ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
|
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
|
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №2
по учебному курсу «Философия»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | С.Р. Хакимов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | СТРбвд-2003а | |
| | |
Преподаватель | Д.А. Рамм | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Гуманизм – подвид и дополнение антропоцентризма - воззрения, которое признает ценность каждого человека как весомой личности, признает его права на личную свободу, счастье, благополучие.
Гуманизм имеет очень длительную предысторию, начиная с античных времен, затем затрагивая Средние века. Но как популярное общественно-философское и даже политическое движение гуманизм получает распространение в период/эпоху Возрождения. Гуманизм развился сначала в Италии, а затем охватил и ряд соседних стран Европы: Германию, Францию и др. (территории, где меньше всего работала инквизиция и развивалось реформаторство церкви).
Философия Возрождения целиком наполнена размышлениями и произведениями искусства на тему признания человека как личности, его ценности, его способности развиваться и творить. При этом сильно критиковалась средневековая схоластика как оторванное от реальной жизни и бесплодное умствование. И хотя о чистом атеизме тогда речи не было, но антропоцентризм пришел на смену теоцентризму.
Этапы развития направления «гуманизм»:
– публично-общественное свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и господству церкви в духовной сфере;
– развитие ценностно-морального акцента в философии, искусстве и литературе.
В конце XIX и в XX веке все больше знаний стало появляться о структуре психики людей. В частности, одним из известных ученых, который открыл «бессознательное» и то, что оно порой важнее «сознательного» состояния психики, стал З. Фрейд. Развитие психологии и методов психотерапии позволило изучить мыслительные процессы, нервную систему, связь мозга/психики с иными система человеческого организма. Все это позволило не только поднять медицину на новый уровень, а и развивать философскую науку, новые направления. Например, антропологию.
Кроме развития медицины как основного фактора выделения антропологии среди наук, ее развитию помогли научные знания в сфере социологии, философии, культурологии и др.
Антропология наших дней - это наука о людях как биологических существах: их происхождение, биологическое развитие в пространстве и времени. При этом, философская антропология больше ориентируется на попытку показать сущность человека, его природу, место и роль в мире.
Развитие философской антропологии XX века связывают с появлением трудов М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Х. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), где в центре находится проблема человека, его специфика развития в сравнении с животными.
Проблемы антропологии нашли отражение в современных измышлениях на тему бытия (философия жизни, экзистенциализм). Так, важнейшее место в философии экзистенциализма отведено постановке и решению проблемы свободы, определяемой как способность человека выбирать что-либо из возможных вариаций по своему усмотрению. Утверждается, что животные и предметы свободой не обладают. Но суть в том, что у человека есть не только выбор, а есть и ответственность за него. И люди часто не знают, правильный ли выбор они совершили, могло ли быть все иначе. И подобная проблема неразрешима с точки зрения философии экзистенциализма.
Философия жизни понимала жизнь как нечто среднее между духом и материей. Она поднимает вопросы о смысле, ценности жизни, ее целях для человека. При этом, предпочтение отдается не знаниям и интеллекту, а чувствам и эмоциям. На развитие философии жизни в привязке к антропологии очень значительно повлияли идеи Фрейда. А продвигали философию такие известные мыслители, как Ницше (со своим «сверхчеловеком»), Шопенгауэр, Шпенглер и др.
В условиях современной цивилизации, когда технологии развиваются очень быстро, меняется и человек. Меняются среда обитания, знания, пути эволюции. Например, А. Камю обратил внимание, что человеку при быстром развитии мира очень сложно успеть развиваться самому. Новые знания появляются и не успевают должным образом осесть в головах людей. Камю считал, что мир постоянно ускользает от человека, что затрудняет решение проблемы места и роли человека. При этом, несмотря на важность знаний для человечества, Камю предупреждает от последствий неверного их использования, что подчеркивает гуманистическую направленность его теорий.
М. Хайдеггер свою задачу видел в обновлении положений учения о смысле и сущности бытия. Причем, он не ставил целью изменить мир, а больше уделял внимания его пониманию. Проблему человека мыслитель рассматривал как путь от рождения до смерти. А поскольку о смертности знает только человек, то именно он способен осознать собственное бытие («dasein» в философии - «наличное бытие» или «сущее», а у Хайдеггера - это скорее «бытие сознания»). Фактически, философ размышлял о такой важнейшей проблеме современного человечества и цивилизации, как выживание в окружающем нас мире.
Таким образом, гуманизм – это культура, которая является отражением антропоцентризма и его дополнением, и которая основана на централизации человека как личности. Гуманизм поддерживает права, свободу человека, своими положениями гуманизм направляет по векторному пути счастья и благополучия. Гуманизм против всяких войн.
За длительный период существования (с Античного периода) и до наших дней гуманизм стал общественным и массовым движением, оказывающим влияние на политику, общество, мораль и т.д. В то же время, проблемы гуманизма относятся к философским и не подлежат однозначной оценке и решению. Это такие проблемы как соотношение свободы и ответственности
, прав и обязанностей, гуманного отношения к убийцам, место человека среди других живых существ и даже среди неживой природы. При всей сложности проблем гуманизма однозначно можно сказать, что именно гуманизм является основой дальнейшего развития человеческой цивилизации.