Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сформировать доверие к истинному self и к другим.
-
Преобразовать значимостное фальшивое self в «нормальный нарциссизм» настоящей любви к себе. -
Преобразовать существующую травму в чувствительность и в сознание ограниченности своего self, других и всей жизни.
Бихевиорально - социальные цели
-
Содействовать и обучать тем умениям организации эго, которые будут противодействовать фрагментации self в ответ на терапевтический процесс. -
Поощрять реалистические достижения и агрессивность клиента в жизни. -
Поддержать социальные возможности клиента и помочь ему как можно полнее их использовать. -
Непосредственно инструктировать клиента в социальном поведении, которое демонстрирует эмпатию, уважение и понимание по отношению к другим. Учить его «допускать к себе»
теплоту, заботу, которую могут дать другие. -
Поддерживать клиента в развитии такой системы, способствующей обнаружению и укреплению self, в которой другие служат предметом слияния, отражения, близнецовости и идеализации. Задача такой системы — дать возможность интернализации ресурсов, которые позволяют увеличить автономность в контексте
большей поддержки.
МАЗОХИСТСКИЙ ХАРАКТЕР
Когнитивные цели
-
Воспроизвести личную историю, приведшую к формированию мазохистских сценарных решений и патогенных убеждений. Выявить патогенные убеждения в контексте всех сфер функционирования и произвести их интерпретацию с учетом их истории и актуально выполняемых динамических функций. -
Осуществить интерпретацию видов саморазрушительного поведения, определяя их функции: а) обеспечение связи с настоящим объектом, б) парадоксально реализуемое обеспечение интегральности и завышенного уважения к self, в) выражение протеста и сопротивления и г) осуществление мести и выражение
враждебности. -
Восстановить ответственность за self. -
Назвать, интерпретировать и уменьшить периодически повторяющийся наплыв проблем и негативную реакцию на успех. -
Усилить интернализацию моделей хороших self - объектов.
Эмоциональные цели
-
Вызвать, снять торможение и поощрять непосредственное переживание сожаления, травм и ярости. -
Выявить, освободить от блоков и поощрять непосредственное переживание удовольствия. -
Уменьшить доверие, надежду и желание рисковать. -
Уменьшить и регулировать беспокойство, связанное с переживанием гнева, удовольствия, доверия, надежд и риска. -
Проработать сожаление о предшествующих утратах — потере self и времени, утрате связи с объектом и личной идентичности, вытекающими из перемен. -
Поощрять отказ клиента от желания отомстить за перенесенные в прошлом потери.
Бихевиорально - социальные цели
-
Установить новое поведение, которое примет на себя несколько задач, выполняемых до сих пор саморазрушительным поведением (то есть сохранение близких контактов, выражение протеста и враждебности, поддержание самоуважения и т.д.) -
Сформировать поведение, благодаря которому можно будет выражать веру, надежду и доверие к другим и к себе. -
В случае необходимости обучать надлежащим образом регулируемой социальной экспрессии не присвоенных прежде чувств и состояний — гнева, асертивности, удовольствия, любви и т.д. -
Определить, интерпретировать и уменьшить уступчивость, склонность откладывать дела, самопожертвование, саморазрушающие провокации, склонность постоянно жаловаться.
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Когнитивные цели
-
Описать и привести к конфронтации и интерпретации когнитивных форм защиты: рассеянности, заблокированности и преждевременного завершения, которые предохраняют от обдумывания и переживания важных проблем. -
Описать и интерпретировать явление диссоциации между мыслями, чувствами и поступками. -
Предоставить модель и поддержку в преодолении проблем логического завершения и разрешения. -
Поощрять использование, изучать и интерпретировать реакции перенесения, появляющиеся в рамках терапии и вне их. -
Описать, привести к конфронтации и интерпретировать механизм отказа от личной ответственности и силы, пассивности, несущественности и т.д. -
Описать и интерпретировать полярности, наблюдающиеся в концепции собственного self, такие как: наивный ребенок/плохая совратительница, хорошая девочка/плохая женщина, невинная/виноватая, в глубокой депрессии/веселая и сосредоточенная на внешних проблемах, не вызывающая интереса у мужчин/кастрирующая мужчин и т.д.
-
Поддерживать в развитии надлежащей, амбивалентной и свободной от стыда концепции собственного self. -
Описать и интерпретировать упрощенный черно/белый образ мужчин, женщин, человеческих отношений и поддерживать в развитии более зрелых и реалистических моделей. -
Описать и интерпретировать «эмоциональные защиты» или «истерические состояния», в которых чувство эмоциональной преграды может явиться как естественным следствием угнетенно
сти конфликтующими эмоциями, так и способом защиты от необходимости проработать эти конфликты и связанные с ними чувства.
10. Интерпретировать депрессию как принципиально позитивное следствие отхода от расхожих истерических форм защиты от перегрузок, переживания и обдумывания главных проблем.
Однако, если сама депрессия служит подавлению этих процессов, то интерпретируй ее, как механизм защиты.
Эмоциональные цели
-
Подвести к отказу от использования чувств в качестве защиты — за счет отсутствия реакций опасения, конфронтации или интерпретации. -
Увеличить способность пациента к толерантному восприятию, познанию, выражению и сдерживанию своих искренних чувств. -
Используя вышеназванные умения, проработать чувства, связанные с истерическими личностными проблемами (сексуальные чувства, чувства соперничества, агрессии, вины и стыда). -
Проработать чувства, связанные с сознанием бытия использованным, бесправным, предательства со стороны других и лишенности поддержки и опоры. -
Проработать противоречивые чувства по отношению к себе и к другим, такие как: а) тоска по зависимости от мужчин и зависть к ним, в связи с силой, которая за ними признается, б) тоска по матери и гнев на нее за отвергнутость и соучастие в использовании, в) жажда поощрения и чувство вины по причине привлечения внимания отца и т.д. -
Поддерживать личность в переживании скорби и сожалений, связанных с ее семейной драмой и ее личной историей использованности и брошенности.
Бихевиорально - социальные цели
-
Создать терапевтическую среду, в которой использование механизма перенесения будет восприниматься как безопасное и одобряемое. Установить такой стиль отношений, основанный на уважении, доброжелательности, хоть и имеющий четкие границы, который даст возможность создать сильную терапевгическую связь. -
Путем проработки реакций перенесения в рамках и вне терапии, развить способность относиться к другим более естественно. -
Моделировать и поощрять формирование искренних отношений, амбивалентное переживание и одобрение собственных человеческих чувств — особенно сексуальных, агрессивных,
сопернических и любовных. -
Моделировать, поощрять использование и непосредственно обучать асертивному поведению, но в то же время пресекать манипулирование, кокетство и обходные маневры. -
Прямо поставить вопрос зависимого поведения и оказать помощь, необходимую для отказа от него.
НАВЯЗЧИВО - КОМПУЛЬСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивные цели
-
Назвать, интерпретировать и сузить использование таких тормозящих когнитивных механизмов, как перенос внимания на периферийные или абстрактные вопросы или быстро изменяю
щаяся заинтересованность двумя противоположными решениями конфликта или невозможность принять решение. -
Реконструировать личную историю, приведшую к возникновению страха, нетерпимости к несовершенству, потребности контролировать, трудностями с принятием решения: сильных инстинктов жестокости и т.д. -
Извлечь личные сценарные решения или патогенные убеждения. -
Подвергнуть сомнению убежденность в необходимости совершенства, бесстрашия, четкого порядка и контроля и т.д. -
Убедить в исключительной сложности попыток удержать под контролем естественные человеческие реакции с помощью силы воли. -
Ограничить «авторитарность» в социальных отношениях и во взглядах на принципы поведения. -
Назвать, интерпретировать и уменьшить проекцию на других совершенно безосновательно завышенных стандартов поведения.
Эмоциональные цели
-
Изучить, интерпретировать и уменьшить страх за счет понимания, стратегий преодоления проблем, расслабления и других методов. -
Развить способность переносить страх. -
Уменьшить значение стыда, чувства вины и повышенного чувства долга, как мотивирующих факторов. -
Развить полные и амбивалентные чувства к родителями другим людям, имеющим для личности авторитет. -
Увеличить способность клиента испытывать удовольствие, любовь и ненависть. -
Развить умение выявлять собственные предпочтения и приоритеты, а также сохранять свою собственную таким образом обретенную позицию.
Бихевиорально - социальные цели
-
Ослабить чрезмерную упорядоченность, жестокость, контролирование и экономность в поведении. -
Увеличить способность к вовлечению в действие и к надлежащему поведению в состоянии повышенного беспокойства. -
Уменьшить напряжение в теле. -
Развить навыки экспрессии, особенно касающиеся удовольствия, выражения теплоты в социальных контактах, любви и гнева.
СЛОВАРЬ
Аккомодация, приспособление (accomodation; Piaget, 1936) — основной процесс, происходящий в ходе обучения, заключающийся в «изменении или приспособлении ранее существовавшей структуры (в рамках личности) к реальности, которая является целью приспособления». По мнению Horner (1979) происходящий в терапии процесс проработки является примером аккомодации.
Амбивалентность (ambivalence) — параллельное переживание одной и той же личностью позитивных и негативных чувств; умение осознавать и переносить это переживание является характерным проявлением развития ребенка, начинающегося в фазе нового сближения.
Антнлибидонозный объект (antilibidinal objekt) — смотри отталкивающий объект.
Антилибидонозное self — смотри внутренний саботажник.
Ассимиляция, усвоение (assimilation; Piaget, 1936) — основной процесс обучения, в ходе которого новый опыт перенимается и модифицируется так, чтобы он мог соответствовать существующей умственной организации. В качестве примера этого процесса Horner (1979) приводит перенесение в рамках терапии.
Аутизм (autism; Mahler. Pine, Bergman, 1975) — «нормальная фаза аутизма — это первые недели жизни после рождения; в течение ее младенец кажется почти полностью чистым биологическим организмом, инстинктивные реакции на раздражение которого носят характер рефлекса».
Mahler рассматривает ребенка как существо, стремящееся сохранять гомеостатическое равновесие за счет избежания чрезмерной и недостаточной стимуляции, за счет неспособности различать внешний и внутренний мир и посредством удовлетворения своих потребностей в рамках «собственной омнипотентной аути-стической орбиты». Концепция эта была оспорена Stern, который цитирует многие источники, свидетельствующие о том, что ребенок с самого рождения осознает существование внешнего мира и поддерживает с ним интеграцию. В отличие от картины, представленной Mahler, Stern считает, что сохранение гомеостатического равновесия нераздельно связано с личностью основного опекуна, который помогает ребенку справиться с этой задачей, регулируя поступление раздражителей к младенцу.