Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постараться застраховаться от любой возможной критики? Кто этот интернализованный плохой объект. И что наверное, самое главное — насколько сильно она его любит?
Риск этой, на первый взгляд, удобной интеллектуальной работы, состоит в опасности потеряться среди когнитивных упражнений и в отвлечении внимания от значительно более неприятной, но и однозначно более важной, работы с эмоциями. Поэтому в примерах с такого типа личностями очень часто бывает важно поддерживать эту интерпретационную работу, но по возможности стараться ее сокращать. Так как в целом — это слишком удобная и благоприятная почва для разного рода сомнений, для появления неясности, исследования незначительных подробностей и поиска разных других навязчивых механизмов защиты.
Такая комбинация сосредоточенной на актуальной интеракции, эмоционально окрашенной терапии с реконструкцией и интерпретацией будет естественно предоставлять много возможностей к изменению навязчиво - компульсивных сценарных решений или патогенных убеждений. Хорошо бы постоянно повторять такой личности, что ее мелочность и стремление во что бы то ни стало избежать критики, неудачи и особенно — чувства страха, вовсе не являются необходимостью. Все эти переживания — неотъемлемая часть жизни. Процесс обучения, будучи полностью лишен неудач, наверняка был бы также значительно ограниченным. Навязчиво - компульсивная личность должна узнать, что цена, которую она платит за свои попытки сохранить такого рода безопасность, слишком высока. Жизнь лишается ее разнообразия, спонтанности, творчества, приключений и новых открытий. Навязчиво - компульсивный пациент должен также уяснить, что он способен переносить чувство страха. Конечно же этот процесс должен происходить на живом опыте, но многократное поощрение такой науки, особенно в ситуации, когда пациент уже способен вынести страх, также будет иметь свое значение.
Бихевиорально - социальные цели
Бихевиоральные цели терапии этого типа личности, наверное, покажутся слишком очевидными, чтобы о них говорить. Мы стремимся к ослаблению излишне упорядоченных, компульсив-ных аспектов поведения клиента. Однозначно же отвергнуто должно быть такое поведение, задача которых — ограничить страх.
Опробовать такие рекомендации по прекращению такого поведения можно путем экспериментов по перенесению страха и открывании скрытых эмоций. Такого типа бихевиоральные стратегии могут быть наиболее эффективными в том случае, если уже сложилась хорошая терапевтическая связь, а пациент в ходе терапевтических занятий уже достиг значительного уровня инсайта в переживания собственного беспокойства и непосредственных эмоций. Тогда сам пациент может подключиться к этому испытанию из интереса: что же произойдет, если он перестанет ежедневно пылесосить ковер или наводить порядок в своем столе?
Мне кажется, что такие бихевиоральные рекомендации лучше всего оправдывают себя в том случае, если воспринимаются как эксперименты, впоследствии приносящие пользу. Исследовательский характер таких задач оказывается решающим особенно в случае навязчиво - компульсивной личности, благодаря тому, что они позволяют личности пережить страх, понять, с чем он связан, и научиться его переносить. Страх, в случае навязчиво - компульсивной личности, выполняющий обычно роль сигнализатора опасности, может по своей функции быть преобразован в информацию о том, какие вопросы и чувства требуют дальнейшей проработки и познания. Механизм отвергания, запускаемый силой страха, может до определенной степени быть обращен с помощью такого логического понимания, за счет использования сильной воли навязчиво - компульсивной личности.
Другая общая поведенческая проблема лечения — это помощь клиенту в развитии его способности вовлекаться в действие и, в особенности — в межличностные отношения. Это — цель однозначно более высокого разряда, которая должна следовать из всего хода терапевтического процесса. В значительной степени
она будет вытекать из растущей способности клиента оказывать доверие своему терапевту, зависеть от форм терапевтической связи и от самой вовлеченности в терапию. Отчасти эта увеличивающаяся способность к вовлечению является следствием понимания личной истории, в которой ошибка была равнозначна греху, а также — следствием возникшего в результате этого изменения миропонимания, допускающего человеческую склонность к ошибкам, выражающуюся в совершении и исправлении ошибок. Точно также, как личность может остановить свое компульсивное поведение, преодолеть страх и учиться на таком опыте, она может предпринимать маленькие попытки вовлекаться, учиться переносить вызываемый этим страх и извлекать ценность из этих экспериментов.
Многим навязчиво - компульсивным личностям понадобится не только ослабить жесткость своих убеждений и стойкость компульсивных действий, но также расслабить собственное тело. Они должны научиться расслабляться, дышать, расслаблять суставы. Успешное лечение будет способствовать тому, что пациент станет менее зажатым и более великодушным по отношению к себе и другим. Я полагаю, что это изменение обуславливается, главным образом, изменениями в эмоциональной сфере, в особенности — способностью более непосредственно ощущать злость и враждебность. Подтверждением значения этой эмоциональной работы будет непосредственное обучение расслаблению.
Эмоциональные цели
Мы надеемся, что терапия навязчиво - компульсивной личности завершится успехом и она сможет полностью участвовать в жизни. Мы убеждены, что ей удастся принять все свои чувства и знаем, что наша терапия должна охватывать те из них, которые для нее являются наиболее ужасающими и отталкивающими. Ее жесткость на самом деле является следствием отвергания этих чувств. Она до тех пор не сможет полностью расслабиться и обрести связь с самой собой, пока эти подавляемые чувства не будут снова приняты. Самые главные из них — это глубоко переживаемое чувство любви и ненависти, особенно в отношении одного и того же человека. Как я уже показывал ранее, это является основной эмоцией, которая должна быть пережита и принята, особенно для личностей с более высоким уровнем функционирования. Когда это будет усвоено, личность будет способна любить любящих ее родителей, но в то же время — от них отделиться.
Глубоко ощущая единство со всеми оттенками жизни, она сможет сделать это без чувства вины. Также у нее больше не будет поводов для бунта, выражаемого в скупости и упрямстве. Не будет больше тюрьмы, с которой надо было бы идентифицироваться или с которым предстояло бы бороться. Будет просто свободная жизнь, потому что это и есть то, что должно происходить в жизни.
Чтобы достигнуть этого момента освобождения, механизмы защиты должны открыться настолько, чтобы смогли проступить скрытые чувства. Необходимо безопасное терапевтическое окружение, в котором они могли бы быть пережиты и выражены. Следует также предпринять соответствующие действия, которые позволили бы обобщенно перенести опыт, приобретенный в терапевтическом кабинете, на жизнь, которая течет за его стенами. Обычно это отнимает времени намного больше, чем на первый взгляд понадобится для такой в структурном отношении здоровой личности, какой является функционирующая на более высоком уровне навязчиво - компульсивная личность. Однако, как и в случае любой другой структуры характера, независимо от того, сколько времени реально придется этому посвятить — игра стоит свеч. Как я уже упоминал, когда существующие формы защиты будут уже достаточно размягчены, то полезными будут все следующие стратегии: работа с телом, эмоциональная терапия, терапия открывания и освобождения. Другое важное эмоциональное переживание, через которое личность должна будет неоднократно пройти, заключается в свободном, и даже самостоятельно допускаемом переживании собственной сексуальности а также, в подобном ему, лишенном чувства вины ощущении собственной сопернической природы. Человек имеет право испытывать все эти ощущения ясно, искренне и без чувства вины. Всегда можно спорить о востребованности некоторых врожденных человеческих черт. Однако нам дана одна жизнь. Мы поступим лучше, если признаем, что должны прожить ее во всей полноте. Поиски другой жизни, нежели жизнь во всей полноте человечности, просто-напросто ни к чему не приведут. Они могут только создать нам огромные трудности в нашей личной жизни и в социальной сфере.
Задача хорошей психотерапии — вернуть личности ее собственную настоящую жизнь с присущими ей дилеммами, ограничениями и возможностями. Я верю, что если нам удастся сделать это, тогда каждая отдельная жизнь и жизнь человечества в целом будут развиваться оптимально. Пример навязчиво - компульсив-ной личности убедительно свидетельствует о том, что принуждение к жизни, не отвечающей ее настоящей природе, приводит к
смерти при жизни.
Приложение
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ХАРАКТЕРА
ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР
Эмоциональные цели
Бихевиорально - социальные цели
Риск этой, на первый взгляд, удобной интеллектуальной работы, состоит в опасности потеряться среди когнитивных упражнений и в отвлечении внимания от значительно более неприятной, но и однозначно более важной, работы с эмоциями. Поэтому в примерах с такого типа личностями очень часто бывает важно поддерживать эту интерпретационную работу, но по возможности стараться ее сокращать. Так как в целом — это слишком удобная и благоприятная почва для разного рода сомнений, для появления неясности, исследования незначительных подробностей и поиска разных других навязчивых механизмов защиты.
Такая комбинация сосредоточенной на актуальной интеракции, эмоционально окрашенной терапии с реконструкцией и интерпретацией будет естественно предоставлять много возможностей к изменению навязчиво - компульсивных сценарных решений или патогенных убеждений. Хорошо бы постоянно повторять такой личности, что ее мелочность и стремление во что бы то ни стало избежать критики, неудачи и особенно — чувства страха, вовсе не являются необходимостью. Все эти переживания — неотъемлемая часть жизни. Процесс обучения, будучи полностью лишен неудач, наверняка был бы также значительно ограниченным. Навязчиво - компульсивная личность должна узнать, что цена, которую она платит за свои попытки сохранить такого рода безопасность, слишком высока. Жизнь лишается ее разнообразия, спонтанности, творчества, приключений и новых открытий. Навязчиво - компульсивный пациент должен также уяснить, что он способен переносить чувство страха. Конечно же этот процесс должен происходить на живом опыте, но многократное поощрение такой науки, особенно в ситуации, когда пациент уже способен вынести страх, также будет иметь свое значение.
Бихевиорально - социальные цели
Бихевиоральные цели терапии этого типа личности, наверное, покажутся слишком очевидными, чтобы о них говорить. Мы стремимся к ослаблению излишне упорядоченных, компульсив-ных аспектов поведения клиента. Однозначно же отвергнуто должно быть такое поведение, задача которых — ограничить страх.
Опробовать такие рекомендации по прекращению такого поведения можно путем экспериментов по перенесению страха и открывании скрытых эмоций. Такого типа бихевиоральные стратегии могут быть наиболее эффективными в том случае, если уже сложилась хорошая терапевтическая связь, а пациент в ходе терапевтических занятий уже достиг значительного уровня инсайта в переживания собственного беспокойства и непосредственных эмоций. Тогда сам пациент может подключиться к этому испытанию из интереса: что же произойдет, если он перестанет ежедневно пылесосить ковер или наводить порядок в своем столе?
Мне кажется, что такие бихевиоральные рекомендации лучше всего оправдывают себя в том случае, если воспринимаются как эксперименты, впоследствии приносящие пользу. Исследовательский характер таких задач оказывается решающим особенно в случае навязчиво - компульсивной личности, благодаря тому, что они позволяют личности пережить страх, понять, с чем он связан, и научиться его переносить. Страх, в случае навязчиво - компульсивной личности, выполняющий обычно роль сигнализатора опасности, может по своей функции быть преобразован в информацию о том, какие вопросы и чувства требуют дальнейшей проработки и познания. Механизм отвергания, запускаемый силой страха, может до определенной степени быть обращен с помощью такого логического понимания, за счет использования сильной воли навязчиво - компульсивной личности.
Другая общая поведенческая проблема лечения — это помощь клиенту в развитии его способности вовлекаться в действие и, в особенности — в межличностные отношения. Это — цель однозначно более высокого разряда, которая должна следовать из всего хода терапевтического процесса. В значительной степени
она будет вытекать из растущей способности клиента оказывать доверие своему терапевту, зависеть от форм терапевтической связи и от самой вовлеченности в терапию. Отчасти эта увеличивающаяся способность к вовлечению является следствием понимания личной истории, в которой ошибка была равнозначна греху, а также — следствием возникшего в результате этого изменения миропонимания, допускающего человеческую склонность к ошибкам, выражающуюся в совершении и исправлении ошибок. Точно также, как личность может остановить свое компульсивное поведение, преодолеть страх и учиться на таком опыте, она может предпринимать маленькие попытки вовлекаться, учиться переносить вызываемый этим страх и извлекать ценность из этих экспериментов.
Многим навязчиво - компульсивным личностям понадобится не только ослабить жесткость своих убеждений и стойкость компульсивных действий, но также расслабить собственное тело. Они должны научиться расслабляться, дышать, расслаблять суставы. Успешное лечение будет способствовать тому, что пациент станет менее зажатым и более великодушным по отношению к себе и другим. Я полагаю, что это изменение обуславливается, главным образом, изменениями в эмоциональной сфере, в особенности — способностью более непосредственно ощущать злость и враждебность. Подтверждением значения этой эмоциональной работы будет непосредственное обучение расслаблению.
Эмоциональные цели
Мы надеемся, что терапия навязчиво - компульсивной личности завершится успехом и она сможет полностью участвовать в жизни. Мы убеждены, что ей удастся принять все свои чувства и знаем, что наша терапия должна охватывать те из них, которые для нее являются наиболее ужасающими и отталкивающими. Ее жесткость на самом деле является следствием отвергания этих чувств. Она до тех пор не сможет полностью расслабиться и обрести связь с самой собой, пока эти подавляемые чувства не будут снова приняты. Самые главные из них — это глубоко переживаемое чувство любви и ненависти, особенно в отношении одного и того же человека. Как я уже показывал ранее, это является основной эмоцией, которая должна быть пережита и принята, особенно для личностей с более высоким уровнем функционирования. Когда это будет усвоено, личность будет способна любить любящих ее родителей, но в то же время — от них отделиться.
Глубоко ощущая единство со всеми оттенками жизни, она сможет сделать это без чувства вины. Также у нее больше не будет поводов для бунта, выражаемого в скупости и упрямстве. Не будет больше тюрьмы, с которой надо было бы идентифицироваться или с которым предстояло бы бороться. Будет просто свободная жизнь, потому что это и есть то, что должно происходить в жизни.
Чтобы достигнуть этого момента освобождения, механизмы защиты должны открыться настолько, чтобы смогли проступить скрытые чувства. Необходимо безопасное терапевтическое окружение, в котором они могли бы быть пережиты и выражены. Следует также предпринять соответствующие действия, которые позволили бы обобщенно перенести опыт, приобретенный в терапевтическом кабинете, на жизнь, которая течет за его стенами. Обычно это отнимает времени намного больше, чем на первый взгляд понадобится для такой в структурном отношении здоровой личности, какой является функционирующая на более высоком уровне навязчиво - компульсивная личность. Однако, как и в случае любой другой структуры характера, независимо от того, сколько времени реально придется этому посвятить — игра стоит свеч. Как я уже упоминал, когда существующие формы защиты будут уже достаточно размягчены, то полезными будут все следующие стратегии: работа с телом, эмоциональная терапия, терапия открывания и освобождения. Другое важное эмоциональное переживание, через которое личность должна будет неоднократно пройти, заключается в свободном, и даже самостоятельно допускаемом переживании собственной сексуальности а также, в подобном ему, лишенном чувства вины ощущении собственной сопернической природы. Человек имеет право испытывать все эти ощущения ясно, искренне и без чувства вины. Всегда можно спорить о востребованности некоторых врожденных человеческих черт. Однако нам дана одна жизнь. Мы поступим лучше, если признаем, что должны прожить ее во всей полноте. Поиски другой жизни, нежели жизнь во всей полноте человечности, просто-напросто ни к чему не приведут. Они могут только создать нам огромные трудности в нашей личной жизни и в социальной сфере.
Задача хорошей психотерапии — вернуть личности ее собственную настоящую жизнь с присущими ей дилеммами, ограничениями и возможностями. Я верю, что если нам удастся сделать это, тогда каждая отдельная жизнь и жизнь человечества в целом будут развиваться оптимально. Пример навязчиво - компульсив-ной личности убедительно свидетельствует о том, что принуждение к жизни, не отвечающей ее настоящей природе, приводит к
смерти при жизни.
Приложение
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ХАРАКТЕРА
ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР
Эмоциональные цели
-
Усилить чувственный контакт с окружением — осязательный, слуховой, зрительный, обонятельный и вкусовой контакт с миром — развить сознание человеческого прикосновения к другому человеку и чувство его значимости. -
Развить ощущение стабильности, укорененности — чувство, что стопы крепко и уверенно стоят на опоре, и что мы можем выстоять в собственной позе, положении. -
Развить умение чувственного восприятия телесных ощущений — чувство разного рода движения, дыхания, ощущения напряжения и расслабления, специфических телесных переживаний, связанных с голодом, болью, радостью, смехом и т.д. -
Снять хроническую напряженность или спазмы во всех страдающих от этого областях тела, а также уменьшить вызванное ими чувство физической боли. -
Высвободить чувство ярости и направить его на соответствующую цель. Интегрировать его с self таким образом, чтобы оно стало источником силы и асертивности; вот самый простой девиз терапевта - биоэнергетика: «Познай это, направь и освой». -
Открыть доступ к существующему в себе чувству ужаса и поддержать его в процессе обнаружения первоначальных причин. Интегрировать это чувство с self до тех пор, пока оно не станет источником способности ощущать страх, подавленность и собственную чувствительность. -
Добраться до сожаления, связанного с утратой любви и утратой собственного self. Интегрировать его как часть реальности данной личности — реальности, которая одновременно является трагической и иронической. Исключить отрицание того, что было, чтобы дать возможность ощутить то, что есть. -
Развить физические отношения между личностью и физическим миром (например, пищей, природой, домом, знакомыми объектами). -
Высвободить чувство любви и переживание радости, имеющие корни в действительности.
Бихевиорально - социальные цели
-
Вначале установить или укрепить привязанность и окончательно привести к разрешению симбиоза. -
Укрепить сознательное и преднамеренное использование такой формы защиты, как уход изсоциума. -
Усилить вовлеченность в жизнь малой группы и общества. -
Уменьшить педантизм и потребность в исключительности собственной деятельности и, тем самым, ограничить склонность откладывать дела на потом и связанный с ними страх. -
Помочь клиенту открыть его актуальные способы выражения вытесненных агрессивных импульсов, (т.е. специфические «игры», которые он ведет в социальных контактах, паттерны пассивной агрессивности и социального ухода, агрессивные фантазии и т.д.) -
Обучить или создавать соответствующие ситуации для обучения социальным навыкам (например, собственной личной эффективности, асертивности, зрительного контакта, выражения чувств в социальных контактах и т.д.). -
Развить практическое агрессивное и асертивное поведение в общественной жизни личности.