Файл: 1. Экономика первобытнообщинного строя (периодизация, основные черты, неолитическая революция).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одновременно шел процесс накопления крупных денежных средств у небольшой группы людей. В первоначальном накоплении капитала большую роль сыграли работорговля и пиратство. Уже в XVI в. Англия выходит на первое место по поставкам африканских рабов в Европу.
Развитию процесса первоначального накопления капитала способствовала также специфическая форма организации кредита в Англии. Первоначально роль банкиров выполняли ювелиры, которые принимали на хранение металлические деньги, а взамен давали банковские билеты - банкноты, причем не один на всю сумму сразу, а несколько. Поэтому в Англии банкноты могли предъявляться к оплате и использоваться вместо металлических денег различными группами населения, а не только богатыми купцами.
Англия оказалась страной, где капиталистические отношения быстро проникали в деревню - главный оплот феодализма и, как правило, более консервативную, чем город. От развития деревни, обеспечивавшей тогда основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. В Англии бурный расцвет мануфактур совпал с «обуржуазиванием» деревни.
В результате первоначального накопления капитала оказались без средств к существованию разоренные крестьяне, монахи упраздненных католических монастырей, дружинники распущенных правительством военных дружин феодалов - все они стали основным источником наемной рабочей силы для развивающейся промышленности. Рост мануфактурного производства осуществляющегося параллельно с первоначальным накоплением капитала, характеризовался усилением эксплуатации - продолжительность рабочего дня увеличилась до 12-15 часов, широкое распространение получил женский и детский труд.
Процесс первоначального накоплении капитала в Англии создал не только наемную рабочую силу и кaпитал, но и расширил внутренний рынок. Разоренные мелкие производители вынуждены были теперь покупать на рынке предметы первой необходимости, что стимулировало развитие производства.
9. Промышленная революция и промышленный переворот, индустриализация мировой экономики (можно на примерах Англии, Голландии, Франции).
Промышленный переворот происходил во всех странах, вступавших на капиталистический путь развития. В Англии переход к индустриальной системе осуществлялся революционным путём.
Промышленная революция – это переход от ручного труда к машинному, и создание фабрик вместо мануфактур.
В середине XVIII века в Англии начался промышленный переворот, чему способствовали следующие факторы:
1) отмена крепостного права и ликвидация феодальной раздробленности;
2) насильственное обезземеливание крестьян в процессе огораживания обеспечило появление свободной рабочей силы.
3) в результате колониальной торговли, работорговли были накоплены значительные финансовые средства для субсидирования технических исследований;
4) провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований;
5) в ходе буржуазной революции английская буржуазия получила доступ к власти, и были ликвидированы феодальные пережитки в промышленности, торговле и сельском хозяйстве;
Сельская домашняя промышленность, связанная с земледелием, исчезала вместе с «феодальным» крестьянством. Экономическая политика правительства, основанная на принципах государственного протекционизма, была направлена на поощрение промышленности и торговли.
Принятый в 1801 г. билль о всеобщем характере огораживания привел к почти полному исчезновению независимых крестьян – собственников. Обезземеливание английского крестьянства и образование крупной буржуазной земельной собственности, происходившие при поддержке государства, способствовали дальнейшему развитию английской фермерской системы. Лендлорды – крупные землевладельцы не занимались хозяйственной деятельностью, они сдавали землю в аренду фермерам.
Английские купцы сконцентрировали в своих руках все товарные потоки, шедшие из колоний. Лондон превращался в своеобразный склад колониальных товаров. Возможность ввоза дешевого сырья из колоний (хлопка, сахара, индиго) оказывала благоприятное воздействие на развитие национальной промышленности.
Ключевым вопросом технического переворота стало создание в 1784 г. универсального парового двигателя, который мог применяться во всех крупных производствах. Его изобретение способствовало расширению территориальных границ их размещения, механизации водного транспорта, созданию совершенно новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного. Паровые машины вплоть до конца XIX в. оставались энергетической базой хозяйства страны.
Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г.
Промышленная революция в Англии оказалась успешной и имела огромное влияние на остальные страны, которые также стали переходить на индустриальный путь развития. Из-за этого образовалось капиталистическое общество и был значительно улучшен уровень жизни людей за относительно короткий промежуток времени.
10. Становление экономики США (путь от английских колоний до мирового экономического лидерства к концу 19 века).
Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами. У первых поселенцев были разные причины искать новую родину. Бежавшие от религиозного преследования набожные и дисциплинированные англичане стали пилигримами массачусетской колонии. Другие колонии, такие как Вирджиния, возникли главным образом как коммерческие предприятия. Набожность и выгода зачастую, однако, шли рука об руку Охота и торговля мехом принесли первоначальное процветание колониям. Кроме того, основным источником богатства в Массачусетсе стало рыболовство.
По мере роста колоний развивались вспомогательные производства. Возникли специализированные лесопилки и мукомольные мельницы. Колонисты создали верфи для строительства рыболовецких флотилий, а со временем и торговых кораблей. Они также строили небольшие кузницы.
Принятая в 1787 г. и действующая по сей день Конституция США была во многом произведением творческого гения. В торговле между штатами не должно было быть каких-либо тарифов или налогов.
Один из «отцов-основателей» страны и её первый министр финансов Александр Гамильтон выдвинул стратегию экономического развития, при которой федеральное правительство поддерживало бы зарождающуюся промышленность с помощью открытых субсидий и введения протекционистских тарифов на импорт. Тарифы стали существенной частью американской внешней политики и просуществовали почти до середины XX века.
Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако ещё больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. Железные дороги также привлекали значительный местный и европейский частный капитал.
Судьбу страны и её экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США. Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла.
Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Взрыв новых открытий и изобретений привёл ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией».
Параллельно с этими достижениями развивалась промышленная инфраструктура страны. Вслед за крупными медными и серебряными шахтами открылись свинцовые шахты и цементные заводы.
По мере роста промышленности развивались методы массового производства. В конце XIX века, тщательно изучив функции разных рабочих и предложив затем новые более эффективные способы труда
«Позолоченный век» второй половины XIX века стал эпохой магнатов. Многие американцы идеализировали этих бизнесменов, создавших огромные финансовые империи. Некоторые магнаты согласно деловым стандартам того дня были честными людьми, другие, напротив, для достижения богатства и власти использовали насилие, взятки и обман. Так или иначе интересы бизнеса стали в значительной мере влиять на правительство
11. Становление экономики Германии (путь от «лоскутного одеяла» Европы до второй экономики мира накануне Первой мировой войны).
До середины XIX в. Германия была отсталой аграрной страной с сильными пережитками феодально-крепостнических отношений. Промышленность находилась в зачаточном состоянии. Преобладало ремесло и домашне-капиталистическая промышленность, рассеянная по деревням. Большую часть полуфабрикатов, производившихся машинным способом, Германия получала из Англии.
В 50-х годах XIX в. хозяйственная жизнь Германии вступила в полосу оживления. В германской деревне появилась возможность развития капитализма, в городах выросли кадры пролетариата. Стала быстро расти тяжелая индустрия. Сельское хозяйство перешло от старого трехполья к улучшенной обработке земли. Но дальнейшее развитие производительных сил в сильной степени тормозилось тем, что Германия была политически раздроблена и слаба.
Немецкая буржуазия в целях свободного развития торговли и промышленности стремилась к полит. и эк. объединению страны. Крестьяне также были заинтересованы в нац. единстве Германии, так как оно создавало условия для устранения феодальных отношений. Политическое объединение германских государств было осуществлено правительством Бисмарка путем дипломатических интриг и войн не только с иностранными гос-вами, но и со странами, входившими в Германский союз. Объединение Сев. Германии вокруг развитой в промышленном отношении Пруссии соответствовало интересам буржуазии. Прусское правительство, выражая интересы крупных помещиков, шло навстречу их экономическим требованиям.
Важное значение имело возобновление таможенного союза, охватившего всю Германию; это мероприятие экономически подготовило завершение полит. объединения страны.
Победоносную войну с Францией прусские помещики использовали для завершения объединения Германии вокруг Пруссии. Бисмарк стал главой правительства новой Германской империи. Но созданная в результате ряда войн Германская империя стала очагом постоянной военной опасности.
В результате политического объединения Германии, создания железнодорожной сети, а также в результате жесточайшей эксплуатации рабочих и крестьян, буржуазия добилась сравнительно быстрых темпов развития производительных сил. Германия к началу XX в. превратилась в могучую империалистическую державу. Общее развитие германской промышленности в XX в. характеризуется прежде всего значительным увеличением численности рабочего класса. В мощности промышленных двигателей Германия отставала только от США и Англии. Горнообрабатывающая и горнозаводская промышленность занимала в народном хоз. производстве первое место.
В условиях более высоких, чем в старых капиталистических странах, темпов промышленного развития и более высокой нормы прибыли в Германии происходил интенсивный процесс концентрации капиталов. Концентрация промышленного производства накануне войны достигла крупных размеров. Крупные предприятия охватывали около половины рабочих и пользовались наибольшим количеством механической и электрической энергии. На основе высокой концентрации производства бурно росли монополистические объединения. Экономический кризис, начавшийся в 1900 г., ускорил процесс концентрации производства и централизации капитала. Капиталистические монополии заняли первое место в экономике и политике страны.