Файл: Курсовая работа по дисциплине Предпринимательское право По теме Правовые проблемы формирования конкурсной массы в процессе банкротства.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
По теме: «Правовые проблемы формирования конкурсной массы в процессе банкротства»
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность конкурсной массы в процедуре банкротства….5
Глава 2. Судебная практика по формированию конкурсной массы…………10
Заключение……………………………………………………………..……….21
Список использованных источников…………………………………..…..…23
Введение
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») конкурсное производство считается открытым с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом1.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, которым он располагает на дату открытия конкурсного производства, а также имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, законодатель говорит о двух частях имущества, составляющего конкурсную массу, а именно о наличном имуществе и имуществе выявленном2.
Согласно положениям гражданского законодательства понятие имущества включает в себя вещи, в том числе деньги и ценные бумаги3, а также имущественные права, обязанности имущественного характера. Таким образом, в объем цивилистического понятия имущества могут в зависимости от контекста той либо иной нормы быть включены:
а) вещи и материальные ценности, в том числе деньги и ценные бумаги;
б) вещи и имущественные права;
в) вещи, имущественные права и обязанности имущественного характера.
Цивилистическое понятие имущества может быть дополнено с точки зрения входящих в него элементов публично-правовым понятием. Так, согласно положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве»4 имущество должника-организации в зависимости от степени его вовлеченности в производственный процесс подразделяется:
а) на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве;
б) имущественные права, непосредственно не используемые в производстве;
в) недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве;
г) непосредственно используемые в производстве имущественные права, недвижимое имущество, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о формировании конкурсной массы в процедуре банкротства.
Цель курсовой работы – раскрыть правовые проблемы формирования конкурсной массы в процессе банкротства.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-
Раскрыть понятие и сущность конкурсной массы в процедуре банкротства; -
Рассмотреть и проанализировать судебную практику по формированию конкурсной массы.
При написании работы за основу были взяты следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и иные нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и сущность конкурсной массы в процедуре банкротства
Механизм реализации института несостоятельности (банкротства) оказывает огромное влияние на экономику государства, поэтому процедура банкротства требует тщательности и добросовестности исполнения, в процессе ее осуществления должна обеспечиваться защита прав и законных интересов должника и кредитора, при этом не следует забывать о соблюдении равенства и баланса частных и публичных интересов, хотя, как справедливо отмечают М.В. Телюкина, В.Н. Ткачев и О.Н. Лебединец, «принцип равенства не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем»5.
Ключевую роль в данном процессе играет арбитражный управляющий, на которого возложен комплекс полномочий, и от того, насколько полно и последовательно они будут реализованы, зависит достижение основных целей процедуры банкротства, поэтому он обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, должника, общества и государства6.
В соответствии со статьей 131 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
При этом в положениях ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» также и указано, что есть такое имущество, которое не включается в конкурсную массу. Так, из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. При этом обязательной оценке подлежит имущество, являющееся предметом залога.
В статье 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указаны положения о имуществе должника, которое не включается в конкурсную массу. Правила, указанные в вышеуказанной статье, уточняют характер регулируемых отношений, возникающих по поводу имущества должника, не включаемого в конкурсную массу. В этих отношениях заметная роль отводится собственнику указанного имущества. При выявлении в составе имущества должника объектов, изъятых из хозяйственного оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника данных объектов.
На собственника имущества возложена обязанность по его приему от конкурсного управляющего или закреплению его за другими лицами. Закрепление изъятого из оборота имущества за другими лицами также предполагает прием указанного имущества от конкурсного управляющего. На прием имущества и его закрепление в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», отводит 6 месяцев, считая со дня получения уведомления от конкурсного управляющего. В направляемом уведомлении указывается перечень имущества по объектам (уведомление имеет письменную форму).
Согласно пункту 3 статьи 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», установлено юридическое последствие неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота и надлежаще уведомленного конкурсным управляющим, обязанностей по приему имущества или его закреплению за другими лицами. Так, если по истечении 6 месяцев с даты получения уведомления собственник имущества не произведет указанные действия, бремя несения расходов по содержанию имущества возлагается на него. Очевидно, что подобные расходы должны документально фиксироваться конкурсным управляющим, и в случае неисполнения собственником обязанности по их несению данные расходы могут быть взысканы конкурсным управляющим в судебном порядке и включены в дальнейшем в состав конкурсной массы7.
Отметим, что в пункте 4 статьи 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выделены группы социально значимых объектов, объектов культурного наследия, иных объектов, продажа которых должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объектов, в отношении которых заключены соглашения о публично-частном партнерстве.
Пленум ВС РФ8 указал, что в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц. Например, алименты на несовершеннолетних детей, страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку, пособие на ребенка, социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.
Также из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с ГПК РФ, в том числе деньги в размере прожиточного минимума, приходящегося на самого гражданина-должника и лиц на его иждивении.
Вопросы об исключении из конкурсной массы такого имущества (в том числе денег) и о невключении в конкурсную массу выплат должен решать финансовый управляющий самостоятельно во внесудебном порядке. Он направляет лицам, которые платят должнику деньги (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода действия уведомления.
К группе объектов культурного наследия согласно статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»9 относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои10.
Напомним, что применительно к таким объектам продажа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса. Также в соответствии со статьей 350 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу иных объектов, продажа которых должна осуществляться путем проведения торгов, может быть отнесено имущество, находящееся в залоге у должника.
Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством РФ:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия;
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных памятников истории и культуры - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых находятся данные объекты;
- в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.
Глава 2. Судебная практика по формированию конкурсной массы
При разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 ГК РФ. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Согласно статье 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» до достижения гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет осуществляется капитализация соответствующих повременных платежей путем перечисления конкурсным управляющим при наличии согласия гражданина со счета должника денежных сумм органу, уполномоченному Правительством Российской Федерации. Поэтому при рассмотрении соответствующих вопросов арбитражным судам необходимо учитывать, что без согласия гражданина конкурсный управляющий не вправе вносить сумму капитализированных платежей непосредственно указанному органу и отказывать гражданину в ее выплате.
При рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования уполномоченных органов