Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 3.5. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм на рынке Если он в несколько раз меньше величины спроса, то на рынке будет присутствовать несколько средних фирм (олигополистическая структура рынка). Если же минимально эффективный масштаб производства слишком мал и поэтому несравним с величиной рыночного спроса, то на рынке будет действовать множество небольших фирм (конкурентная структура рынка).Таким образом, издержки фирмы в долгосрочном периоде оказывают существенное влияние на концентрацию производства и на типы рынков. Прибыль фирмы и ее измерение Главным мотивом деятельности фирмы как хозяйствующего субъекта является прибыль, характеризующая величину положительного финансового результата ее деятельности за определенный период времени.Прибыль (Profit, я) — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.В самом общем виде валовая прибыль определяется как разность между совокупными (общими) доходами (77?) и совокупными (общими) издержками (ГС): я = TR-TC.Совокупный (общий) доход (Total Revenue, TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага по определенным ценам. Общий (валовый) доход или выручка фирмы определяется путем умножения количества Q проданных товаров на их цены Р:TR = QP.Выручку в расчете на единицу продукции характеризует средний доход.Средний доход (Average Revenue, AR) — это сумма дохода, приходящаяся на единицу проданного блага.Средний доход рассчитывается делением общего дохода на объем проданной продукции: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма продает всю свою продукцию по одной и той же (сформированной рынком) цене, средний доход равен рыночной цене:AR=™=^ = P.Q QПредельный доход (Marginal Revenue, MR) — это приращение совокупного дохода в результате увеличения продажи товара на единицу.Предельный доход может рассчитываться двумя способами:ATR dTRMR = или MR = = TR'(Q).AQ dQВ условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции продается по сложившейся равновесной рыночной цене, поэтому предельный доход фирмы-производителя также равен рыночной цене.Средняя прибыль (Average Profit, An) — это сумма общей (валовой) прибыли, приходящаяся на единицу проданного блага.Средняя прибыль рассчитывается по формулеАп = —.QИзменение прибыли при изменении объема выпуска продукции на единицу показывает предельная прибыль.Предельная прибыль (Marginal Profit, Мп) — это прибыль, которая отражает прирост совокупной прибыли при увеличении объема выпуска на единицу.Величина предельной прибыли рассчитывается какМп - или Мп - = n'(Q).AQ dQ Если предельная прибыль больше нуля (Мл > 0), то функция совокупной прибыли возрастает и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если предельная прибыль меньше нуля (Мл < 0), то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск продукции сократит совокупную прибыль. При равенстве предельной прибыли нулю (Мл = 0) значение совокупной прибыли будет максимальным.Оптимальный объем производства — это такой объем производства продукции, который позволяет фирме получать максимальную прибыль исходя из существующих на данный момент времени рыночных и технологических условий.Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек (л = ТЯ - ТС), то предельная прибыль может быть записана в виде Мп = МЯ-МС,где МЯ — предельный доход; МС — предельные издержки.Поскольку в точке оптимума предельная прибыль равна нулю, совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (МЯ = МС).Правило максимизации прибыли — это правило, заключающееся в такой комбинации ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса.Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками определяет различие между бухгалтерской и экономической прибылью.Прибыль бухгалтерская — это разница между совокупными доходами и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками фирмы.Экономическая прибыль, помимо явных (бухгалтерских, внешних) издержек, учитывает еще и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.Прибыль экономическая — это разница между совокупными доходами и экономическими издержками фирмы.Составной частью экономических издержек является нормальная прибыль.Прибыль нормальная — это минимально необходимая прибыль для компенсации неучтенных издержек предпринимателя (личных трудовых затрат, использования собственного имущества).Иными словами, это тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в данном бизнесе.Так, вложив 1 млн руб. в развитие фирмы, ее владелец получил прибыль в размере 7 %. Если в это время банковская ставка рав на 7 %, то полученная прибыль будет нормальной1 (экономическая прибыль в этом случае равна нулю).Таким образом, экономическая прибыль — это вся прибыль, полученная сверх нормального уровня. Она представляет собой разность между бухгалтерской и нормальной прибылью. Наличие в отрасли положительной экономической прибыли создает условия для притока в отрасль новых фирм и инициирует повышение уровня конкуренции. Отрицательная экономическая прибыль вызывает отток фирм в другие сферы деятельности.Относительным показателем прибыли, характеризующим экономическую эффективность деятельности фирмы, является рентабельность.Рентабельность — уровень прибыли, характеризующий эффективность использования ресурсов и деятельности фирмы.Существует более ста различных показателей рентабельности, основными среди которых являются рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.Рентабельность продаж характеризует общую эффективность деятельности фирмы, рассчитывается как отношение прибыли к выручке от продажи продукции фирмы и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль выручки:яПт - та’Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности по производству продукции. Она определяется как частное от деления прибыли на величину совокупных издержек на производство продукции и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль произведенных затрат:п”гс-гс-Рентабельность активов определяется отношением прибыли к общей стоимости имущества фирмы и характеризует эффективность использования всех активов фирмы, показывая величину прибыли, приходящуюся на один рубль ее имущества:кА АРентабельность собственного капитала определяется отношением прибыли к сумме собственного капитала и характеризует 1 Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учеб, пособие. М. : КноРус, 2013. С. 109. эффективность использования капитала собственников, показывая величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных ими средств: ПрА 71РА' Иллюстративная задача 3.3 Цена за единицу продукции фирмы равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 шт./год. Средние переменные издержки равны 7 ден. ед., постоянные издержки составляют 125 000 ден. ед. в год.Определите: выручку фирмы; общие переменные издержки; валовые издержки; прибыль; рентабельность продаж; рентабельность продукции. Решение: выручка: TR = Q ■ Р = 50 000 • 10 = 500 000 ден. ед.; переменные издержки: TVC = AVC Q= 7- 50 000 = 350 000 ден. ед.; валовые издержки: ТС = TFC + 7VC = 125 000 + 350 000 = 475 000 ден. ед.; прибыль: п = TR-TC =500000 - 475 000 = 25 000ден. ед.; рентабельность продаж: nm = n/TR-100 % = 25 000 / 500 000 • 100 % = 5 %; рентабельность продукции: Щ-с = п/ТС -100% = 25 000 /475 000 ■ 100% = 5,26%. Показатели рентабельности во многом определяют инвестиционную привлекательность фирм, уровень их конкурентоспособности, характеризуют качество управления производством, продажами, капиталом. Теории прибыли История экономической мысли изобилует теориями прибыли, однако большинство из них можно отнести к одной из трех основных групп: компенсационные (функциональные) теории; фрикционные и монополистические теории; научно-технические и инновационные теории. Компенсационные (функциональные) теории рассматривают экономическую прибыль как вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует производство, планирует эффективное сочетание факторов производства, разрабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыль является компенсацией за успешное выполнение им этих функций.Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления не дали убедительного результата. Дело в том, что для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то данная теория не объясняет сути остаточного дохода предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом1.Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что получение экономической прибыли (сверхприбыли) обусловлено не столько выполнением какой-либо конкретной функции, а является, скорее всего, результатом резкого улучшения рыночной конъюнктуры (повышения уровня цен или увеличения объемов продажи благодаря росту потребности в товаре или услуге). Например, проводимые Олимпийские игры или популярные фестивали, как правило, приносят сверхприбыли владельцам отелей, ресторанов и даже домовладельцам, сдающим внаем свободные комнаты. Когда заканчиваются игры и фестивали, прибыли вновь снижаются до нормального уровня.Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий, они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые и позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капиталь 1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 449. ных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение1.Научно-технические и инновационные теории также являются продолжением фрикционных теорий. Успешные инновации приносят инновационным фирмам сверхприбыль. Для одних инноваций это может длиться долго, для других — весьма непродолжительный период. Например, McDonalds, и Xerox достаточно долго оставались практическими монополистами на соответствующих рынках. Инновации могут касаться новых продуктов, новых технологий, новых рынков, новых способов сбыта и взаимодействия с потребителями. Успех инновационных фирм во многом зависит от их способности генерировать инновации и внедрять их в кратчайшие сроки. Именно эти ключевые компетенции позволяют занимать им выгодное положение на рынке, обеспечивающее получение сверхприбыли. з.б. Прибыль: планирование и управлениеУправление прибылью связано с решением вопросов о выборе технологии производства, объемов производства, а также с установлением цен. При планировании прибыли необходимо учитывать множество различных факторов, включая ожидаемую потребность в продукции, которую производит фирма, ее способность произвести требуемое количество изделий, а также все затраты.Экономической практике известно несколько подходов к планированию и управлению прибылью. Самыми распространенными являются: бюджетирование прибыли и анализ безубыточности.Бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) служит для планирования, координации и управления финансовыми результатами деятельности фирмы. Бюджет составляется на основе формы отчета о доходах и расходах. Обычно каждый управляющий центром прибыли представляет проект бюджета, который поступает в планово-финансовую службу. Планово-финансовая служба оценивает и при необходимости корректирует бюджеты подразделений, согласует их между собой и планирует источники финансирования. Бюджет прибыли позволяет управляющим систематически проверять работу компании, сравнивая запланированные и фактически полученные результаты. При наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами проводится анализ причин отклонений, выработка корректирующих мер с целью увеличения прибыли. 1 Сио к. к. Управленческая экономика, с. 450—451. Анализ безубыточности {Соэ^УоЫте-Рго^ Апсйуэй, СУР) представляет собой метод планирования прибыли, основанный на том, что и доход, и затраты являются функцией объема производства, поэтому и прибыль также является функцией объема производства. Он используется в краткосрочном периоде, когда объем производства фирмы ограничен уровнем имеющихся в ее распоряжении действующих производственных мощностей.Анализ безубыточности предполагает следующее: поведение совокупных затрат и объема реализации жестко определено и линейно в пределах области релевантности; все затраты можно разделить на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема производства в пределах области релевантности; переменные расходы прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности; цена реализации продукции не меняется, не меняются и цены на материалы и услуги, используемые в производстве; технология производства и производительность оборудования не меняются; структурные сдвиги отсутствуют; объем производства равен объему продажи или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны. График безубыточности отражен на рис. 3.6. В верхней области рисунка линия совокупного дохода (выручки фирмы) соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий: Ш = Р ■ <2. Линия совокупных затрат соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат:ТС = ТТС + ТУС, где общие переменные затраты равны средним (или удельным) переменным затратам, умноженным на количество выпущенных изделий: ТУС = АУС • <2.Область переменных затрат лежит между линиями ТС и ТРС. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).В точке <2Н фирма только выходит на рынок, объем производства невелик, совокупные доходы (ТК) ниже совокупных издержек (ГС), фирма терпит убытки. Наращивание объемов производства и продажи продукции до уровня Оо позволяет достичь полного возмещения доходами всех понесенных затрат, фирма уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли. В этой точке ее доходы равны ее издержкам, фирма достигла состояния безубыточности.Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции, при котором все доходы равны расходам, а при производстве и продаже каждой последующей единицы продукции фирма начинает получать прибыль.Расчет безубыточного объема производства и продажи продукции (<20) производится исходя из того, что в точке безубыточности доходы равны расходам: ТП = ТС, тогда Р ■ <20 = ТЕС + АУС • Оо,откуда безубыточный объем в натуральном выражении ггс40 Р-АУС’а в стоимостном выражении (выручка в точке безубыточности — га0) составляет _ ГГСВ°

Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная ценаРе Рб Рэ и равновесный объем 0.Е — 0-Б

Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;в — снижающиеся издержки Эластичность спроса и предложения Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле_ процентное изменение количества проданного товараео - •процентное изменение цены товараКоэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле _ процентное изменение количества произведенного товараеБ- •процентное изменение цены товара Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле Д<2% = (02-01)(01 + 02)/2‘ Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле ДР% = съ-ю(Р1+Р2)/2' В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене: если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину; если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена; если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены; если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена; если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения. Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14). рА С4ел = О о б о5 Ед = оо ►(2 Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:а — типичные случаи; б — исключения В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже). Иллюстративная задача 4.3 Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.Определите: величину спроса при цене в 10 ден. ед.; величину спроса при цене в 11 ден. ед.; процентное изменение спроса; процентное изменение цены; коэффициент ценовой эластичности спроса; к какой группе относится этот товар. Решение: величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р = 30 -10 = 20 шт.;

Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:а — кривая спроса; б — кривая выручки Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле 8 = Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично- стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения. PẬ s4 = О О б s5 es - ►Q Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:а — типичные случаи; б — исключения Иллюстративная задача 4.5 Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.Определите: процентное изменение цены; процентное изменение объема производства; коэффициент ценовой эластичности предложения; к какой группе относится данный продукт. Решение: процентное изменение цены: ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55 процентное изменение объема производства: AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135 коэффициент ценовой эластичности предложения: _ процентное изменение количества проданного товараeD - ,процентное изменение цены товара ẼD '■ 0,220,18 = 1,22; 4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова тельно, предложение эластично по цене. К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;



Е. А. Третьякова


УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

ЭКОНОМИКА


УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВУЗОВ
2-е издание, переработанное и дополненное



Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования
качестве учебника и практикума для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим направлениям



Книга доступна на образовательной платформе «Юрайт» urait.ru,
а также в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека»



Москва ■ Юрайт ■ 2022





УДК 330.101(075.8)

ББК 65я73 Т66

Автор:

Третьякова Елена Андреевна—профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры охраны окружающей среды факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий Пермского национального исследовательского политехнического университета, профессор Департамента «Менеджмент» Пермского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».


Рецензенты:

Макаров А. м. — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе и программам стратегического развития Удмуртского государственного университета (г. Ижевск);

Миролюбова Т. В. — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета.

Третьякова, Е. А.

Т66 Управленческая экономика : учебник и практикум для вузов / Е. А. Тре

тьякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный.

ISBN 978-5-534-14594-6

Отличительной характеристикой данного курса является сочетание сжатого изложения теоретического материала с практической ориентированностью на решение экономических задач. Содержание курса позволяет студентам усвоить теоретические основы экономической науки, сформировать целостное представление о моделях и инструментах исследования закономерностей функционирования современной экономики и поведения экономических агентов на различных рынках.


Курс отличает обширный спектр иллюстративных задач, сопровождающий изложение теоретического материала, раскрывающий прикладные возможности экономической науки, что позволяет студентам сформировать практические навыки, позволяет научиться применять теоретические знания для решения практических задач. Достоинством является также наличие интересных кейсов и задач для самостоятельного решения в конце каждой темы.

Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Курс адресован студентам высших учебных заведений, обучающимся по экономическим направлениям.

УДК 330.101(075.8) ББК 65я73

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


ISBN 978-5-534-14594-6


© Третьякова Е. А., 2018
© Третьякова Е. А., 2022
© ООО «Издательство Юрайт», 2022




Оглавление


Введение 6

Раздел I

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Тема 1. Введение в управленческую экономику 11

  1. Методология управленческой экономики 11

  2. Кривая производственных возможностей и роль

альтернативных издержек в принятии управленческих решений 18

Практикум 24

Тема 2. Поведение фирмы в рыночной экономике 27

    1. Роль фирмы в обществе 27

    2. Альтернативные модели поведения фирм 31

Практикум 36

Тема 3. Издержки и прибыль фирмы 38

  1. Природа затрат 38

  2. Издержки фирмы в краткосрочном периоде 41

  3. Издержки фирмы в долгосрочном периоде 48

  4. Прибыль фирмы и ее измерение 51

  5. Теории прибыли 55

  6. Прибыль: планирование и управление 57

Практикум 65

Тема 4. Рыночная среда фирмы 70

  1. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие 70

  2. Эластичность спроса и предложения 87

  3. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка... 100

  4. Конкурентная структура рынка 109

  5. Принятие решений в условиях рынка совершенной

конкуренции 115

  1. Принятие решений в условиях чистой монополии 123

  2. Принятие решений в условиях олигополистического рынка 132

  3. Принятие решений на рынке монополистической

конкуренции 134

  1. Ценовая дискриминация 139

Практикум 142






Раздел II

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ и ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Тема 5. Поведение потребителя в рыночной экономике 159

  1. Концепция рационального потребительского поведения 159

  2. Равновесие потребителя 164

  3. Эффект дохода и эффект замещения 172

  4. Особенности потребительского спроса 177

Практикум 180

Тема 6. Поведение производителя в рыночной экономике.... 186

  1. Производственная функция. Факторы производства 186

  2. Производство в краткосрочном периоде 191

  3. Производство в долгосрочном периоде 195

Практикум 202

Тема 7. Особенности принятия управленческих решений 206

  1. Содержание и этапы принятия управленческого решения 206

  2. Среда принятия решения 208

  3. Выработка решения в условиях определенности 210

  4. Выработка решений в условиях риска 212

  5. Выработка решения в условиях неопределенности 216

Практикум 221

Тема 8. Поведение покупателей и продавцов на ресурсных рынках 225

  1. Спрос и предложение на рынке ресурсов 225

  2. Максимизация прибыли на рынке ресурсов 228

  3. Трансфертный доход и экономическая рента на рынке

ресурсов 231

  1. Рынок трудовых ресурсов и заработная плата 233

  2. Спрос и предложение на рынке трудовых ресурсов 238

  3. Особенности рынка природных ресурсов 245

  4. Равновесие на рынке земли. Земельная рента. Цена земли 246

  5. Особенности рынка капитала 251

  6. Спрос и предложение на рынке капитальных благ 253

  7. Равновесие на рынке ссудного капитала 256

  8. Информация и информационная экономика 263

Практикум 270

Раздел III

ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 9. Несостоятельность рынка и провалы государства 281

  1. Несостоятельность рынка 281

  2. Производство общественных благ 283





  1. Внешние эффекты 286

  2. Асимметричность информации 292

  3. Проблемы фиаско (провалов, отказов) государства 293

Практикум 295

Тема 10. Неравновесная динамика макроэкономических систем и государственное регулирование экономики 297

  1. Неравновесная динамика макроэкономических систем

в модели АО

АБ 297

  1. Стимулирование роста текущего ВВП 307

  2. Государственное регулирование экономики 308

  3. Рецессионный и инфляционный разрывы в модели АП —АБ.... 314

Практикум 320

Вопросы для подготовки к экзамену 325

Глоссарий 331

Список рекомендуемой литературы 349




Введение


Управленческая экономика — это дисциплина, связывающая экономическую теорию и науку о принятии решений, ее можно рассматривать как область микро- и макроэкономики, акцентирующую внимание на практическом решении экономических проблем. Ее основной задачей является обеспечение выработки рациональных решений с учетом имеющихся альтернатив в распределении ресурсов. Управленческая экономика предоставляет средства, позволяющие выявить наилучшую альтернативу и повысить качество управленческих решений.

Изучение этой дисциплины помогает понять характер экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, формирует рациональный тип экономического поведения в виде навыков принятия эффективных хозяйственных решений, чувство ответственности за их последствия как для отдельного хозяйствующего субъекта, так и для общества в целом.

Курс подготовлен автором в соответствии с ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень высшего образования — магистратура).

Целью изучения дисциплины «Управленческая экономика» является формирование таких компетенций, как:

  • способность решать профессиональные задачи на основе знания экономической, организационной и управленческой теории;

  • способность осуществлять сбор, систематизацию и интерпретацию информации, связанной с обоснованием и принятием управленческих решений в сфере профессиональной деятельности.

В задачи дисциплины входит формирование и закрепление у студентов знаний о закономерностях развития современной экономики и общих принципах поведения экономических агентов в условиях рынка, приобретение практических умений и навыков по обоснованию принимаемых управленческих решений с учетом состояния бизнес-среды.

Курс включает три раздела. Первый раздел «Поведение фирмы в рыночной среде» посвящен рассмотрению методологии управленческой экономики, роли альтернативных издержек в принятии управленческих решений. В нем рассматриваются: альтернативные модели поведения фирм, природа и виды затрат, теории прибыли,






планирование и управление прибылью, рыночная среда фирмы, основные методы государственного регулирования рынка.

Во втором разделе «Поведение потребителей и производителей в рыночной экономике» рассматриваются особенности рыночного поведения потребителей и производителей, особенности принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности, а также специфика поведения покупателей и продавцов на ресурсных рынках.

В третьем разделе «Основы макроэкономического регулирования экономики» рассматриваются проблемы несостоятельности рынка и государства, неравновесная динамика макроэкономических систем и связанные с ней особенности государственного регулирования экономики.

В данном курсе наряду с теоретическим материалом, дающим научное представление об экономических явлениях и процессах, о закономерностях экономического поведения хозяйствующих субъектов, приведены также иллюстративные примеры, демонстрирующие применение экономических моделей и методов анализа для обоснования управленческих решений, задачи, позволяющие сформировать навыки обоснования управленческих решений и вопросы для самоконтроля знаний. Понятийный аппарат курса в обобщенном виде представлен в глоссарии. В заключительной части приведены вопросы для подготовки к экзамену и список рекомендуемой литературы.

В результате изучения материала курса студент должен:

знать

  • теоретико-методологические основы управленческой экономики;

  • особенности поведения экономических агентов и рынков в бизнес-среде;

  • содержание и этапы принятия управленческих решений;

уметь

  • применять основные экономические положения, методы и модели для обоснования управленческих решений;

  • оценивать среду принятия решения;

владеть

  • навыками применения экономического анализа поведения экономических агентов в рыночной экономике, обоснования и выработки управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности.

Автор выражает глубокую признательность издательству, откликнувшемуся на издание данного курса, уважаемым рецензентам, положительно оценившим данную работу, а также членам своей семьи, оказывающим поддержку. Все замечания, предложения и отзывы читателей будут с благодарностью приняты автором по e-mail: E.A.T.pnrpu@yandex.ru.