Файл: Поэзия второй половины 19 века на примере творчества Толстого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Автономное профессиональное образовательное учреждение

«Ижевский политехнический колледж»


Реферат

по литературе на тему:

«Поэзия второй половины 19 века на примере творчества Толстого»

Выполнил:

студент: Иванов Артем Федорович

группы: ПД-212д

Проверила: Ившина Лариса Юрьевна

Оценка____________

Дата______________

Подпись___________

Ижевск 2021 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………….…..3

Глава 1 Биография……………………………………………………...…4

1.1. Образование ……………………………………………………...…..5

1.2. Рассказы о войне………………………………………………….…..6

Глава 2 Творчество: Тема любви ……………………………………......7

2.1. Тема природы …………………………………………………..…....8

2.2. Сатира и юмор …………………………………………………….…9

Заключение…………………………………………………………….…10

Ссылки………………………………………………………………….…11

2


Введение:

Литература XIX века играла важную роль в общественной жизни. В этот период времени чтение являлось не формой проведения досуга или развлечением, а было способом познания действительности. А для писателя творчество было актом служения обществу, писатель верил в то, что художественное слово способно возвышать душу человека, образовывать ум и оказывать влияние на общественно-политическую обстановку.
XIX век – это время расцвета российской критической мысли. Произведения лучших критиков той поры вошли в золотой фонд русской культуры. Критика в этот период стала особым видом литературы.


Для поэзии второй половины 19 века с одной стороны характерным является развитие и обогащение традиций романтизма, а с другой – большое влияние русской прозы, романов Достоевского и Толстого, с их тонким, глубоким психологическим анализом характера человека.

Вторая половина 19 века характеризуется становлением самобытной национальной литературы. Общий характер произведений поэтов этого периода развития русской литературы заключается в следующем: внимание к крестьянскому и купеческому быту интерес к народному языку внимание к отечественной истории утверждение идеала добра, красоты и любви «проповедование» любви как высшего назначения человека развитие гражданской поэзии. Творчество каждого поэта не укладывалось в рамки прямолинейных схем. Например, А.К. Толстой, который относил себя к поэтам «чистого» искусства, в сатирических произведениях и в эпиграммах остро высказывался о проблемах современной ему жизни.


3

Глава 1

Биография:

Лев Николаевич Толстой появился на свет в аристократической семье, 1828 году, 28 августа, в имении под Тулой, которое носило название Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца одним из первых получил когда-то звание графа. Мальчик рано стал сиротой. В 2 года он потерял мать, в 9 – отца. Лев не был единственным ребенком, у него было три брата и сестра, которую звали Марией. Воспитанием сирот занимались родственники.
Семья Толстых перебирается в Казань, в дом их тетки П.И. Юшкова. Когда ему исполняется 16 лет, Лев смог поступить в Казанский университет. Мальчик обладал незаурядными способностями, легко запоминал иностранные языки, но не был допущен к сдаче экзаменов, т.к. постоянно прогуливал лекции. Его перевели на юридический факультет. Юноша, которому были рады во всех знатных домах, отличался в то время тщеславием, честолюбием, жаждал нравиться женщинам.
Его жизнь перевернуло вроде бы рядовое событие. Оказавшись в госпитале, где ему никто не мешал думать, он понял, что беспорядочная жизнь – это следствие раннего разврата души. С 17 марта 1847 года он начал вести новую жизнь, занимался самоанализом, и жил по установленным им же правилам. Он разработал для себя руководства, которые можно было применять во всех случаях жизни, и старался их придерживаться, хотя и не всегда у него это получалось.
Через какое-то время он бросает университет и перебирается в Ясную Поляну. Это имение стало его частью наследства. Молодой человек, которому всего 19 лет, уже хозяин больших земель и крепостных. Он хочет заботиться о тех 700 человек, которые оказались его собственностью. Но у него не получается найти с ними общий язык, поэтому он уезжает в Москву.
Лев Николаевич пытается найти свое место в жизни. Он отправляется в Санкт-Петербург и сдает экзамены по уголовному и гражданскому праву. Но личные отношения и карточные долги заставляют его все бросить и опять вернуться в Ясную Поляну. Там он опять ведет веселую жизнь, дружит с цыганами, едва не женится на цыганке.
Тогда в дело вмешивается его старший брат Николай, который забирает с собой Льва на Кавказ. Там Лев храбро сражается, участвует в военных операциях и даже заслуживает Георгиевский крест. Но отказывается от награды в пользу солдата, которому награда обеспечила пожизненную пенсию. Здесь же, на Кавказе, он серьезно занялся литературной деятельностью. Он отсылает рукопись своей первой законченной книги в популярный журнал «Современник». Некрасов, ознакомившись с его произведением, очень высоко оценил талант юноши.



4

1.1. Образование:

Его образованием первоначально занимался гувернёр-француз Сен-Тома́ (прототип St.-Jérôme в повести «Отрочество»), заменивший собою добродушного немца Ресельмана, которого Толстой изобразил в повести «Детство» под именем Карла Ивановича.

В 1843 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший — Николай) и племянницы, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (наиболее славившийся в то время), где работали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном — Ковалевский. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного — оплачивающего своё обучение. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса.

Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские экзамены 1846 года были сданы удовлетворительно (получил одну пятёрку, три четвёрки и четыре тройки; средний вывод получился три), и Лев Николаевич был переведён на второй курс. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого». В 1904 году он вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. На второй год я стал заниматься … там был профессор Мейер, который… дал мне работу — сравнение «Наказа» Екатерины с Esprit des lois «Духом законов» Монтескьё. … меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься"

5
1.2. Рассказы на войне:

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь — эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом — «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.


В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург. Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все». В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» — эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара», закончил трилогию повестью «Юность». Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

6
Глава 2

Творчество: Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа. Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение «Средь шумного бала».

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна


Твои покрывала черты:

Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14 языков, играла на рояле, хорошо пела. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение «Средь шумного бала», благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого. На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: «Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье».

7

Тема природы

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно - песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и

придает его голосу нотки оптимизма.

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади.