Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Близнецовство (twinship) — Kohut описывает это, как «косвенно недоразвитая область талантов и умений, ищущая self-объект, который позволит использовать себя для укрепления ощущения основного подобия»; другой здесь воспринимается не в форме единства, слияния с self, а как некий существенным образом подобный self — как психологически идентичный.
Внутренний саботажник (internal saboteur) — подавленное, интроецированное self, сохраняющее связь с отвергающим объектом в сотрудничестве над антилибидонозной или отрицающей жизнь агрессией, направленной против либидонозного self. В этой книге внутренний саботажник назван антилибидонозным self.
Вовлеченность (enmeshment) — процесс, при котором реальные границы между людьми не различаются или ломаются. Заключается в том, что одна личность перенимает то, что обычно должно быть аспектом функционирования другой, или переступает границу, за которой начинается территория другого.
Воспроизводящая память (evocative memory) — форма памяти, позволяющая признать за объектом его свойство постоянства. Личность может внутренне воспроизвести визуальную картину или эмоциональное воспоминание данного лица или объекта, в то время, когда они отсутствуют. Adler и Buie (1979) доказывают, что воспроизводительная память исключительно слаба у пациентов borderline и может быть нарушена интенсивными эмоциональными состояниями. Они выдвинули гипотезу о том, что именно «постоянство личности» — вещь исключительно тонкая, особенно если принять во внимание относительную неспособность пациентов borderline сохранять эмоциональное воспоминание значимой личности в состоянии гнева.
Всемогущая ответственность (omnipotent responsibility) — частично сохраняющееся в маленьком ребенке чувство, что он несет ответственность за других и за свою судьбу и судьбы других. Эта убежденность — плод его собственной познавательной ограниченности — его эгоцентризма, недостатка знаний о настоящих причинно - следственных отношениях и его потребности понять и обрести какой-нибудь контроль над окружением.
Границы (boundaries) — психическое разграничение между людьми (или объектами). По мнению Mahler, ребенок узнает об их существовании постепенно в ходе своего развития.
Другой регулирующий
self (self-regulating other; Stern, 1985) — Stern считает, что эта концепция сходна с self-объектом Kohut; она означает «устойчивое функциональное отношение (с другим), необходимое для получения регулирующей структуры, которая поддерживает и/или усиливает внутреннюю целостность self». Технически self-объект Kohut является внешней репрезентацией, но его задача состоит в поддержке и определении self.
Идеализация (idealization; Kohut, 1971) — род архаического опыта другой личности личностью с «недоразвитой сферой идеалов», которая ищет такой self-объект, который мог бы оправдать такую идеализацию.
Идентификация (identification) — процесс интернализа-ции аспектов другой личности с целью создания психической структуры. Ребенок начинает идентифицировать себя с матерью на первом месяце жизни. Результаты этого влияют на формирование эго и суперэго. В дальнейшем это дополняется за счет идентификации с отцом, которая позволяет дополнить формирующееся эго и супер-эго. Идентификация может, но не должна, включать в себя процессы ассимиляции и аккомодации, в которых то, что принадлежит другому человеку, делается собственным.
Интернализация (internalization) — процесс, длящийся всю жизнь, в котором личность перенимает и усваивает какие-то черты значимых для нее объектов, вначале через имитацию, затем — когда созревает —через интеракцию, и наконец — через идеентификацию. В этом процессе регуляция, которая поначалу осуществлялась в форме интеракции с внешним миром, замещается внутренней регуляцией. Интернализация предполагает активные процессы ассимиляции и аккомодации, за счет которых то, что от
носилось ко внешнему миру, становится собственным.
Интроекция (introjection; Rycroft, 1973) — процесс, в ходе которого ребенок присваивает себе взгляды родителей в форме копий. Таким образом в умственных образах родителей ребенок также перенимает функции родителей. В аналитической литературе интроекция обычно рассматривается как относительно более примитивная форма интернализации — атрибут других людей здесь перенимаются более или менее статично, целостно и не так эффективно приживаются в собственность. Другое определение этого примитивного процесса — «инкорпорация». В этой книге с целью передать суть этой идеи я использую понятие «инкорпора-тивная интроекция».
Кризис нового сближения
(rapprochement crisis) — период, наблюдающийся в фазе нового сближения у всех детей, но у некоторых протекающий более интенсивно. В это время сознание собственной отдельности переживается особенно остро и болезненно. Детская уверенность в собственной омнипотентности (всемогущества) оказывается под серьезной угрозой, а среда подвергается прессингу его попыток восстановить прежнее единство с матерью и вернуть былое чувство собственного всемогущества. «Амбитендентность, которая развивается в амбивалентность, часто бывает очень интенсивной; ребенок жаждет быть соединенным — и в то же время — отделенным от своей матери. Полная гнева демонстрация собственного неудовольствия, рыдания, грустное настроение и драматические реакции отделения в это время достигают пика» (Mahler, Pine, Bergman, 1975, стр. 292).
Либидонозный объект (libidinal object) — смотри привлекательный объект.
Либидонозное self (libidinal self) — смотри либидонозное эго.
Либидонозное эго (libidinal ego; Fairbairn, 1958) — подавленная и заблокированная в развитии часть self, которая сохранила оригинальную органическую самоэкспрессию. В этой книге либидонозное эго называется либидонозным self.
Модели ролевых отношений (role-relationship models; Horowitz, 1987) — индивидуальные ожидания, связанные с self и другими людьми, которые зависят от определенного состояния души данной личности. Например, когда данная личность впадает в депрессию, можно ожидать, что она будет слабой и неэффективной, тогда как другая вероятнее всего могла бы критиковать и вести себя непредсказуемо. В состоянии подъема кто-то может считать себя умным и оригинальным, а другой будет считать себя подчиненным. Такого типа модели self и других могут быть сознательными, частично сознательными и бессознательными.
Магическое мышление (magical thinking) — примитивная форма мышления, основанная на первобытном процессе, лишенном различения действительности и настоящих причинно - следственных законов. По Фрейду, младенцы вначале мыслят именно так и постепенно увеличивают свою способность осуществлять вторичный мыслительный процесс, в итоге окончательно оставляя магическое мышление. Stern оспаривал эту теорию развития, дока
зывая, что способности необходимые для магического мышления, развиваются позже.
Нарциссический катексис (narcissistic cathexis) — катек-сис (Фрейд) — это инверсирование энергии в умственный механизм или в объект. Нарциссический катексис заключается в инвестировании в другую личность без признания того, что она сама является источником своей активности.
Отталкивающий объект (rejecting object; Fairbairn, 1958) — подавленная часть оригинального «плохого» объекта, отщепленная от «притягивающего объекта». Он обращает свою агрессию против либидонозного self и его настоящей аутоэкспрессии точно таким же способом, как настоящий плохой объект. Отталкивающий объект поддерживает связи или союз с «внутренним саботажником» то есть антилибидонозным self благодаря такой агрессивной позиции. В этой книге отталкивающий объект назван антилибидонозным объектом.
Отражение (mirror) — Kohut описывал его, как потребность личности быть отражаемым, то есть быть воспринимаемым с радостью и одобрением приятным родительским self-объектом. Он писал, что: «недоразвитая сфера амбиций ищет подтверждающего ответа со стороны self-объекта».
Оптимальная фрустрация (optimal frustration) — вызовы для когнитивной структуры данной личности, ее системы убеждений, способа восприятия себя, других и мира, которые соответствуют фазе ее развития и надлежащим образом гармонируют ее индивидуальному уровню развития. Через такую конфронтацию младенец может постепенно отказываться от таких форм функционирования, как: значимость, идеализация, слияние и т.д.
Оптимальная дистанция (optimal distance; Mahler и другие, 1975) — физическое и психическое пространство между ребенком и его опекуном, которые лучше всего позволяет ребенку вырабатывать те умения, которые будут ему нужны для роста и индивидуализации. На этапе симбиоза дистанция будет очень мала, поскольку младенец растет в теле матери. В течение фазы различения он начнет отталкиваться от материнской груди, чтобы лучше ее изучить. На этапе упражнений младенец начинает отдаляться от матери, чтобы познавать окружение. Во время фазы нового исследования он должен быть способен на еще более самостоятельное исследование, но в момент возвращения нуждается в материнском присутствии.
Переходные
объекты (transitional object; Winnicott, 1953)
— плед или другой мягкий и/или приятный объект, предпочитаемый младенцем в период примерно между шестым и двенадцатым месяцами жизни. По мнению Winnicott — это первый объект, который существует для младенца ни полностью внутри, ни снаружи, но является чем-то средним. Младенец часто использует его вместо матери. Таким образом осуществляется переход от инфантильного нарциссизма к объекту любви и от зависимости к способности рассчитывать на себя.
Постоянство объекта (object constancy; Burgner, Edgecumbe, 1972) — «способность поддерживать постоянные отношения, способность различать и терпеть одновременно любовные и враждебные чувства по отношению к одному и тому же объекту, способность удерживать сосредоточенность чувств на каком-то конкретном объекте и способность признавать ценность объекта с точки зрения других его признаков, отличных от тех, которые служат удовлетворению наших потребностей». Или, как утверждает Анна Фрейд (1968, стр. 506-507): «Постоянство объекта означает... сохранить привязанность даже тогда, когда личность не дает нам удовлетворения».
Притягивающий объект (exciting object; Fairbairn, 1958)
— подавляемая часть оригинального «плохого» объекта, которая отщеплена от «отталкивающего объекта», либидонозное self обращается к этому идеализированному объекту для получения полного и безусловного поощрения, типичного для младенца. Поэтому притягивающий объект в конечном итоге всегда разочаровывает. В этой книге мы применяем для него определение «либидоноз-ный объект».
Привязанность (attachment) — этот термин применил Bowlly (1969) для определения процесса, с помощью которого ребенок создает связь со своим первым опекуном; чаще всего — с матерью. Он провел этнологические исследования для того, чтобы доказать, что человеческое существо обладает врожденной системой проявлений привязанности, используемых младенцем для создания этой связи.
Притязательность (предъявление претензий) (entitlement) — убежденность, что-то должен что-то получать не ожидая взаимности. Считается, что она также проявляется в раннем периоде жизни, а ее разрешение в развитии начинается в фазе нового сближения.