Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противостимульный барьер (stimulus barrier; Rycroft, 1973) — часть психического аппарата, которая препятствует чрезмерному возбуждению личности; она направлена как против внешних, так и против внутренних раздражителей. Stern (1985) доказывал, что применение этого термина уже не имеет смысла, когда ребенок начинает самостоятельно осуществлять такую регуляцию.
Преобразующая интернализация (transmuting internalization) в понимании Kohut (1984) это реакция на оптимальную фрустрацию, заключающаяся в том, что человек производит инкорпорацию некоторых аспектов, связанных со слиянием, из «виртуального self-объекта» в свое «виртуальное protoself», осуществляя таким образом трансформацию self, формируя дополнительные психические структуры и организации, вместе с собственными границами и чувством идентичности.
Путь к постоянству объекта (on the way to object constancy) — этап развития между 22 и 30 месяцами жизни. В оптимальном варианте ребенок к этому времени имеет представление о своей матери, как о принципиально хорошей личности, вырабатывает концепцию собственного self, как отдельного от нее и от других людей, имеет собственные определенные границы, доверие к себе самому и чувство собственного достоинства. В этой фазе в нем начинает развиваться способность терпимо воспринимать образы других людей и себя самого, содержащие как положительные, так и отрицательные элементы.
Различение (differentiation; Mahler и другие, 1975) — первая фаза процесса сепарации — индивидуации, продолжающаяся примерно с пятого по девятый месяц жизни. Полная физическая зависимость младенца от матери начинает ослабевать и он начинает зрительно и тактильно изучать лицо и тело матери. Заверенный «безопасной заякоренностью» (Mahler, 1968) и подкрепленный двигательными и другими процессами развития, младенец начинает «экспансию за пределы своей Симбиотической орбиты». Хотя в дальнейшем в течение этого периода он поддерживает тесную связь с матерью, постепенно у него начинает складываться примитивный, но отделенный телесный образ самого себя.
Распознавательная память (recognition memory) — способность человеческого организма распознавать раздражитель, воспроизводя прошлые впечатления о нем. Последние исследования приписывают эту способность даже новорожденным младен
цам, и даже тем, кто еще пребывает в материнской утробе. Как говорит Stern (1985): «В некоторых случаях распознавательная память существует даже за рамками момента рождения».
Реакции на чужих (stranger reactions; Mahler и другие, 1975) — «различные реакции на всех других людей, кроме матери, особенно заметные в фазе различения, когда между матерью и младенцем устанавливаются особенные отношения. Реакции на чужих включают интерес и заинтересованность, но также и осторожность и некоторый (иногда более сильный) страх. Они исчезают в начале фазы упражнений, но вновь появляются в разные моменты на протяжении всего процесса сепарации — индивидуализации» (стр.293).
Реальный объект (real object) — другой воспринимается развивающимся ребенком так, как это присуще взрослому человеку — то есть как объект интегральный и существующий самостоятельно — очередная ступень развития, следующая за этапами восприятия других как self-объекты, частичные объекты и опытом переходных объектов.
Самоуспокоение (self-soothing) младенческая, а затем — детская активность, служащая для смягчения напряжения и грусти, частично являющаяся эффектом интернализации курацион-ных функций других личностей.
Самообъективность (agency; Stern, 1985) — постепенно, в течение первых нескольких месяцев жизни развивающиеся у ребенка чувство, что он является автором собственных действий. По мнению Stern она складывается их трех элементов: ощущения силы собственной воли, которое, по его мнению, появляется на втором месяце жизни; проприоцептивной сопряженности, существующей с рождения; и умение предвидеть последствия, которое, согласно его концепции, развивается постепенно на протяжении первых нескольких лет жизни.
Self-объект (selfobject; Kohut, 1984) — понятие, напоминающее концепцию Stern (1985), касающуюся другой личности, регулирующей self, но определяемое Kohut, как внутренняя репрезентация этой персоны, применяемая личностью для сохранения внутренней целостности и чувства идентичности. На практике Kohut часто использовал это определение для обозначения настоящих внешних объектов. Но суть этой концепции заключается в их функции по поддержанию и дифференцированию self — отсюда self-объект.
Сепарация - индивидуация
(separation - individuation; Mahler и другие, 1975) относится ко всему процессу развития, который включает в себя этапы различения, упражнения, нового сближения и, наконец, - соответствующей сепарации - индивидуа-ции. В оптимальном варианте в ходе сепарации — индивидуации ребенок обретает свою настоящую идентичность, способность не зависимо от состояния своих потребностей (постоянство объекта).
Сигнальный страх (signal anxiety; Rycroft, 1973) — с точки зрения Фрейда, это ответ эго на внутреннюю опасность. Форма реакции испуга, которая бьет тревогу в присутствии потенциально неприятного и/или опасного раздражителя и сигнализирует о потребности в адаптации.
Симбиоз (symbiosis) — Симбиотическая фаза интеракций между младенцем одного - пяти месяцев и его матерью или другим основным опекуном; состояние их взаимной социобиологической зависимости. Поскольку она наступает прежде, чем младенец достигнет понимания существования объекта, Mahler считает, что он действует и ведет себя так, словно он и мать составляют всемогущее единство, существующее в рамках единых, общих границ.
Слияние (merger; Kohut, 1984) — понимание, как реорганизация потребностей пациента от ранней стадии развития до слияния с «архаическим идеализированным омнипотентным self-объектом».
Страх перед чужими (stranger anxiety) одна из возможных реакций младенца на чужую личность, появляющаяся примерно в возрасте восьми месяцев. По мнению Mahler и других (1975) в таком состоянии младенец может проявлять испуг, избегать и/или отворачиваться от других, а в более серьезных случаях реагировать плачем и выражать сильное возмущение. Mahler полагает, что такая реакция — это не норма, а скорее связана с ситуацией, когда уровень основного доверия меньше уровня оптимального доверия».
Страх отделения (separation anxiety) младенческий/детский страх перед отделением физическим и/или психическим, от важного для нее объекта. По мнению Farbairn — это основной страх младенца.
Устойчивость объекта (object permanence; Paiget) — обретаемая 18-20 месячным ребенком уверенность в существовании неодушевленных, кратковременно наблюдаемых, физических объектов.
Фаза упражнений (practicing) вторая фаза процесса сепарации — индивидуации, охватывающая время между 9 и 14 месяцами жизни. В это время младенец способен активно удаляться от матери и возвращаться к ней, вначале — ползком, а потом — пешком. Малыш исследует окружение (живое и неживое) и упражняется в своих навыках перемещения.
Фаза нового сближения (rapprochement) — третья фаза процесса сепарации - индивидуации, выпадающая на период между 15 и 24 месяцами жизни. Младенец вновь открывает свою мать и возвращается к ней после своих вылазок из фазы упражнений. В это время он обожает делиться с ней своими впечатлениями и совей собственностью. Теперь он более четко воспринимает образ матери, как отдельного существа, пребывающего снаружи. В случае оптимальной адаптации нарциссическое воодушевление фазы упражнений постепенно сменяется растущим сознанием собственной отдельности и связанной с этим чувствительности к травмированию.
Частичный объект (part-object) — Rycroft (1973) здесь — объект, который является частью личности, обычно — это пенис или грудь. Когда грудной младенец воспринимает мать таким образом, то не видит в ней отдельную, интегральную личность, а скорее — объект, удовлетворяющий его потребности. В тот момент эта часть — все, что он воспринимает будь то вообще
, или в каком-то определенном состоянии. Например он различает только «хорошую» или «плохую» мать, или признает лишь ее отдельные функции. Эти аспекты отщепляются от других, которые могут восприниматься в других состояниях.
Чувство вины по причине выживания (survivor guilt; Modell, 1965, 1971; Weiss, Sampton, 1986) — чувство вины, переживаемое личностью, как результат ее убежденности в том, что ее выживание достигается ценой другой личности.
Чувство вины по поводу отделения (separation guilt, Weiss, Sampson, 1986) испытываемое ребенком чувство вины, вызванное убеждением, что его отделение от родителей (или каких-то других значимых фигур) будет разрушительно влиять на них, и на отношения с ними.
Чувство собственной значительности/подверженность ранению (omnipotence/worthlessness) — внутренняя поляризация, ощущаемая нарциссической личностью. С одной стороны она испытывает чувство собственной силы и личной эффективности, а с другой — столь же сильное чувство недостаточной ценности. Считается, что эти чувства нарциссической личности являются результатом неразрешенной поляризации фазы нового сближения.
БИБЛИОГРАФИЯ
Adams P. (1973). Obsessive children: A sociopsychiatric study. New York: Brunner/Mazel.
Adler G. (1985). Borderline psychopathology and its treatment. New York: Jason Aronson.
Adler G. & Buie D. (1979). Aloneness and borderline psycho-patology: The possible relevanse of child development issues. "American Journal of Psycho-Analysis", 60 (83), 83-94.
Adorno Т., Frankel-Brunswick E. & Sanford R. (1950). The authoritarian personality. New York: Harper & Row.
Ainsworth M. D. (1979). Attachment as related to mother infant interaction. In J. B. Rosenblatt, R.A. Hinde, С Beer & M. Bushel (Eds), Advances in the study of behavior (s. 1-51). New York: Academic Press.
Allen D. (1991). Basic treatment issues In: M. Horowitz (Ed.), Hysterical personality style and the histrionic personality disorder. New York: Aronson.
American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC: Author.
Ashmead D. & Perlmutter M. (1980). Infant memory in everyday life. In: M. Perlmutter (Ed.), Children's memory: New directions for child development. San Francisco: Jossey Bass.
Baer L. & Jenike M.A. (1990). Personality disorders in obsessive-compulsive disorder. In: M.A. Jenike, L. Baer & W.E. Minichiello (Eds.), Obsessive-compulsive disorders: Theory and management. Chicago: Year Book Medical.
Beech H. & Vaughan M. (1978). Behavioral treatment of ob-sessioal states. New York: Wiley.
Beloff H. (1957). The structure and origin of the anal character. "Genetic Psychology monographs", 55, 141-172.