Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4
SELF В СИСТЕМЕ И ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА
Классическая психоаналитическая теория сводит все невротические симптомы к эдипову конфликту, если же речь идет о нарушениях личности, то она рассматривает их как предэдиповые в своих истоках. Точка зрения, которую мы здесь приняли, согласующаяся со взглядами многих современных теоретиков психоанализа такова, что такого рода дихотомичный взгляд на мир является не только упрощенным, но и в корне неверным. В настоящий момент кажется очевидным, что психотерапия «невротического уровня» может вращаться вокруг многих главнейших экзистенциальных проблем, которые имеют место на протяжении всей жизни, хотя могут приобретать особое значение в течение первых нескольких лет. Более того, совокупность симптомов или проблемные ситуации, с которыми сталкиваются люди, борющиеся с эдипальной этиологией, могут в целом быть определены гораздо более специфически. Наконец, теория характерологического развития делает упор как на значение детских сексуальных и сопернических импульсов, включая ту внутреннюю борьбу, которую эти импульсы вызывают, так и на способность окружения к оптимальной фрустрации и разрешению такого рода детской экспрессии ранних сексуальных интересов и соперничества.
Таким образом, эдипальные импульсы не отличаются по своей сути от других базовых врожденных форм аутоэкспрессии, требующих соответствующей реакции окружения. Совокупность симптомов, являющаяся результатом эдипальной проблемы, может быть сложна, поскольку касается одновременно сексуальности и соперничества, и, поскольку сама эта проблема носит характер триады, функционирующей скорее по принципу системы, нежели простого сопряжения двух элементов. Такая сложная интеракция может появиться также в случае других характерологических проблем, но в эдипальной она присутствует всегда.
Таким образом, эдипальная проблема представляет собой классический комплекс вопросов, по-настоящему выделенных Фрейдом, включающий любовь, секс и соперничество. Понять этот комплекс проблем будет значительно легче, если рассматривать их как подобные, в своих фундаментальных аспектах, на другие проблемы развития, с которыми сталкивается личность и ее окружение. Подобно шизоидной, нарциссической или мазохистской, эдипальная проблема вытекает из неспособности окружения
к оптимальному удовлетворению и надлежащей фрустрации экзистенциальных потребностей личности. Я считаю, что психопатология эдипальной природы связана либо с использованием сексуально ориентированной любви ребенка и его соперничества, или со страхом, угрозами или реакциями наказания, с которыми ребенок сталкивается в ответ на эти формы экспрессии. Такова была, наверняка, настоящая точка зрения Фрейда и, в равной степени, история общества (напр. Miller, 1984), как и сто лет наблюдения клинических случаев, приносят нам всяческие подтверждения тому, что к ней стоит вернуться.
Конечно же, это правда, что эдипальная проблема во многих отношениях значительно более трудна для разрешения, чем некоторые из более простых вопросов, представляемых здесь подобным образом. Обыкновенно она касается трех или более людей и легко может связываться с другими проблемами, предваряющими ее в развитии, создавая таким образом более сложную комбинацию этиологических факторов. Однако в корне эдипальной проблемы лежит факт, что детская сексуальность не оказывается с любовью допущенной и не находит соответствующей поддержки в виде оптимальной фрустрации, обусловленной четко определенными границами. Она скорее используется или наказывается, или же то и другое. Может, к примеру, случиться, что один из родителей будет использовать сексуальность ребенка и сопровождающие ее элементы соперничества для собственного сексуального удовлетворения или для косвенного выражения своей враждебности по отношению к партнеру. В то же время другой родитель, чувствуя угрозу от такого поведения, будет действовать запугиванием или срывать месть на ребенке прямо или завуалированно. Также родитель может поощрять сексуальность и соперничество и использовать их, но когда они станут слишком интенсивны для него или начнут угрожать его отношениям с партнером, он может реагировать отчуждением или унижать и наказывать за то же самое поведение, к которому прежде склонял. В таких ситуациях, когда имеет место только лишь использование, ребенок может испытывать страх наказания; и в любом случае он будет воспринимать такое использование его сексуальности как угнетающее переживание. Учась тому, что искреннее проявление сексуальной любви и переживание естественного человеческого соперничества небезопасно, эти дети отчуждают, блокируют и сдерживают связанные с этим мысли и чувства с помощью всех доступных им способов
защиты. В то время, когда эдипальные проблемы становятся особенно заметными, дети уже имеют доступ ко многим защитным маневрам, облегчающим им сдерживание проблемных мыслей и чувств. Это очередная причина, объясняющая, почему эдипов комплекс может быть так сложен. Личность может, к примеру, пользоваться эмоциями, как защитой, и развить способности затушевывать свои неприятные внутренние переживания путем истерической драматизации каждого переживания. Они также могут абсорбировать свое внимание с помощью компульсивного поведения и/или навязчивых мыслей. Дети располагают также серьезными возможностями совершенствования процесса адаптации к этому особому роду нарциссической травмы. Нередко случается, что они ищут одобрения и стараются избежать новой травмы путем попыток развития в себе совершенной личности и достижения совершенства в каждой области, в которой они предпринимают усилия.
Lowen (1958) связал эдипальную этиологию со многими другими характерологическими экспрессиями, с истерической, на-вязчиво-компульсивной, пассивно-женственной и фаллически-нарциссической. Некоторые из этих характерологических комплексов основаны на интеракции между эдипальными проблемами и преэдипальными (фаллически-нарциссический характер это специфическое сочетание эдипальной проблемы с нарциссической, пассивно-женский — эдипальной с мазохистской). Однако мне кажется, что существуют две главные характерологические адаптации, являющиеся фундаментом для всех остальных комбинаций: истрионическая (в прошлом — истерическая) и навязчиво-компульсивная. Истрионическая личность представляет собой область этиологии, характеризующуюся несоразмеренным усилением и использованием сексуальности и соперничества, навязчиво же компульсивная представляет принципиальное доминирование поведения, наказывающего за такого типа экспрессию. Хотя в клинической литературе в качестве истрионических классифицируются главным образом женщины, но таким образом может быть распознан и мужчина. Мужчины же являются единственными представителями диагноза фаллически-нарциссического. В этом случае поведение отличается от истрионического, но динамика обусловливающих факторов часто очень схожа.
Важно подчеркнуть, что навязчиво-компульсивное поведение в определенных случаях может быть результатом другой
этиологической совокупности. Становится все более очевидным, что навязчиво-компульсивное нарушение, качественно отличаемое от навязчиво-компульсивной личности, может быть проблемой невротического характера. Навязчиво-компульсивное поведение, как стратегия, позволяет держать под контролем многие не воспринимаемые чувства и может создавать род искусственной структуры, используемой вместо отсутствующей настоящей структуры. В то же время это все же весьма распространенная невротическая компенсация отвергнутых эдипальных импульсов — поэтому она может быть следствием этого типа специфической этиологической системы. Подобным образом обстоит дело с некоторыми видами диссоциаций, отрицаний или эмоциональной защиты, типичной для истрионического характера, которые чаще всего воспринимаются как результат описываемых нами условий развития, хотя могут быть следствием других факторов.
ЭДИПАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТРИОНИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ
Большинство появляющихся в литературе историй истрио-нических женщин связаны с жесткой, холодной, отвергающей матерью и эмоционально-незрелым соблазнителем отцом (сравни приложение С, представляющее результаты обзора такого рода случаев). Вот совершенно архетипический случай (Herowitz, 1989, s. 202-204):
Мать г-жи Смит была очень принципиальной морализа-торшей. Ее семья считала ее особой, лишенной радости и часто впадающей в депрессию. Будучи глубоко верующей католичкой, она служила своему обществу в борьбе с порнографией и всю жизнь старалась поступать согласно общепринятым правилам. [...] Отец же был человеком необычным [...], одним из самых ярких проявлений его эксцентричности был нудизм. Он упрямо практиковал нудизм в доме, также во время завтрака, который он съедал голышом. Поскольку он взял на себя обязанность утром будить своих дочек, то имел обыкновение лежать раздетым на их кроватях, на постели до тех пор, пока они не встали. Пациентку, находящуюся в то время в раннем возрасте созревания, так сильно беспокоило и повергало в стресс это поведение, что она умоляла мать прекратить это. Однако та реагировала плачем и клялась в своей полной беспомощности [...] Насколько официально отец карал свою старшую дочь за ее сексуальное поведение, настолько скрыто он был им заинтересован и требовал подробностей. Позже,
когда она была уже в колледже, он хотел ее навещать, чтобы флиртовать с ее подругами.
Paul Chodoff (1978) представляет другой типичный случай истрионической личности.
О. была продуктом своего окружения, в котором по обе стороны семьи главным было богатство и социальное положение. После развода родителей, в возрасте пяти лет, она осталась с матерью, которую считала особой холодной, сохраняющей дистанцию и лишенной сердечности. Ее солидный, «совершенный» отец стал предметом ее мечтаний и фантазий, а каникулы, проводимые с ним — самым важным моментом жизни. Во время этих визитов случалось, что она просыпалась среди ночи и видела отца, который, склонившись над ее кроватью, гладил ее спину под ночной рубашкой. Два раза в жизни она пыталась бороться за свою автономию — в первый раз в возрасте 19 лет, когда была еще студенткой колледжа, и во второй, когда хотела заняться собой и ребенком после распада первого брака. Первая попытка закончилась предложением отца вернуться и, живя с ним, закончить школу, вторая — тогдашним мужем, который обещал, что гарантирует ей полную заботу.
Очень часто в таких случаях изоляция со стороны матери и особые, сексуально отягощенные отношения с отцом переносятся дальше на взрослую жизнь, вызывая сохраняющуюся зависимость дочери от отца, несоответствующее сексуальное посвящение или сексуально окрашенные интеракции. Такие отцы способны делиться с дочерью своей интимной жизнью, рассказывают непристойные шутки или в рамках их специальных отношений сохраняют романтические символы, которые больше подходят любовникам, чем связи отец - дочь. Подобно семьям, в которых сексуальное использование детей заходит значительно дальше, семьи истрионических людей характеризует значительное вытеснение и рационализация. Конечно, ребенок моделирует те стратегии, которые предохраняют каждого члена семьи от конфронтации с неприятной действительностью, в которой они все вместе живут. Ребенок, вовлеченный в самую пучину драмы инцеста, часто вынужден искать новые способы дистанцирования от своих угнетающих эмоций и мыслей. Может дойти до формирования того, что Shapiro (1965, s. 113) определил названием «импрессионистский стиль познания истрионической личности», в котором выступает «неспособность к постоянной или интенсивной интеллектуальной концентрации», «как следствие этого — рассеянность и сосредоточение на общем впечатлении», а также «игнорирующий факты мир, в котором живет истрионическая особа». Глобально направленной познавательной ориентации сопутствует, в качестве эмоциональной защиты, эмоциональная гиперактивность — часто ис
SELF В СИСТЕМЕ И ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА
Классическая психоаналитическая теория сводит все невротические симптомы к эдипову конфликту, если же речь идет о нарушениях личности, то она рассматривает их как предэдиповые в своих истоках. Точка зрения, которую мы здесь приняли, согласующаяся со взглядами многих современных теоретиков психоанализа такова, что такого рода дихотомичный взгляд на мир является не только упрощенным, но и в корне неверным. В настоящий момент кажется очевидным, что психотерапия «невротического уровня» может вращаться вокруг многих главнейших экзистенциальных проблем, которые имеют место на протяжении всей жизни, хотя могут приобретать особое значение в течение первых нескольких лет. Более того, совокупность симптомов или проблемные ситуации, с которыми сталкиваются люди, борющиеся с эдипальной этиологией, могут в целом быть определены гораздо более специфически. Наконец, теория характерологического развития делает упор как на значение детских сексуальных и сопернических импульсов, включая ту внутреннюю борьбу, которую эти импульсы вызывают, так и на способность окружения к оптимальной фрустрации и разрешению такого рода детской экспрессии ранних сексуальных интересов и соперничества.
Таким образом, эдипальные импульсы не отличаются по своей сути от других базовых врожденных форм аутоэкспрессии, требующих соответствующей реакции окружения. Совокупность симптомов, являющаяся результатом эдипальной проблемы, может быть сложна, поскольку касается одновременно сексуальности и соперничества, и, поскольку сама эта проблема носит характер триады, функционирующей скорее по принципу системы, нежели простого сопряжения двух элементов. Такая сложная интеракция может появиться также в случае других характерологических проблем, но в эдипальной она присутствует всегда.
Таким образом, эдипальная проблема представляет собой классический комплекс вопросов, по-настоящему выделенных Фрейдом, включающий любовь, секс и соперничество. Понять этот комплекс проблем будет значительно легче, если рассматривать их как подобные, в своих фундаментальных аспектах, на другие проблемы развития, с которыми сталкивается личность и ее окружение. Подобно шизоидной, нарциссической или мазохистской, эдипальная проблема вытекает из неспособности окружения
к оптимальному удовлетворению и надлежащей фрустрации экзистенциальных потребностей личности. Я считаю, что психопатология эдипальной природы связана либо с использованием сексуально ориентированной любви ребенка и его соперничества, или со страхом, угрозами или реакциями наказания, с которыми ребенок сталкивается в ответ на эти формы экспрессии. Такова была, наверняка, настоящая точка зрения Фрейда и, в равной степени, история общества (напр. Miller, 1984), как и сто лет наблюдения клинических случаев, приносят нам всяческие подтверждения тому, что к ней стоит вернуться.
Конечно же, это правда, что эдипальная проблема во многих отношениях значительно более трудна для разрешения, чем некоторые из более простых вопросов, представляемых здесь подобным образом. Обыкновенно она касается трех или более людей и легко может связываться с другими проблемами, предваряющими ее в развитии, создавая таким образом более сложную комбинацию этиологических факторов. Однако в корне эдипальной проблемы лежит факт, что детская сексуальность не оказывается с любовью допущенной и не находит соответствующей поддержки в виде оптимальной фрустрации, обусловленной четко определенными границами. Она скорее используется или наказывается, или же то и другое. Может, к примеру, случиться, что один из родителей будет использовать сексуальность ребенка и сопровождающие ее элементы соперничества для собственного сексуального удовлетворения или для косвенного выражения своей враждебности по отношению к партнеру. В то же время другой родитель, чувствуя угрозу от такого поведения, будет действовать запугиванием или срывать месть на ребенке прямо или завуалированно. Также родитель может поощрять сексуальность и соперничество и использовать их, но когда они станут слишком интенсивны для него или начнут угрожать его отношениям с партнером, он может реагировать отчуждением или унижать и наказывать за то же самое поведение, к которому прежде склонял. В таких ситуациях, когда имеет место только лишь использование, ребенок может испытывать страх наказания; и в любом случае он будет воспринимать такое использование его сексуальности как угнетающее переживание. Учась тому, что искреннее проявление сексуальной любви и переживание естественного человеческого соперничества небезопасно, эти дети отчуждают, блокируют и сдерживают связанные с этим мысли и чувства с помощью всех доступных им способов
защиты. В то время, когда эдипальные проблемы становятся особенно заметными, дети уже имеют доступ ко многим защитным маневрам, облегчающим им сдерживание проблемных мыслей и чувств. Это очередная причина, объясняющая, почему эдипов комплекс может быть так сложен. Личность может, к примеру, пользоваться эмоциями, как защитой, и развить способности затушевывать свои неприятные внутренние переживания путем истерической драматизации каждого переживания. Они также могут абсорбировать свое внимание с помощью компульсивного поведения и/или навязчивых мыслей. Дети располагают также серьезными возможностями совершенствования процесса адаптации к этому особому роду нарциссической травмы. Нередко случается, что они ищут одобрения и стараются избежать новой травмы путем попыток развития в себе совершенной личности и достижения совершенства в каждой области, в которой они предпринимают усилия.
Lowen (1958) связал эдипальную этиологию со многими другими характерологическими экспрессиями, с истерической, на-вязчиво-компульсивной, пассивно-женственной и фаллически-нарциссической. Некоторые из этих характерологических комплексов основаны на интеракции между эдипальными проблемами и преэдипальными (фаллически-нарциссический характер это специфическое сочетание эдипальной проблемы с нарциссической, пассивно-женский — эдипальной с мазохистской). Однако мне кажется, что существуют две главные характерологические адаптации, являющиеся фундаментом для всех остальных комбинаций: истрионическая (в прошлом — истерическая) и навязчиво-компульсивная. Истрионическая личность представляет собой область этиологии, характеризующуюся несоразмеренным усилением и использованием сексуальности и соперничества, навязчиво же компульсивная представляет принципиальное доминирование поведения, наказывающего за такого типа экспрессию. Хотя в клинической литературе в качестве истрионических классифицируются главным образом женщины, но таким образом может быть распознан и мужчина. Мужчины же являются единственными представителями диагноза фаллически-нарциссического. В этом случае поведение отличается от истрионического, но динамика обусловливающих факторов часто очень схожа.
Важно подчеркнуть, что навязчиво-компульсивное поведение в определенных случаях может быть результатом другой
этиологической совокупности. Становится все более очевидным, что навязчиво-компульсивное нарушение, качественно отличаемое от навязчиво-компульсивной личности, может быть проблемой невротического характера. Навязчиво-компульсивное поведение, как стратегия, позволяет держать под контролем многие не воспринимаемые чувства и может создавать род искусственной структуры, используемой вместо отсутствующей настоящей структуры. В то же время это все же весьма распространенная невротическая компенсация отвергнутых эдипальных импульсов — поэтому она может быть следствием этого типа специфической этиологической системы. Подобным образом обстоит дело с некоторыми видами диссоциаций, отрицаний или эмоциональной защиты, типичной для истрионического характера, которые чаще всего воспринимаются как результат описываемых нами условий развития, хотя могут быть следствием других факторов.
ЭДИПАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТРИОНИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ
Большинство появляющихся в литературе историй истрио-нических женщин связаны с жесткой, холодной, отвергающей матерью и эмоционально-незрелым соблазнителем отцом (сравни приложение С, представляющее результаты обзора такого рода случаев). Вот совершенно архетипический случай (Herowitz, 1989, s. 202-204):
Мать г-жи Смит была очень принципиальной морализа-торшей. Ее семья считала ее особой, лишенной радости и часто впадающей в депрессию. Будучи глубоко верующей католичкой, она служила своему обществу в борьбе с порнографией и всю жизнь старалась поступать согласно общепринятым правилам. [...] Отец же был человеком необычным [...], одним из самых ярких проявлений его эксцентричности был нудизм. Он упрямо практиковал нудизм в доме, также во время завтрака, который он съедал голышом. Поскольку он взял на себя обязанность утром будить своих дочек, то имел обыкновение лежать раздетым на их кроватях, на постели до тех пор, пока они не встали. Пациентку, находящуюся в то время в раннем возрасте созревания, так сильно беспокоило и повергало в стресс это поведение, что она умоляла мать прекратить это. Однако та реагировала плачем и клялась в своей полной беспомощности [...] Насколько официально отец карал свою старшую дочь за ее сексуальное поведение, настолько скрыто он был им заинтересован и требовал подробностей. Позже,
когда она была уже в колледже, он хотел ее навещать, чтобы флиртовать с ее подругами.
Paul Chodoff (1978) представляет другой типичный случай истрионической личности.
О. была продуктом своего окружения, в котором по обе стороны семьи главным было богатство и социальное положение. После развода родителей, в возрасте пяти лет, она осталась с матерью, которую считала особой холодной, сохраняющей дистанцию и лишенной сердечности. Ее солидный, «совершенный» отец стал предметом ее мечтаний и фантазий, а каникулы, проводимые с ним — самым важным моментом жизни. Во время этих визитов случалось, что она просыпалась среди ночи и видела отца, который, склонившись над ее кроватью, гладил ее спину под ночной рубашкой. Два раза в жизни она пыталась бороться за свою автономию — в первый раз в возрасте 19 лет, когда была еще студенткой колледжа, и во второй, когда хотела заняться собой и ребенком после распада первого брака. Первая попытка закончилась предложением отца вернуться и, живя с ним, закончить школу, вторая — тогдашним мужем, который обещал, что гарантирует ей полную заботу.
Очень часто в таких случаях изоляция со стороны матери и особые, сексуально отягощенные отношения с отцом переносятся дальше на взрослую жизнь, вызывая сохраняющуюся зависимость дочери от отца, несоответствующее сексуальное посвящение или сексуально окрашенные интеракции. Такие отцы способны делиться с дочерью своей интимной жизнью, рассказывают непристойные шутки или в рамках их специальных отношений сохраняют романтические символы, которые больше подходят любовникам, чем связи отец - дочь. Подобно семьям, в которых сексуальное использование детей заходит значительно дальше, семьи истрионических людей характеризует значительное вытеснение и рационализация. Конечно, ребенок моделирует те стратегии, которые предохраняют каждого члена семьи от конфронтации с неприятной действительностью, в которой они все вместе живут. Ребенок, вовлеченный в самую пучину драмы инцеста, часто вынужден искать новые способы дистанцирования от своих угнетающих эмоций и мыслей. Может дойти до формирования того, что Shapiro (1965, s. 113) определил названием «импрессионистский стиль познания истрионической личности», в котором выступает «неспособность к постоянной или интенсивной интеллектуальной концентрации», «как следствие этого — рассеянность и сосредоточение на общем впечатлении», а также «игнорирующий факты мир, в котором живет истрионическая особа». Глобально направленной познавательной ориентации сопутствует, в качестве эмоциональной защиты, эмоциональная гиперактивность — часто ис