Файл: Лекции Сергея Ениколопова Психология агрессии и насилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание по лекции Сергея Ениколопова: «Психология агрессии и насилия»

Очень важным элементом для многих стран был доклад всемирной организации здравоохранения, сделанный в начале 2000-х годов, посвященный насилию:

Во первых он перевернул точку зрения, так как люди всегда считали что это дело криминальной психологии или психологии, или даже социологии, но причем здесь здравоохранение, ВОЗ посчитал какое кол-во людей умирает или ранены, сюда же вошло то что и самоубийства-часть насилия, потому что это насилие над собой. Более того очень многие причины насильственного и агрессивного поведения из-за не здоровья, не обязательного психологического, но и физического, неумение адаптироваться на социальном уровне. Поэтому вот этот доклад сдвинул точки зрения. Потом уже пошли массы исследований, выяснилось что экономические затраты связанные с насильственными преступлениями в США в год съедают 3,5% ВВП страны, По данным ВОЗ в год это 1600000 которые погибают, поэтому сказать что это отдельная проблема, это неправильно.

Политические философы говорят и обсуждают проблемы насилия. Невозможно обсуждать терроризм, без понимания смысла терроризма. Что они вкладывают в свои действия, либо они толпа безумцев, либо у них есть своя рациональная логика, если хотим понимать, то мы должны понимать это не так что тигры хотят кушать. Другого пути нет, тоже самое про войны, какая то часть людей должна брать на себя ответственность и должна заниматься этой исследовательской работой, так как это очень трудно. Если говорить о подходах, то к сожалению у нас очень мало исследований которые осуществляют ту цепочку исследований которая хорошо и четко обозначена в медицине. Сначала надо выявить причины, потом размышлять о лекарствах, на последнем этапе делать что-то профилактическое. Все хотят одновременно. Все пытаются исследовать почему происходит агрессия и насилие, давайте сразу придумаем как профилактировать. Это очень распространенное занятие. Когда читаешь преамбулу, отлично можно понять что человек ничего не понимает в теме агрессии. Первое что нужно говорить о том какая типология агрессивных действий, потому что когда мы говорим о насилии их несколько, одно уточняет другое. Первое, это то что один вид агрессии и насилия направлен во вне, другой вовнутрь. При этом когда говорят о аутоагрессии, сюда входят все что связано с самоповреждением, вплоть до занижения самооценки, когда человек вроде бы физически ничего с собой не делает, другое деление это индивидуальная агрессия и коллективная, коллективная это не только группы , но
сюда входит и политическое насилие, когда одна часть государства против другой части. Здесь не только всякие негативные вещи, это и понимание работы полицейского, до какого предела он может вести себя агрессивно, мы хотим чтобы он применял силу, здесь очень важная характеристика легитимизация насилия и агрессии, мы делегируем государству, в какой то части нашего поведения право на насилие, так как они должны удержать одну часть общества от применения насилия к другой. Так бы только сильные давили друг друга. А мы постепенно давали различным организациям разного рода право на насилие, для того чтобы они обезопасили нашу жизнь, до какой степени мы можем делегировать это право. Легитимизация происходит на разных уровнях, уровень семьи, спорта, политической структуры, в спорте. Мы очень много агрессивного поведения, сделали вполне пристойным, особенно в спорте. Тоже самое в семье, конечно бить человека нельзя, но время от времени, наказывать ребенка надо, это серьезная проблема психологии, как наказание осуществляет свои функции, оно двойного назначения, оно наказывает и ребенок социализируясь узнает что можно а что нельзя, а с другой стороны, он замечательный пример что сильный имеет право использовать насилие. Что же это? постоянное воспроизводство таким образом, или все таки эффективный способ воспитания. В российских школах запрет на телесное наказание был введен в 1863 году, в то время как в частных и государственных школах Англии, в 90-е годы, было по другому. С одной стороны это говорит о том что мы не очень хорошо понимаем как наказание взаимодействует с воспитанием. В воспитании мы разрешаем в каком то смысле насилие, тоже самое в политике, мы что-то даем полиции, но начинаем нервничать что она ведет себя не слишком достойно. Когда мы обсуждаем проблемы легитимизации насилия, вопрос о смертной казни встает очень остро, в каких случаях это допускается? Когда проводились исследования то там выяснилось что чем выше уровень легитимизации насилия, тем больше вероятность что человек совершит насильственные действия. Другой классификацией насилия является то что агрессия может быть физической ,вербальной, экономической и сексуальной. Йохан Галтунг ввёл три формы насилия, 1.Прямое насилие. 2.Структурное 3. Культурное. Когда мы говорим о насилии, в русском языке само слово подсказывает что это про силу, мы в

наших определениях, их несколько, делаем акцент что это применение чрезмерной силы, в латинском языке, вкладывали два значения одно из них сила, другое буйство, и из-за этого двойного вклада англосаксонские и немецкие авторы размышляли о двух характеристиках насилия. Насилие как сила и насилие как нарушение нормы. Они обсуждают много составляющей где должны быть ограничения и человек который переходит через правовые нормы и грань которая должна быть четко сформулирована. А мы все-таки сосредоточены на основном понятии сила, поэтому у нас нет такого тонкого ощущения что есть разница между насилием и агрессией мы их используем синонимично. Чаще всего нечеткое использование терминов. Это очень серьезная проблема. Если делать общую характеристику, идут дебаты о том ,что нужно ли расширенно толковать понятие насилие. В психологическом понимании важно понимать что вклад в развитие агрессивности человека он отовсюду. Есть биологические основания для агрессивного поведения, в последнее время очень модным направлением в психологии является эволюционная психология. Мы принадлежим к виду, который еще долгое время растет и обучается и конечно огромную роль играет учение. Большую часть нашего социального поведения мы выучили, наблюдая за поведением других, видим какое поведение вознаграждают а какое наказывают, с другой стороны можно увидеть массу соблазнительного в агрессии и насилии. Есть люди которые могут обучаться, есть которые не могут. У многих людей эта форма поведения которую он выучил в детстве и дальше научиться не может.

Некоторые так и не понимают разделения хорошего и плохого. Нужно понимать что некоторые застряли в том, что для них нет другого способа кроме как агрессия решить массу задач, которые большая часть людей рядом, решают другими способами. Большая часть проявляет агрессию , которая служит защитой его я.

Хорошо контролирующие люди, которые подавляют и взрываются в большой части им не много надо, и для них есть объекты, на которых и там и здесь можно накричать.

Нужно быть реалистом, если муж бьет жену, значит, они бьют ребенка вдвоем.

Дети убивали своих отцов, когда они понимали, что их физическая сила была готова, то они это совершали. Дети, которые жестко убивают своих родителей, нужно жестоко наказывать, говорил какой-то депутат, но это происходит из-за сильного насилия к ребенку, но для этого уже есть статьи уголовного кодекса.


На самом деле можно раньше применять профилактические меры.

Пример: в одной американской клинке врач говорил, вас скоро выпишут.

Психолог спросил у пациентов, что он говорил, многие сказали, что скоро выпишут, а многие говорили, что это означает, что они скоро умрут.

Суть заключается в том, что трактовка, что я хотел услышать, таких ситуаций очень много.

В изнасилование мы видим два человека часто движущиеся и не понимающих угрозы, уже показывая, что нужно убежать, потому что есть уже воронка, без потери одного лица невозможно уже закончить,

Вопрос агрессия допустима и полезна, в какой степени нашему обществу, нельзя без этого обойтись.

Ответ видимо, нет, видимо мы в меру агрессивные. Трагическая история вначале 70 х годов, группа ученых получила нобелевскую премию, Лоренц получил за поведение и в частности за учебную агрессивность книгу запретили, логика страны заключалась в том, что страна борется за мир.

Люди плохо читали данную книгу, но у Лоренца большая часть книг как в природе.

Да, мы должны понимать, что мы агрессивны.

Вопрос: Некоторые взрослые застревают на детском этапе, как контролировать агрессию, синдром физической усталости и синдром астенизации.

В возрасте 50 лет овладевают и устанавливают причинно-следственную связь, у ребенка нет такого. Какой процент застревает сложно сказать. Астенизация и сидром выгорания. Астенизация способствует раздражительности, человек с астенизация и будет с трудом контролировать свою агрессию.

Синдром выгорания очень модная и возникшая тема. Впихиваем все что можно, характеристика занят не своим делом, как только нашел свое дело, может устать, но дайте ему небольшой отпуск. Синдром выгорания ощущение в одной куче сваливают острые проблемы, косвенное подтверждение, Минздрав Украины всех психиатров пройти вопросник по выгоранию, больше 30 лет и дальше не у одного нету выгорания, не надо путать выгорание и усталость.

Вопрос. В современном обществе трудно погасить конфликт, в чем причина.

Одна вещь, которая возникает из-за не понимания друг друга, не понимание как коммуникативный акт, есть еще одна важная черта, не желание понимать. Разное понимание рода ценностей.