Файл: 15 Основы противодействия коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое домашнее задание

по теме № 15 «Основы противодействия коррупции»
Задание № 1

Перечислите правовые средства противодействия коррупции:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

Меры по профилактике коррупции

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:


  1. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

  2. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

Арассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

  1. предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

  2. установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

  3. внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

  4. развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.



б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью

;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств, и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Определить такие меры возможно, например, в плане противодействия коррупции.

К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров.
Кроме того, есть возможность воспользоваться Единой информационной системой управления кадровым составом госслужбы РФ (http://gossluzhba.gov.ru). С помощью подраздела «Противодействие коррупции» можно, например, осуществлять мониторинг законодательства РФ о противодействии коррупции, знакомиться с информационно-справочными материалами по вопросам противодействия коррупции.
Задание № 2

Выделите основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Проведите мониторинг законодательства с целью установить, какие антикоррупционные законодательные инициативы были одобрены Парламентом?
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ОТ 31 МАЯ 2022 Г. N 331Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ"

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Появились типовые программы повышения квалификации в области противодействия коррупции.
Минтруд разработал типовые дополнительные профпрограммы повышения квалификации в области противодействия коррупции:
- Основы профилактики коррупции;
- Функции подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- Предупреждение коррупции в организациях;
- Антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов;
- Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
- Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц и фактов составления ложной отчётности;

- Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в публичном управлении.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2022 г. Регистрационный № 70002.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 18 ИЮЛЯ 2022 Г. N 472 "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Сведения о законности получения денежных средств нужно представлять в течение 15 рабочих дней с даты их истребования.
Поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях денежные средства лиц, которые обязаны отчитываться о доходах, могут быть обращены в доход государства.
Речь идёт о случаях, когда сумма указанных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчётный период и предшествующие ему 2 года и в отношении них не представлены достоверные сведения о законности получения.
Президент установил, что указанные сведения должны быть представлены в течение 15 рабочих дней с даты их истребования.
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера надо указывать суммы денежных средств, поступивших на счета за отчётный период, в случае если их общая сумма превышает общий доход лица, его супруга или супруги и несовершеннолетних детей за отчётный период и предшествующие ему 2 года. Ранее доходы несовершеннолетних детей не учитывались.
Указ вступает в силу со дня подписания. Нормы о доходах несовершеннолетних детей вступают в силу с 1 июля 2023 г.

Задание № 3

Какова взаимосвязь коррупционных проявлений с экономической безопасностью государства?

Теневая экономика порождает коррупцию, но коррупция, сформировывает основу расцветания теневой экономики.

Коррупция в настоящий период несет ощутимую опасность национальной безопасности, стратегическим интересам России. Порождая чувство несправедливости, дискредитируя государственную власть, она может оказаться причины обострения социальных противоречий, дестабилизировать общество. Только ужесточением уголовного преследования коррупцию не истребить. Эта сложная многогранная задача требует комплексного, междисциплинарного подхода к решению.

Экономическая безопасность в Российской Федерации проявляется в виде национальной защиты экономической стороны государства от разнообразных внешний и внутренних влияний, этим самым достигается сохранность суверенитета государства, защита экономического пространства. Экономическая безопасность государства достигается путем осуществления национальных проектов по обеспечению экономической безопасности