Файл: Сказка. Сказки о животных Бытовая сказка возникла гораздо позднее волшебной, в ней говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые её сюжеты пришли из очень давних времён.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бытовая сказка. Сказки о животных
Бытовая сказка возникла гораздо позднее волшебной, в ней говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые её сюжеты пришли из очень давних времён.
Бытовая сказка точно описывает быт, особенности народной жизни. Но всё-таки это сказка, поэтому правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, мужик, который нечаянно убил собаку барина, и по приговору суда сам обязан лаять по ночам и сторожить имение.
В волшебной сказке - два мира. В бытовой – один. Здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. Помещик, барин - в сказке жадный, жестокий, заносчивый, часто грубый. Мужик в сказке неизменно противоборствует или с барином, или с жадным попом.
Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, и высмеивает неумёх, лодырей.
Один из любимых героев сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий. Обычно солдат возвращается домой после долгой службы. По дороге, на ночлеге, с ним и приключаются удивительные истории. Например, история о том, как солдат заставил богатую старуху или жадного хозяина как следует угостить себя и сам сварил вкусный суп из топора.
Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берёт верх над барином, работник - над попом, солдат – над генералом. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. Так выражает себя твёрдая уверенность народа в торжестве правды.
В отличие от волшебной сказки, в бытовой положительный герой воинских подвигов не совершает, не использует волшебное оружие, здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Ещё один вид сказки – это сказки о животных, которые возникли в глубокой древности. В них отражаются забытые верования, обряды, представления. В древности такие
сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение.
В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь – глуповат, заяц – трусоват, волк – жаден, а Лиса Патрикеевна – хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Все знают сказку про Курочку Рябу, про репку. Подобные произведения похожи на маленькие спектакли и рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнаёт, развивает ум, фантазию – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.
Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Герои их – лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка: то она научила его хвост в прорубь опускать, то ехала на нём («битый небитого везёт»), то, съев масло, тут же свалила свой грех на серого.
Лиса и мужика обманула: притворилась мёртвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Эти истории выводят слушателя на улицу, в лес, к реке. Они для ребят постарше – тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома.
А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе – вершки, мне – корешки») учит смекалке, даёт ребёнку представление о растениях, которые кормят человека.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - яркая, живая часть нашей национальной культуры.