Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ходят к воспитанию детей таким образом, как относятся ко всем другим делам. Они относятся к этой задаче очень серьезно и, исходя из лучших побуждений, стараются выполнить ее идеально. Больше, чем другие родители, они будут переживать, чтобы не сделать чего-то плохого. Они очень мало доверяют собственной интуиции или здравому рассудку. Поэтому, чтобы правильно заботиться о детях, они весьма склонны обращаться к авторитетам, общепринятой практике или опыту из собственного детства. Однако они не будут стараться согласовывать свои действия со специфическими, исключительными чертами собственных детей. Впрочем такой тип родительства может быть нарциссически менее ранящим, чем мы можем предполагать. Поскольку, некоторое время спустя, дети почувствуют, что они действительно любимы и что родители открыто стремятся к тому, что для них (детей) лучше. Сами родители в этом глубоко уверены и демонстрируют эту свою уверенность детям.
Все негативные проявления в их действиях будут следствием их собственной жесткой позиции, которая представляется, как необходимость, и обосновывается «благом ребенка». Такая демонстрация родительского отношения, а также заключающаяся в нем частица истины приводит к тому, что ребенку еще труднее сопротивляться их авторитету и выражать какой-либо гнев. В результате он приобретает исключительную склонность принимать его в структуру своего self. Также, как и у родителей, бунт и негативность будут проявляться только лишь в виде жесткости или упрямства, которое — особенно если для них найдется какое-нибудь оправдание — будут открыто демонстрироваться и ощущаться, как диссонирующие с эго.
Таким образом, мы получили картину жестко контролирующих родителей, которые заботятся о собственных детях и которые, чаще всего, дают им все необходимое с чувством обязательности и с добрыми надеждами. Первые 1,5-2 года жизни ребенка в такой семье могут пройти совершенно обычно; он будет развиваться очень хорошо. До того времени, пока культура не рекомендует никаких несоответствующих практик, такого типа родители надлежащим образом удовлетворяют потребности ребенка и не навязывают ему требований, опережающих его развитие. Такие родители могли быть несколько строги по отношению к самим себе в своем стремлении правильно выполнять все действия, но их относительно прочная структура помогает им справляться с воз
никающими по этому поводу опасениями и позволяет оградить от них детей. Однако, когда с течением времени обращение к определенным стандартам в отношениях с детьми становится все более необходимым, эти в высшей степени дисциплинированные родители обнаруживают особую склонность к тому, чтобы прививать своему потомству «правильные» этические нормы и убеждения. В сущности они могут и не требовать от детей больше того, что они в состоянии выполнить, и, тем самым, еще более успешно прививать им дисциплину и самоконтроль.
Когда, по мере развития ребенка, возможностей для реализации этой задачи появляется все больше, эти родители начинают навязывать детям те же свободные от ошибок действия, какими пользуются сами. Тогда они очень точно оценивают подход ребенка к реализации разных задач и соответственно его поощряют или наказывают. Например, они могут предоставлять детям некоторую свободу, но свобода эта не носит общего характера, в ней не будет много дополнительных наград или неожиданностей. Зато она будет прямо зависеть от исполнения определенных условий, которые четко предусмотрены и соблюдаются. Во всем этом родители стараются постоянно руководствоваться рассудком и добром. Их жесткий характер заставляет их поступать принципиально «как по учебнику» и, что очевидно, они лишают себя многих радостей. Они не умеют играть, не способны оценить спонтанные чувства, понять, поучаствовать или поучиться детской способности к полному незаинтересованному вовлечению во что-либо, к предприня-тию действий ради приобретаемых в результате чувств, к достижению вершин экстаза или глубин отчаяния, способности быть глупым и т.д.
Навязчиво - компульсивные родители также имеют тенденцию скрывать враждебность и любые негативные проявления, прикрываясь необходимостью. Таким образом, ребенка еще раз учат, что не следует доверять собственным выводам и чувствам, а поощряется вовлеченность в то, чего он хорошо не чувствует.
Взрослые личности такого типа как правило являются более взрослыми, а их зачастую очень эффективное воспитание приводит к тому, что дети идут их следом слишком быстро и слишком точно. Все детское, что напоминает животную природу, все увлечения, чувственность или самоудовлетворение — все это держится под строгим контролем. Силы эти сковываются а ребенка учат, что
это и есть правильный способ поведения. В результате такого тренинга, когда способ поведения соответствует фазе развития ребенка и сопровождается отношением и поведением, демонстрирующим искреннюю заботу о благе ребенка, вырастет исключительно дисциплинированный ребенок, который — подобно родителям — всегда будет стараться все делать правильно.
Вышеописанный способ воспитания формирует хорошо известную скованность навязчиво - компульсивной личности. Чтобы держать все под жестким контролем, она начинает дышать менее глубоко и двигаться менее плавно. Также закостеневает структура ценностей и убеждений такой личности в связи с ее стремлением к совершенству и избеганию всяческих ошибок.
Патология, возникающая в результате всех этих действий в значительной степени зависит от темперамента. Очень активный, волевой и эмоциональный по природе ребенок, естественно, будет вызывать значительно больше конфликтов, чем ребенок более пассивный. Не менее трудно ему будет поддерживать в такой семье состояние постоянного бунта. В таких случаях следует ожидать значительно больше интенсивной скрытой враждебности, сожалений или сопротивления, которые будут выражаться в упрямстве и пассивно - агрессивном поведении. Чем больше таких чувств, тем больше следующих проявлений — навязчиво - ком-пульсивного беспокойства, психосоматических симптомов, навязчивых мыслей запрещенного характера и т.п. Другой источник проблем — в том, что родительская забота часто не соответствует фазе развития ребенка. Такие родители известны своим отсутствием эмпатического понимания ребенка и, как следствие, осуществляют его социализацию не так плавно, как описывалось ранее. Кроме того, они проявляют зачастую значительно больше враждебности и склонности к контролированию, соединенных с рационализацией такого отношения и внешней демонстрацией любви. Когда контроль и дисциплина навязываются не столь подходящим образом и с большей скрытой враждебностью, то возникают более серьезные нарциссические травмы, усиливающие детскую злость, сопротивление и конфликт, возникающий в связи с этими интенсивно подавляемыми эмоциями. Другими словами, чем больше отвергаемых чувств ребенок вынужден подчинить себе усилием соб
ственной воли, тем больше у него появится симптомов. Навязчиво - компульсивная личность, это личность, сдавленная жестким контролем и полная блокировок. Однако чем больше этих блоков, тем труднее бывает функционировать как хорошо отлаженная машина. А именно таков идеал этой характерологической структуры. Чем больше предстоит сдержать, тем больше вероятность, что поддерживающая все это плотина начнет протекать или рухнет. Мне кажется, для того, чтобы понять представляемые в этой книге структуры характера, следует взглянуть на них с внутренней, субъективной точки зрения, в которой выявляются личностные переживания и мотивации и, таким образом, обретают смысл обусловленные ими внешние проявления. В данном случае субъективный взгляд позволяет нам увидеть личность, которая старается изо всех сил походить на своих исключительно правильных родителей, предъявляющих чрезвычайно высокие и четкие требования, предполагающие также серьезный самоконтроль над какой бы то ни было спонтанной экспрессией. Навязчиво - компульсивная личность просто старается избежать проблем и волнений, потому что, если бы она попыталась расслабиться, то попала бы в серьезную переделку. Все, о чем мы говорим, по сути следует из этого правила.
ЧУВСТВА, ПОВЕДЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
Поведение
Данная структура характера была идентифицирована Зигмундом Фрейдом в 1908 году и сохранилась до сих пор после десятков лет исследований и клинических наблюдений. В своем описании «анально сдерживающегося» или «анального» характера Фрейд обратил внимание на такие его черты, как упорядочение, скупость и упрямство. Хотя предлагаемая им этиология такого примера не выдержала проверки временем, определение это осталось, и в разговорной речи употребляется для обозначения типа личности, который мы здесь описываем. В определенном смысле, это название даже лучше, чем «навязчиво - компульсивный», поскольку является общепонятным и обращает внимание на характерное поведение — отличное от навязчивых состояний или ком-пульсивности. Скупость, например, означает в этом случае хорошо известную комбинацию таких черт, как экономность, безудержная жажда обогащения и жадность. Другими словами это можно описать так: человек сжимается в себе. Он держит сам себя в четко установленных рамках и также судорожно держится за свою собственность. Чаще всего он столь же экономен в своих отношениях, поскольку пустое растрачивание чего-либо воспринимается им как нечто греховное. Он ведет себя жестко и экономен даже в выражении признательности или эмоциональной экспрессии. Таких называют «зажатая задница» (англ. tight assed), что — как мне кажется — происходит от стиснутой заднепроходной мышцы, которая является метафорой анально сдерживающегося характера.
Упрямство, в свою очередь, означает такие черты, как: упорное продолжение каких-то действий, не смотря на все трудности, постоянное возвращение к ним, скрупулезное соблюдение принятых правил. А также решимость, сильную волю и выдержку. Все эти черты могут в значительной степени облегчать приспособление, особенно в бюрократическом обществе. В то же время они ассоциируются также с менее приятными чертами, такими как: тупое упрямство, упрямое сопротивление, недостаток гибкости и другие подобные проявления негативности, которые можно охарактеризовать, как руководство собственным мнением, потакание собственному гневу, претензиям и т.д. Часто кажется, что для личности — это единственно возможный способ выражения своего чувства злости. Это становится еще более очевидным, когда
Все негативные проявления в их действиях будут следствием их собственной жесткой позиции, которая представляется, как необходимость, и обосновывается «благом ребенка». Такая демонстрация родительского отношения, а также заключающаяся в нем частица истины приводит к тому, что ребенку еще труднее сопротивляться их авторитету и выражать какой-либо гнев. В результате он приобретает исключительную склонность принимать его в структуру своего self. Также, как и у родителей, бунт и негативность будут проявляться только лишь в виде жесткости или упрямства, которое — особенно если для них найдется какое-нибудь оправдание — будут открыто демонстрироваться и ощущаться, как диссонирующие с эго.
Таким образом, мы получили картину жестко контролирующих родителей, которые заботятся о собственных детях и которые, чаще всего, дают им все необходимое с чувством обязательности и с добрыми надеждами. Первые 1,5-2 года жизни ребенка в такой семье могут пройти совершенно обычно; он будет развиваться очень хорошо. До того времени, пока культура не рекомендует никаких несоответствующих практик, такого типа родители надлежащим образом удовлетворяют потребности ребенка и не навязывают ему требований, опережающих его развитие. Такие родители могли быть несколько строги по отношению к самим себе в своем стремлении правильно выполнять все действия, но их относительно прочная структура помогает им справляться с воз
никающими по этому поводу опасениями и позволяет оградить от них детей. Однако, когда с течением времени обращение к определенным стандартам в отношениях с детьми становится все более необходимым, эти в высшей степени дисциплинированные родители обнаруживают особую склонность к тому, чтобы прививать своему потомству «правильные» этические нормы и убеждения. В сущности они могут и не требовать от детей больше того, что они в состоянии выполнить, и, тем самым, еще более успешно прививать им дисциплину и самоконтроль.
Когда, по мере развития ребенка, возможностей для реализации этой задачи появляется все больше, эти родители начинают навязывать детям те же свободные от ошибок действия, какими пользуются сами. Тогда они очень точно оценивают подход ребенка к реализации разных задач и соответственно его поощряют или наказывают. Например, они могут предоставлять детям некоторую свободу, но свобода эта не носит общего характера, в ней не будет много дополнительных наград или неожиданностей. Зато она будет прямо зависеть от исполнения определенных условий, которые четко предусмотрены и соблюдаются. Во всем этом родители стараются постоянно руководствоваться рассудком и добром. Их жесткий характер заставляет их поступать принципиально «как по учебнику» и, что очевидно, они лишают себя многих радостей. Они не умеют играть, не способны оценить спонтанные чувства, понять, поучаствовать или поучиться детской способности к полному незаинтересованному вовлечению во что-либо, к предприня-тию действий ради приобретаемых в результате чувств, к достижению вершин экстаза или глубин отчаяния, способности быть глупым и т.д.
Навязчиво - компульсивные родители также имеют тенденцию скрывать враждебность и любые негативные проявления, прикрываясь необходимостью. Таким образом, ребенка еще раз учат, что не следует доверять собственным выводам и чувствам, а поощряется вовлеченность в то, чего он хорошо не чувствует.
Взрослые личности такого типа как правило являются более взрослыми, а их зачастую очень эффективное воспитание приводит к тому, что дети идут их следом слишком быстро и слишком точно. Все детское, что напоминает животную природу, все увлечения, чувственность или самоудовлетворение — все это держится под строгим контролем. Силы эти сковываются а ребенка учат, что
это и есть правильный способ поведения. В результате такого тренинга, когда способ поведения соответствует фазе развития ребенка и сопровождается отношением и поведением, демонстрирующим искреннюю заботу о благе ребенка, вырастет исключительно дисциплинированный ребенок, который — подобно родителям — всегда будет стараться все делать правильно.
Вышеописанный способ воспитания формирует хорошо известную скованность навязчиво - компульсивной личности. Чтобы держать все под жестким контролем, она начинает дышать менее глубоко и двигаться менее плавно. Также закостеневает структура ценностей и убеждений такой личности в связи с ее стремлением к совершенству и избеганию всяческих ошибок.
Патология, возникающая в результате всех этих действий в значительной степени зависит от темперамента. Очень активный, волевой и эмоциональный по природе ребенок, естественно, будет вызывать значительно больше конфликтов, чем ребенок более пассивный. Не менее трудно ему будет поддерживать в такой семье состояние постоянного бунта. В таких случаях следует ожидать значительно больше интенсивной скрытой враждебности, сожалений или сопротивления, которые будут выражаться в упрямстве и пассивно - агрессивном поведении. Чем больше таких чувств, тем больше следующих проявлений — навязчиво - ком-пульсивного беспокойства, психосоматических симптомов, навязчивых мыслей запрещенного характера и т.п. Другой источник проблем — в том, что родительская забота часто не соответствует фазе развития ребенка. Такие родители известны своим отсутствием эмпатического понимания ребенка и, как следствие, осуществляют его социализацию не так плавно, как описывалось ранее. Кроме того, они проявляют зачастую значительно больше враждебности и склонности к контролированию, соединенных с рационализацией такого отношения и внешней демонстрацией любви. Когда контроль и дисциплина навязываются не столь подходящим образом и с большей скрытой враждебностью, то возникают более серьезные нарциссические травмы, усиливающие детскую злость, сопротивление и конфликт, возникающий в связи с этими интенсивно подавляемыми эмоциями. Другими словами, чем больше отвергаемых чувств ребенок вынужден подчинить себе усилием соб
ственной воли, тем больше у него появится симптомов. Навязчиво - компульсивная личность, это личность, сдавленная жестким контролем и полная блокировок. Однако чем больше этих блоков, тем труднее бывает функционировать как хорошо отлаженная машина. А именно таков идеал этой характерологической структуры. Чем больше предстоит сдержать, тем больше вероятность, что поддерживающая все это плотина начнет протекать или рухнет. Мне кажется, для того, чтобы понять представляемые в этой книге структуры характера, следует взглянуть на них с внутренней, субъективной точки зрения, в которой выявляются личностные переживания и мотивации и, таким образом, обретают смысл обусловленные ими внешние проявления. В данном случае субъективный взгляд позволяет нам увидеть личность, которая старается изо всех сил походить на своих исключительно правильных родителей, предъявляющих чрезвычайно высокие и четкие требования, предполагающие также серьезный самоконтроль над какой бы то ни было спонтанной экспрессией. Навязчиво - компульсивная личность просто старается избежать проблем и волнений, потому что, если бы она попыталась расслабиться, то попала бы в серьезную переделку. Все, о чем мы говорим, по сути следует из этого правила.
ЧУВСТВА, ПОВЕДЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
Поведение
Данная структура характера была идентифицирована Зигмундом Фрейдом в 1908 году и сохранилась до сих пор после десятков лет исследований и клинических наблюдений. В своем описании «анально сдерживающегося» или «анального» характера Фрейд обратил внимание на такие его черты, как упорядочение, скупость и упрямство. Хотя предлагаемая им этиология такого примера не выдержала проверки временем, определение это осталось, и в разговорной речи употребляется для обозначения типа личности, который мы здесь описываем. В определенном смысле, это название даже лучше, чем «навязчиво - компульсивный», поскольку является общепонятным и обращает внимание на характерное поведение — отличное от навязчивых состояний или ком-пульсивности. Скупость, например, означает в этом случае хорошо известную комбинацию таких черт, как экономность, безудержная жажда обогащения и жадность. Другими словами это можно описать так: человек сжимается в себе. Он держит сам себя в четко установленных рамках и также судорожно держится за свою собственность. Чаще всего он столь же экономен в своих отношениях, поскольку пустое растрачивание чего-либо воспринимается им как нечто греховное. Он ведет себя жестко и экономен даже в выражении признательности или эмоциональной экспрессии. Таких называют «зажатая задница» (англ. tight assed), что — как мне кажется — происходит от стиснутой заднепроходной мышцы, которая является метафорой анально сдерживающегося характера.
Упрямство, в свою очередь, означает такие черты, как: упорное продолжение каких-то действий, не смотря на все трудности, постоянное возвращение к ним, скрупулезное соблюдение принятых правил. А также решимость, сильную волю и выдержку. Все эти черты могут в значительной степени облегчать приспособление, особенно в бюрократическом обществе. В то же время они ассоциируются также с менее приятными чертами, такими как: тупое упрямство, упрямое сопротивление, недостаток гибкости и другие подобные проявления негативности, которые можно охарактеризовать, как руководство собственным мнением, потакание собственному гневу, претензиям и т.д. Часто кажется, что для личности — это единственно возможный способ выражения своего чувства злости. Это становится еще более очевидным, когда