Файл: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая

Цели урока:

  • Сфоррмировать у учащихся представление об исторической личности Николая 1

  • Познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая 1

  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

  • развивать умения и навыки анализировать исторические документы;

  • продолжить развивать умения выделять главное, делать выводы;

  • развивать коммуникативную культуру.

  • Способствовть формированию у учащихся интерес к истории и историческим личностям

Тип урока: изучение нового материала
Ход урока

  1. Оранизационный момент

Приветствие, позитивный настрой класса.

  1. Объявление темы урока, постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая 1». Давайте вместе с вами определим цели изадачи нашего урока.

Ученики высказывают свои предположения.

Целью нашего урока сформировать представление об исторической личности Николая 1 и особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях.


  1. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?

Ответы учеников

4.Изучение нового материала

Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:

Работа с понятиями

Кондификация упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом, систематизация законов.

бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.


Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I. Однако поражает ее внутренняя противоречивость: золотой век русской культуры, первые железные дороги, систематизация законов, оформление идеологической основы российского самодержавия, ряд важных реформ в самых различных областях жизни общества - и разгром движения декабристов, жесткое преследование инакомыслия, гнетущее засилие бюрократической рутины, венгерский поход русской армии 1849 г. и неудача в Крымской войне как своего рода итог правления Николая I. И во всем этом можно обнаружить следы его личного участия, проявления его здравого смысла и духовной ограниченности, непреклонной воли и капризного упрямства, житейского добродушия и мелочной мнительности.

  1. Изучение личности Николая 1

Работа с историческими источниками ( приложение 2)

Вопросы:

- Как описывает его внешний вид французский маркиз Астольф де Кюстин?

- Как описывает его Герцен?

О детстве и юности будущего императора вы сейчас услышите.

- К какой карьере готовили Николая? ( к военной)

- Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Приложение 3

- Образование Николая 1 и его отношение к образованию.

- как он относится к подданым.

- Каковы по вашему мнению положительные и отрицательные качества Николая 1?

Приложение 4

- Прочитайте оценку деятельности Николая 1 современными историками. Одинакова ли она. Современные историки его деятельность оценивают не одинаково. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня изучим внутреннюю политику Николая 1.

Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.



 Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

Основные направления внутренней политики Николая 1

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Вопросы: ( работа с учебником стр.66)

- Кто руководил работой 2 отделения?

- Давайте вспомним кто такой Сперанский.

- Продукт его деятельности?

Ответить на вопросы:

  • Что такое кодификация?

  • Была ли она необходима?

  • Кто возглавил работу по кодификации?

  • Дайте оценку кодификации законов.

- Кто руководил работой 3 отделения?

- Прочитав документ, определите круг обязанносте 3 отделения. ( приложение 5)

- В чем заключался цензурный устав 1826 года?

При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В.Гоголя, А. С.Пушкина, комедия А. С.Грибоедова “Горе от ума”.

Период правления Николая 1 называют «Апогей самодержавия». Но естественно у него была опора. Как вы думаете какое сословие было опорой самодержавной власти Николая 1.

Это было дворянство.

Вопросы:

- в чем заключался указ 1845 года? ( стр.67)

- что давало звание почетного гражданина и потомственного почетного гражданина? ( стр.67)

- в чем заключался указ 1828 года? ( стр. 68)

- Как вы думаете, с какой целью принимались данные указы? ( чтобы заручиться поддержкой дворянства)

Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ

Крестьянский вопрос


Вопросы:

- как относились помещики к реформам Киселева ( стр.68)

- как на самом деле исполнялся указ 1842 года?

Работа с документом ( приложение 6)

- ознакомиться с документом Указ об обязанных крестьянах 1842 г. И ответьте на вопросы:

Ответить на вопросы:

  • Каковы основные положения документа?

  • Сравните этот указ с указом о вольных хлебопашцах. В чем сходство и отличие их положений? ( стр.17)

  • Какой из указов давал больше свободы крестьянам?

  • Мог ли Николай I предпринять более решительные шаги в решении крестьянского вопроса? (Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.)

- какие права получили крепостные в 1847 году?

- В чем заключалась инвентарная реформа 1847-1848 гг.?

- Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?

- Что такое «картофельные бунты»?

- Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?

5. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний
Появляется слайд 8: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

«ДА»

«НЕТ»

Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре».

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Домашнее задание

Пар. 10 стр.66-69, выписать даты и определения.


7. Итог урока

Приложение 1

Личность и деяния Николая I (25.06.1796-18.02.1855), пятнадцатого по счету российского самодержца из династии Романовых, оценивались современниками неоднозначно. Лица из ближайшего окружения, общавшиеся с царем в неформальной обстановке или в узком семейном кругу, как правило, отзывались о нем с восторгом: "вечный работник на троне", "неустрашимый рыцарь", "рыцарь духа". Для других он был "кровавым", "палачом", "Николаем Палкиным" и т.д. По словам одного из современников, лично знавшего Николая Павловича, он поразительным образом "совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность <...> Он был верующий, но отличался жестокостью" . Другим бросалось в глаза сочетание в нем "суровости и даже жестокости" с "сострадательностью и великодушием" .

Приложение 2

Приведем и словесный портрет Николая, принадлежащий перу побывавшего в России в 1839 г. французского маркиза Астольфа де Кюстина:

"У императора Николая греческий профиль, высокий, но несколько вдавленный лоб, прямой и правильной формы нос, очень красивый рот, благородное овальное, несколько продолговатое лицо, военный и скорее немецкий, чем славянский, вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны".

Тем не менее Герцен довольно верно расставил акценты при описании внешнего облика царя:

"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза" 

Приложение 3

он "в учении видел одно принуждение и учился без охоты" . Тем не менее Николай хорошо овладел четырьмя языками (русским, французским, немецким, английским), неплохо рисовал карандашом и акварелью, играл на трубе (видимо, на тромбоне ) и, как пишет граф Олсуфьев, был также "артистом игры на барабане" 

"Говорят, что я - враг просвещения: западное развращает их, я думаю, самих; совершенное просвещение должно быть основано на религии"