Файл: Курс лекций Москва 2018 isbn 9785906942593 п 68 удк 343. 102 Ббк 67. 408 п 68.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

171
лицам (следователю, дознавателю, законным представителям и др.), а также установление личности неопознанных трупов и неизвест- ных детей.
Оценка розыскной работы дается на основе анализа динамики неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осуж- денных, лиц без вести пропавших, неустановленных неопознан- ных трупов в отчетном периоде, а также динамики не разысканных вышеуказанных лиц за аналогичный период розыска прошлых лет.
Рост указанных показателей в территориальных органах МВД
России служит основанием к подробному изучению состояния розыскной работы в данном органе с последующими выводами.
По результатам изучения состояния розыскной работы дается итоговая оценка деятельности территориальных органов МВД Рос- сии в данном направлении.
Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо отметить, что грамотное и планомерное применение организационно-управ- ленческих мер руководителями территориальных органов МВД
России и их оперативных подразделений в сфере розыска несовер- шеннолетних и их идентификации будет способствовать повыше- нию эффективности данного направления оперативно-служебной деятельности.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

3.
Оперативно‑разыскные мероприятия органов внутренних дел
в сфере розыска несовершеннолетних
В процессе организации розыска несовершеннолетних руко- водители органов внутренних дел и их оперативных подразделе- ний должны принимать решения по осуществлению ОРД с учетом специ фики, характерной для задач розыскной работы органов вну- тренних дел.
В зависимости от масштабов и видов территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на мест- ный, федеральный, межгосударственный и международный. С уче- том этого деления определяется объем проводимых ОРМ, их про- должительность и другие параметры.
Розыск скрывшихся несовершеннолетних преступников и иных категорий разыскиваемых несовершеннолетних начинается с про- ведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на установление их местонахождения. В зависимо- сти от категории разыскиваемых и обстоятельств их исчезновения

172
первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо в обычном порядке.
В необходимых случаях по решению руководителей террито- риальных органов МВД России могут вводиться в действие специ- альные планы по розыску, которые имеются в каждом территори- альном органе МВД России, они взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних территориальных органов
МВД России, в том числе и органов внутренних дел на транспорте.
В обычном порядке осуществляются первоначальные меропри- ятия по розыску подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от след- ствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не свя- занная с лишением свободы.
При получении материалов объявления подозреваемого, обви- няемого в розыск руководители территориальных органов МВД
России и их оперативных подразделений поручают сотруднику розыскного подразделения информировать личный состав тер- риториального органа МВД России о личности и приметах разы- скиваемого, включая сведения в суточную сводку о происшестви- ях и преступлениях. По месту жительства, учебы и (или) работы разыскиваемого несовершеннолетнего, а также в местах его вероят- ного нахождения, выявляются лица, которым могут быть известны сведения о его местонахождении. В органы внутренних дел, на тер- ритории обслуживания которых вероятно появление разыскивае- мого, и по маршрутам его возможного передвижения направляются ориентировки. Кроме того, следует провести проверку по учетам лиц, содержащихся в других органах внутренних дел, изоляторов временного содержания (далее – ИВС), следственных изоляторов
(далее – СИЗО), спецприемниках, Центрах временного содержа- ния несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) в административном или уголовно-процессуальном порядке, а так- же по учетам неопознанных трупов и лиц, которые по состоянию здоровья не могут сообщить о себе сведения и в медицинских учреждениях на предмет доставления к ним больных в бессозна- тельном состоянии.
Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, относится к компетенции территориальных органов МВД России, которые обязаны безотлагательно реагировать на сигналы о их безвестном исчезновении. Дежурный по территориальному органу МВД Рос- сии, получив заявление (сообщение) о безвестном исчезновении человека, регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, независимо от места его последнего нахождения,


173
при этом он не вправе отказать в приеме заявления о безвестном исчезновении по мотивам исчезновения на территории, обслужи- ваемой другим территориальным органом МВД России. После этого заполняется формализованный бланк протокола заявления, пропавшее лицо проверяется по учетам БРНС, задержанных и аре- стованных, медицинских учреждений и т. д. На розыск пропавше- го ориентируются наряды патрульно-постовой службы, дежурные части соседних территориальных органов МВД России, в том числе органов внутренних дел на транспорте.
В случае необходимости организуется выезд к последнему месту жительства разыскиваемого, его учебе и (или) работе, в спор- тивные секции, иные организации, в которых он состоял, одного из руководителей территориальных органов МВД России на район- ном уровне и их оперативных подразделений, дежурной СОГ для выяснения обстоятельств исчезновения, проведения осмотра места происшествия, прилегающей местности и проверки мест его воз- можного нахождения. Во всех случаях безвестного исчезновения несовершеннолетнего предполагается, что он оказался в условиях, угрожающих его жизни (здоровью), и дежурным по территориаль- ному органу МВД России на всех уровнях управления организуют- ся поисково-спасательные работы.
Несовершеннолетние, пропавшие без вести при обстоятель- ствах, позволяющих полагать, что в отношении них совершено пре- ступление, объявляются в федеральный и, как следствие, в межго- сударственный розыск немедленно.
Идентификация неопознанных трупов и несовершеннолетних, не
способных сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здо-
ровья. В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами поступившие в дежурные части территориальных органов
МВД России сообщения об обнаружении неопознанных трупов, и детей, не способных сообщить о себе сведений, регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, а перво- начальные мероприятия по их установлению должны проводить- ся незамедлительно. На место обнаружения трупа направляется дежурная СОГ, которая производит его осмотр в порядке, предус- мотренном ст. 178 УПК РФ. Во время осмотра производится опоз- навательная фотосъемка до и после туалета лица трупа, дактилоско- пирование кистей рук, изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаруженных на трупе и возле него, для подготовки их на опознание и экспертное исследование.
При обнаружении неизвестного ребенка сотрудники СОГ, при- бывшие на место его обнаружения, опрашивают лиц, обнаружив-


174
ших его, проводят осмотр одежды, составляют описание внешности по методу словесного портрета, фотографируют его по правилам опознавательной фотосъемки, дактилоскопируют. Об обнаружении неизвестного лица оповещаются личный состав и соседние террито- риальные органы МВД России.
Если в ходе проверки в ГИАЦ МВД России будет установлено сходство данных неопознанного трупа, ребенка с данными без вести пропавшего, разыскиваемого преступника, об этом в ИЦ ТО МВД
России на региональном уровне, представившему материал, направ- ляется ориентировка для проведения работ по опознанию личности.
Опознавательная карта с отметкой остается в картотеке и использу- ется в последующем поиске.
Организация федерального розыска. Федеральный розыск – вид розыска, который проводится на всей территории России, а система учетов используется централизованно.
Руководители органов внутренних дел при рассмотрении основных проблем, связанных с совершенствованием розыскной работы должны обращать внимание на нижеследующее.
1. Складывающаяся оперативная обстановка и прогностиче- ские оценки динамики розыскной деятельности диктуют необхо- димость в каждом органе внутренних дел детально разобраться с ее состоянием, принять конкретные меры по укреплению розыскных подразделений, придать розыскной деятельности наступательность и динамичность. В первую очередь следует обратить серьезное вни- мание на организацию розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, вовлеченных в террористические и экстремистские орга- низации, совершивших убийства и другие особо тяжкие престу- пления, повысить уровень контроля со стороны территориальных органов МВД России на региональном уровне за розыскной дея- тельностью ТО МВД России на районном уровне; предупреждать о персональной ответственности руководителей соответствующих подразделений всех уровней за конечные результаты розыскной работы.
2. В деятельности территориальных органов МВД России важ- ное значение имеет правильная организация и постоянное совер- шенствование розыскной работы. Хорошо поставленная деятель- ность в этой сфере является обязательным условием успешной борьбы с преступностью. Результативный розыск скрывшихся несо- вершеннолетних преступников и пропавших без вести, во многом зависит от правильной организации работы органов внутренних дел и умелого использования в розыске всех сил и средств, правильного планирования и осуществления ОРМ, четкой организацией взаимо-

действия с другими государственными органами, а также государ- ственными и общественными организациями.
3. В стабилизацию оперативной обстановки весомый вклад вносит проведение широкомасштабных оперативно-профилакти- ческих мероприятий «Розыск», «Трасса» и др. Цель таких опера- ций – установление местонахождения и задержание лиц, находя- щихся в розыске, в том числе и несовершеннолетних. К решению этих задач привлекаются все силы и средства органов внутренних дел всех уровней.
Из сущности третьего вопроса можно констатировать, что
ОРМ, принимаемые руководителями территориальных органов
МВД России и их оперативных подразделений на различных уров- нях управления, несут в себе достаточный потенциал повышения эффективности в сфере розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, а грамотное и своевременное их применение способствует устранению многих проблем в рассматриваемом направлении опе- ративно-служебной деятельности.
Разработка и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых форм, средств, методов и мероприятий розы- ска несовершеннолетних и их идентификации позволит обеспечить надежную защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и граж- данина, собственности, обеспечения безопасности общества и госу- дарства от преступных посягательств как со стороны несовершенно- летних, так и в отношении них. При этом одним из перспективных направлений разыскной работы остается выявление и устранение причин и условий, способствующих безвестному исчезновению несовершеннолетних, а также длительному укрывательству разы- скиваемых несовершеннолетних, совершивших преступления и скрывшихся от органов следствия, дознания или суда.

176
Лекция VIII
Организация оперативно‑разыскной
деятельности органов внутренних дел
по проверке на причастность к совершению
преступлений несовершеннолетних,
содержащихся в изоляторах временного
содержания, следственных изоляторах,
центрах временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей
1. Правовая основа организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по проверке на причастность к совершению преступлений несовершеннолетних, содержащихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, центрах времен- ного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
2. Организационно-управленческие меры органов внутренних дел по проверке на причастность к совершению преступлений несовер- шеннолетних, содержащихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, центрах временного содержания несовер- шеннолетних правонарушителей.
3. Оперативно-разыскные мероприятия органов внутренних дел по проверке на причастность к совершению преступлений несовер- шеннолетних, содержащихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, центрах временного содержания несовер- шеннолетних правонарушителей.
1.
Правовая основа организации оперативно‑служебной
деятельности органов внутренних дел по проверке
на причастность к совершению преступлений
несовершеннолетних, содержащихся в изоляторах временного
содержания, следственных изоляторах, центрах временного
содержания несовершеннолетних правонарушителей
Законодательство РФ, регулирующее организацию оператив- но-служебной деятельности органов внутренних дел по проверке на причастность к совершению преступлений несовершеннолетних,