённую информацию. Для поисковых систем часто надёжным достаточным основанием является заблаговременно полученное решение суда в пользу заявителя с указанием критериев недостоверности или актуальности. При отсутствии такого решения суда, если оператора есть сомнения в уровне общественной значимости, заявителю, скорее всего, откажут. Однако возможны простые случаи, для которых обращаться в суд не нужно;
Убедиться, что всё заполнено полностью, без неточностей, опечаток и ошибок. В противном случае через 10 рабочих дней (две недели) оператор поисковой системы направит заявителю ответное уведомление о предоставлении точных или дополнительных сведений о себе, и заявителю придётся потратить ещё время на исправления, которое может быть упущено.
Операторы поисковых систем рекомендуют заявителям направлять свои заявления к ним исключительно в электронной форме в целях ускорения своей работы по рассмотрению заявлений и для удобства заявителя.
Если всё сделано правильно, то в течение 10 рабочих дней оператор поисковой системы прекращает выдавать ссылки на фамилию и имя заявителя и уведомляет об этом заявителя. При этом оператор обязан не раскрывать факт обращения к нему гражданина таким требованием.
Если всё же поисковая система направила заявителю отказ, и тот показался заявителю необоснованным, его можно обжаловать в суд по своему месту жительства.
Примеры
К 17 августу 2016 года Яндекс из поданных к нему 11 исков не проиграл ни одного (4 вынесены в его пользу, два случая отказа от исков, четыре исковых требования были оставлены судом без рассмотрения).
В июле 2017 года Яндекс проиграл первый в своей истории судебный процесс бывшему министру сельского хозяйства РФ Елене Скрынник. Бывшая федеральная чиновница, ныне проживающая во Франции, после длительной переписки с компанией, отказавшейся удалить из результатов поиска ссылки на сведения о ходе расследования, через суд добилась права на забвение. Одинцовский городской суд, куда обратилась Скрынник, удовлетворил просьбу последней и обязал поисковик «прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ в сети „Интернет“ к недостоверной информации в отношении министра сельского хозяйства 2009—2012 гг. Елены Скрынник».