Файл: Занятие 4 Обучающийся Нестерова Яна Павловна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Нестерова Яна Павловна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Пермь - 2023
Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1 | Преддошкольная педагогика | Раздел возрастной педагогики, который занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трёх лет. | Педагогический процесс, исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка до 3-х лет. |
2 | Дошкольная педагогика | Изучает теорию и практику образования детей от трех до семи лет, средствами обучения и воспитания; изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. | Ребенок с момента рождения до поступления в школу. |
3 | Специальная педагогика | Занимается вопросами образования людей с нарушением психического или физического развития | Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями. |
4 | Социальная педагогика | Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума | Все люди, которым необходимо социализироваться в обществе, т.е. решить вопросы их успешной социализации в процессе развития |
5 | Коррекционная педагогика | Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей | Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию |
6 | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Изучает процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. | Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха |
6.2 Тифлопедагогика | Отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих. | Воспитание и обучение лиц с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты; | |
6.3 Олигофренопедагогика | Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации. | Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. | |
6.4 Логопедия | Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. |
Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | Разъяснение учащимся целей и задач обучения | 1. | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
2. | Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | 2. | Восприятие новых знаний, умений |
3. | Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | 3. | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
4. | Управление процессом познания научных закономерностей и законов | 4. | Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. | Управление процессом перехода от теории к практике | 5. | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
6 | Организация эвристической и исследовательской деятельности | 6 | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
7 | Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | 7 | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1. | гуманистическая психология | К. Роджерс, А. Маслоу |
|
| Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране. |
2. | поведенческая (бихевиористская) теория | Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер |
|
| Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для: работы с психическими расстройствами, такими как фобии или пост-травматическое расстройство (ПТСР); экспозиционной терапии, например, направленной на ослабление условных реакций на определенные раздражители, вызывающие страх; прикладного анализа поведения (ПАП), терапии, используемой для лечения аутизма; организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников |
3. | когнитивная теория | Д. Дьюи, Ж. Пиаже | изучают высшие формы поведения | устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это искажает их корректное понимание | Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности. Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:
|
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.
Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, самоценность личности, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.
Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих
сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности |
2. | Экологическое воспитание | развитие ценностного отношения к природе; |
3. | Патриотическое воспитание | воспитание патриотизма и любви к Родине |
4. | Эстетическое воспитание | формирование чувства прекрасного |
5. | Нравственное воспитание | привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; освоение правил этикета выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам |
7. | Умственное воспитание | формирование умений и навыков мыслительных операций освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества формирование социальной активности и ответственности |