Файл: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая
Цели урока:
-
Сфоррмировать у учащихся представление об исторической личности Николая 1 -
Познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая 1 -
совершенствовать умения учащихся работать с учебником; -
развивать умения и навыки анализировать исторические документы; -
продолжить развивать умения выделять главное, делать выводы; -
развивать коммуникативную культуру. -
Способствовть формированию у учащихся интерес к истории и историческим личностям
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
-
Оранизационный момент
Приветствие, позитивный настрой класса.
-
Объявление темы урока, постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель:
Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая 1». Давайте вместе с вами определим цели изадачи нашего урока.
Ученики высказывают свои предположения.
Целью нашего урока сформировать представление об исторической личности Николая 1 и особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях.
-
Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?
Ответы учеников
4.Изучение нового материала
Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:
Работа с понятиями
Кондификация – упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом, систематизация законов.
бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации
цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.
Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I. Однако поражает ее внутренняя противоречивость: золотой век русской культуры, первые железные дороги, систематизация законов, оформление идеологической основы российского самодержавия, ряд важных реформ в самых различных областях жизни общества - и разгром движения декабристов, жесткое преследование инакомыслия, гнетущее засилие бюрократической рутины, венгерский поход русской армии 1849 г. и неудача в Крымской войне как своего рода итог правления Николая I. И во всем этом можно обнаружить следы его личного участия, проявления его здравого смысла и духовной ограниченности, непреклонной воли и капризного упрямства, житейского добродушия и мелочной мнительности.
-
Изучение личности Николая 1
Работа с историческими источниками ( приложение 2)
Вопросы:
- Как описывает его внешний вид французский маркиз Астольф де Кюстин?
- Как описывает его Герцен?
О детстве и юности будущего императора вы сейчас услышите.
- К какой карьере готовили Николая? ( к военной)
- Какие обстоятельства повлияли на его характер?
Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.
Приложение 3
- Образование Николая 1 и его отношение к образованию.
- как он относится к подданым.
- Каковы по вашему мнению положительные и отрицательные качества Николая 1?
Приложение 4
- Прочитайте оценку деятельности Николая 1 современными историками. Одинакова ли она. Современные историки его деятельность оценивают не одинаково. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня изучим внутреннюю политику Николая 1.
Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.
Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
Основные направления внутренней политики Николая 1
У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.
Вопросы: ( работа с учебником стр.66)
- Кто руководил работой 2 отделения?
- Давайте вспомним кто такой Сперанский.
- Продукт его деятельности?
Ответить на вопросы:
-
Что такое кодификация? -
Была ли она необходима? -
Кто возглавил работу по кодификации? -
Дайте оценку кодификации законов.
- Кто руководил работой 3 отделения?
- Прочитав документ, определите круг обязанносте 3 отделения. ( приложение 5)
- В чем заключался цензурный устав 1826 года?
При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В.Гоголя, А. С.Пушкина, комедия А. С.Грибоедова “Горе от ума”.
Период правления Николая 1 называют «Апогей самодержавия». Но естественно у него была опора. Как вы думаете какое сословие было опорой самодержавной власти Николая 1.
Это было дворянство.
Вопросы:
- в чем заключался указ 1845 года? ( стр.67)
- что давало звание почетного гражданина и потомственного почетного гражданина? ( стр.67)
- в чем заключался указ 1828 года? ( стр. 68)
- Как вы думаете, с какой целью принимались данные указы? ( чтобы заручиться поддержкой дворянства)
Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ
Крестьянский вопрос
Вопросы:
- как относились помещики к реформам Киселева ( стр.68)
- как на самом деле исполнялся указ 1842 года?
Работа с документом ( приложение 6)
- ознакомиться с документом Указ об обязанных крестьянах 1842 г. И ответьте на вопросы:
Ответить на вопросы:
-
Каковы основные положения документа? -
Сравните этот указ с указом о вольных хлебопашцах. В чем сходство и отличие их положений? ( стр.17) -
Какой из указов давал больше свободы крестьянам? -
Мог ли Николай I предпринять более решительные шаги в решении крестьянского вопроса? (Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.)
- какие права получили крепостные в 1847 году?
- В чем заключалась инвентарная реформа 1847-1848 гг.?
- Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?
- Что такое «картофельные бунты»?
- Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?
5. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний
Появляется слайд 8: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?
Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.
«ДА» | «НЕТ» |
Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре». | Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос. |
Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.
6. Домашнее задание
Пар. 10 стр.66-69, выписать даты и определения.
7. Итог урока
Приложение 1
Личность и деяния Николая I (25.06.1796-18.02.1855), пятнадцатого по счету российского самодержца из династии Романовых, оценивались современниками неоднозначно. Лица из ближайшего окружения, общавшиеся с царем в неформальной обстановке или в узком семейном кругу, как правило, отзывались о нем с восторгом: "вечный работник на троне", "неустрашимый рыцарь", "рыцарь духа". Для других он был "кровавым", "палачом", "Николаем Палкиным" и т.д. По словам одного из современников, лично знавшего Николая Павловича, он поразительным образом "совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность <...> Он был верующий, но отличался жестокостью" . Другим бросалось в глаза сочетание в нем "суровости и даже жестокости" с "сострадательностью и великодушием" .
Приложение 2
Приведем и словесный портрет Николая, принадлежащий перу побывавшего в России в 1839 г. французского маркиза Астольфа де Кюстина:
"У императора Николая греческий профиль, высокий, но несколько вдавленный лоб, прямой и правильной формы нос, очень красивый рот, благородное овальное, несколько продолговатое лицо, военный и скорее немецкий, чем славянский, вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны".
Тем не менее Герцен довольно верно расставил акценты при описании внешнего облика царя:
"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза"
Приложение 3
он "в учении видел одно принуждение и учился без охоты" . Тем не менее Николай хорошо овладел четырьмя языками (русским, французским, немецким, английским), неплохо рисовал карандашом и акварелью, играл на трубе (видимо, на тромбоне ) и, как пишет граф Олсуфьев, был также "артистом игры на барабане"
"Говорят, что я - враг просвещения: западное развращает их, я думаю, самих; совершенное просвещение должно быть основано на религии"