Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Сформировать доверие к истинному self и к другим.

  1. Преобразовать значимостное фальшивое self в «нормальный нарциссизм» настоящей любви к себе.

  2. Преобразовать существующую травму в чувствительность и в сознание ограниченности своего self, других и всей жизни.

Бихевиорально - социальные цели


  1. Содействовать и обучать тем умениям организации эго, которые будут противодействовать фрагментации self в ответ на терапевтический процесс.

  2. Поощрять реалистические достижения и агрессивность клиента в жизни.

  3. Поддержать социальные возможности клиента и помочь ему как можно полнее их использовать.

  4. Непосредственно инструктировать клиента в социальном поведении, которое демонстрирует эмпатию, уважение и понимание по отношению к другим. Учить его «допускать к себе»
    теплоту, заботу, которую могут дать другие.

  5. Поддерживать клиента в развитии такой системы, способствующей обнаружению и укреплению self, в которой другие служат предметом слияния, отражения, близнецовости и идеализации. Задача такой системы — дать возможность интернализации ресурсов, которые позволяют увеличить автономность в контексте
    большей поддержки.


МАЗОХИСТСКИЙ ХАРАКТЕР
Когнитивные цели


  1. Воспроизвести личную историю, приведшую к формированию мазохистских сценарных решений и патогенных убеждений. Выявить патогенные убеждения в контексте всех сфер функционирования и произвести их интерпретацию с учетом их истории и актуально выполняемых динамических функций.

  2. Осуществить интерпретацию видов саморазрушительного поведения, определяя их функции: а) обеспечение связи с настоящим объектом, б) парадоксально реализуемое обеспечение интегральности и завышенного уважения к self, в) выражение протеста и сопротивления и г) осуществление мести и выражение
    враждебности.

  3. Восстановить ответственность за self.

  4. Назвать, интерпретировать и уменьшить периодически повторяющийся наплыв проблем и негативную реакцию на успех.

  5. Усилить интернализацию моделей хороших self - объектов.


Эмоциональные цели


  1. Вызвать, снять торможение и поощрять непосредственное переживание сожаления, травм и ярости.

  2. Выявить, освободить от блоков и поощрять непосредственное переживание удовольствия.

  3. Уменьшить доверие, надежду и желание рисковать.

  4. Уменьшить и регулировать беспокойство, связанное с переживанием гнева, удовольствия, доверия, надежд и риска.

  5. Проработать сожаление о предшествующих утратах — потере self и времени, утрате связи с объектом и личной идентичности, вытекающими из перемен.

  6. Поощрять отказ клиента от желания отомстить за перенесенные в прошлом потери.



Бихевиорально - социальные цели


  1. Установить новое поведение, которое примет на себя несколько задач, выполняемых до сих пор саморазрушительным поведением (то есть сохранение близких контактов, выражение протеста и враждебности, поддержание самоуважения и т.д.)

  2. Сформировать поведение, благодаря которому можно будет выражать веру, надежду и доверие к другим и к себе.

  3. В случае необходимости обучать надлежащим образом регулируемой социальной экспрессии не присвоенных прежде чувств и состояний — гнева, асертивности, удовольствия, любви и т.д.

  4. Определить, интерпретировать и уменьшить уступчивость, склонность откладывать дела, самопожертвование, саморазрушающие провокации, склонность постоянно жаловаться.


ИСТЕРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Когнитивные цели


  1. Описать и привести к конфронтации и интерпретации когнитивных форм защиты: рассеянности, заблокированности и преждевременного завершения, которые предохраняют от обдумывания и переживания важных проблем.

  2. Описать и интерпретировать явление диссоциации между мыслями, чувствами и поступками.

  3. Предоставить модель и поддержку в преодолении проблем логического завершения и разрешения.

  4. Поощрять использование, изучать и интерпретировать реакции перенесения, появляющиеся в рамках терапии и вне их.

  5. Описать, привести к конфронтации и интерпретировать механизм отказа от личной ответственности и силы, пассивности, несущественности и т.д.

  6. Описать и интерпретировать полярности, наблюдающиеся в концепции собственного self, такие как: наивный ребенок/плохая совратительница, хорошая девочка/плохая женщина, невинная/виноватая, в глубокой депрессии/веселая и сосредоточенная на внешних проблемах, не вызывающая интереса у мужчин/кастрирующая мужчин и т.д.

  1. Поддерживать в развитии надлежащей, амбивалентной и свободной от стыда концепции собственного self.

  2. Описать и интерпретировать упрощенный черно/белый образ мужчин, женщин, человеческих отношений и поддерживать в развитии более зрелых и реалистических моделей.

  3. Описать и интерпретировать «эмоциональные защиты» или «истерические состояния», в которых чувство эмоциональной преграды может явиться как естественным следствием угнетенно
    сти конфликтующими эмоциями, так и способом защиты от необходимости проработать эти конфликты и связанные с ними чувства.


10. Интерпретировать депрессию как принципиально позитивное следствие отхода от расхожих истерических форм защиты от перегрузок, переживания и обдумывания главных проблем.
Однако, если сама депрессия служит подавлению этих процессов, то интерпретируй ее, как механизм защиты.
Эмоциональные цели


  1. Подвести к отказу от использования чувств в качестве защиты — за счет отсутствия реакций опасения, конфронтации или интерпретации.

  2. Увеличить способность пациента к толерантному восприятию, познанию, выражению и сдерживанию своих искренних чувств.

  3. Используя вышеназванные умения, проработать чувства, связанные с истерическими личностными проблемами (сексуальные чувства, чувства соперничества, агрессии, вины и стыда).

  4. Проработать чувства, связанные с сознанием бытия использованным, бесправным, предательства со стороны других и лишенности поддержки и опоры.

  5. Проработать противоречивые чувства по отношению к себе и к другим, такие как: а) тоска по зависимости от мужчин и зависть к ним, в связи с силой, которая за ними признается, б) тоска по матери и гнев на нее за отвергнутость и соучастие в использовании, в) жажда поощрения и чувство вины по причине привлечения внимания отца и т.д.

  6. Поддерживать личность в переживании скорби и сожалений, связанных с ее семейной драмой и ее личной историей использованности и брошенности.


Бихевиорально - социальные цели


  1. Создать терапевтическую среду, в которой использование механизма перенесения будет восприниматься как безопасное и одобряемое. Установить такой стиль отношений, основанный на уважении, доброжелательности, хоть и имеющий четкие границы, который даст возможность создать сильную терапевгическую связь.

  2. Путем проработки реакций перенесения в рамках и вне терапии, развить способность относиться к другим более естественно.

  3. Моделировать и поощрять формирование искренних отношений, амбивалентное переживание и одобрение собственных человеческих чувств — особенно сексуальных, агрессивных,
    сопернических и любовных.

  4. Моделировать, поощрять использование и непосредственно обучать асертивному поведению, но в то же время пресекать манипулирование, кокетство и обходные маневры.

  5. Прямо поставить вопрос зависимого поведения и оказать помощь, необходимую для отказа от него.



НАВЯЗЧИВО - КОМПУЛЬСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивные цели


  1. Назвать, интерпретировать и сузить использование таких тормозящих когнитивных механизмов, как перенос внимания на периферийные или абстрактные вопросы или быстро изменяю
    щаяся заинтересованность двумя противоположными решениями конфликта или невозможность принять решение.

  2. Реконструировать личную историю, приведшую к возникновению страха, нетерпимости к несовершенству, потребности контролировать, трудностями с принятием решения: сильных инстинктов жестокости и т.д.

  3. Извлечь личные сценарные решения или патогенные убеждения.

  4. Подвергнуть сомнению убежденность в необходимости совершенства, бесстрашия, четкого порядка и контроля и т.д.

  5. Убедить в исключительной сложности попыток удержать под контролем естественные человеческие реакции с помощью силы воли.

  6. Ограничить «авторитарность» в социальных отношениях и во взглядах на принципы поведения.

  7. Назвать, интерпретировать и уменьшить проекцию на других совершенно безосновательно завышенных стандартов поведения.


Эмоциональные цели


  1. Изучить, интерпретировать и уменьшить страх за счет понимания, стратегий преодоления проблем, расслабления и других методов.

  2. Развить способность переносить страх.

  3. Уменьшить значение стыда, чувства вины и повышенного чувства долга, как мотивирующих факторов.

  4. Развить полные и амбивалентные чувства к родителями другим людям, имеющим для личности авторитет.

  5. Увеличить способность клиента испытывать удовольствие, любовь и ненависть.

  6. Развить умение выявлять собственные предпочтения и приоритеты, а также сохранять свою собственную таким образом обретенную позицию.


Бихевиорально - социальные цели


  1. Ослабить чрезмерную упорядоченность, жестокость, контролирование и экономность в поведении.

  2. Увеличить способность к вовлечению в действие и к надлежащему поведению в состоянии повышенного беспокойства.

  3. Уменьшить напряжение в теле.

  4. Развить навыки экспрессии, особенно касающиеся удовольствия, выражения теплоты в социальных контактах, любви и гнева.



СЛОВАРЬ

Аккомодация, приспособление (accomodation; Piaget, 1936) — основной процесс, происходящий в ходе обучения, заключающийся в «изменении или приспособлении ранее существовавшей структуры (в рамках личности) к реальности, которая является целью приспособления». По мнению Horner (1979) происходящий в терапии процесс проработки является примером аккомодации.

Амбивалентность (ambivalence) — параллельное переживание одной и той же личностью позитивных и негативных чувств; умение осознавать и переносить это переживание является характерным проявлением развития ребенка, начинающегося в фазе нового сближения.

Антнлибидонозный объект (antilibidinal objekt) — смотри отталкивающий объект.

Антилибидонозное self — смотри внутренний саботажник.

Ассимиляция, усвоение (assimilation; Piaget, 1936) — основной процесс обучения, в ходе которого новый опыт перенимается и модифицируется так, чтобы он мог соответствовать существующей умственной организации. В качестве примера этого процесса Horner (1979) приводит перенесение в рамках терапии.

Аутизм (autism; Mahler. Pine, Bergman, 1975) — «нормальная фаза аутизма — это первые недели жизни после рождения; в течение ее младенец кажется почти полностью чистым биологическим организмом, инстинктивные реакции на раздражение которого носят характер рефлекса».

Mahler рассматривает ребенка как существо, стремящееся сохранять гомеостатическое равновесие за счет избежания чрезмерной и недостаточной стимуляции, за счет неспособности различать внешний и внутренний мир и посредством удовлетворения своих потребностей в рамках «собственной омнипотентной аути-стической орбиты». Концепция эта была оспорена Stern, который цитирует многие источники, свидетельствующие о том, что ребенок с самого рождения осознает существование внешнего мира и поддерживает с ним интеграцию. В отличие от картины, представленной Mahler, Stern считает, что сохранение гомеостатического равновесия нераздельно связано с личностью основного опекуна, который помогает ребенку справиться с этой задачей, регулируя поступление раздражителей к младенцу.