Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Руденко Марина Александровна
Преподаватель:
Шумакова Наталья Александровна
Задание 1.
Ответ:
1. Задания по вокальной импровизации:
1.Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт начало фразы или мотива из двух восходящих ступеней (например, I-V), ученики должны ответить ему обратной фразой (V- I). Для этого предварительно педагог играет отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее), учащиеся исполняют их голосом. Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договорится, какими звуками педагог и учащиеся ограничиваются (например, тремя первыми ступенями звукоряда). Учащиеся пропевают мотивы-ответы, состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества ступеней, ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё окончание при любом сочетании этих ступеней. Эта игра может вводится на первых уроках музыки, направленных на развитие вокальных импровизаций у младших школьников.
2.Игра «Импровизатор». Педагог играет на инструменте гармоническую последовательность, состоящую из главных ступеней лада, ученики после её прослушивания на второй раз проигрывания должны спеть подходящую к данной гармонии мелодическую линию. Педагог может записать главные ступени лада, соответствующие гармонии, звучащей в играемой учителем последовательности. Учащиеся, опираясь на предложенный учителем вариант вокальной импровизации, дописывают её каждый самостоятельно (в качестве домашнего задания) или в группах, предварительно составленных учителем. Для получения начальных навыков этой игры рекомендуется учителю самому пропеть знакомую мелодию к предложенной гармонической последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во поле берёза стояла» и пр.).
3.Импровизация на определенное настроение (спеть грустную песенку на текст
, спеть весёлую песенку на текст, спеть задумчивую песенку на текст).
Учитель: Ребята, перед вами стоит такая задача – нужно спеть песенку на заданный текст.
В доме пусто,
Очень грустно,
Ничего не хочется.
Не смеется,
Не поется,
Даже не хохочется… Учитель. Какие будут интонации в этой песенке? Ученик. Печальные, грустные. Мелодия движется вниз.
Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано).
(Исполнение учащимися)
Учитель. Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Задача: - спеть песенку на текст:
И не скучно,
И не грустно,
Бегать, прыгать хочется,
И смеется, и поется,
И вовсю хохочется!
Учитель: Какая интонация поможет нам «рассказать» эту песенку?
Дети. Песенка будет весёлая, звонкая, подвижная, радостная.
Учитель. Правильно, мы будем петь радостно, весело.
(Исполнение).
Учитель: сейчас мы с вами создадим ещё один музыкальный образ. Задача: - спеть песенку на текст:
«Что так скучно,
Что так грустно?» -
Вася призадумался.
Не смеется,
Не поется,
И совсем не думается…
Учитель. Как должна прозвучать эта песенка?
Дети. Задумчиво, в музыке должны быть интонации вопроса.
(Исполнение)
Учитель: Вы молодцы, ребята, справились с заданием замечательно. Вы правильно услышали в каждом стихотворении интонации и своим голосом сумели передать эти интонации в песенках, ваше исполнение было выразительным.
2. Четверостишие на начало урока:
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
Поприветствуем друг друга:
Привет, друг! Привет, подруга!
Четверостишие на завершение урока:
Долгожданный дан звонок,
Заканчиваем наш урок!
Перемена нам нужна,
Чтобы отдохнуть сполна!
Задание 2.
Ответ:
1. Тест "Деревянные духовые инструменты"
1. Какой духовой инструмент любили короли и аристократы?
o Саксофон
o Флейту
o Валторну
2. Прабабушка «Флейты»
o Палочка
o Свирель
o Тростинка
3. Какими мастерами был создан Гобой?
o Итальянским
o Французскими
4. Альтовый гобой – это…
o Английский рожок
o Флейта
5. Предок кларнета
o Свирель шалюмо
o Свирель
o Тростинка
6. Самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых
o Фагот
o Флейта
o Кларнет
7. Предок фагота
o Басовая свирель - бомбарда
o Свирель шалюмо
o Свирель
8. Одна из разновидностей фагота
o Контрфагот
o Альтфагот
2. Оценка по тесту выставляется пропорционально доле правильных ответов:
100-90% - оценка «отлично»
89-75% - оценка «хорошо»
74-51% - оценка «удовлетворительно»
Менее 50% правильных ответов – оценка «неудовлеторительно».
3. Цель тестирования - способствовать повышению эффективности обучения учащихся.
Внедрение этого метода контроля в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:
* проверка знаний и умений учащихся;
* систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений;
* воздействие на учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности;
* выявление лучшего опыта работы и распространение его в педагогическом коллективе;
* организация работы преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
* формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля.
Задание 3.
Ответ:
1.Я считаю, что для данного концерта подходят следующие произведения:
Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт», П. Чайковский «У камелька», Песня А. Пинегина «Зимняя сказка», Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!», «Зимнее чудо», «Хорватская рапсодия».
2. План мини-концерта:
Концерт «Зима поёт»
1. Хоровое исполнение песни А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (исполняют мальчики).
2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо».
3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька».
4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка».
5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!» (исполняют девочки).
6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия».
3. Краткий сценарий концерта «Зима поёт»
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады встрече с вами в этот прекрасный зимний денёк! Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, молчаливую, таинственную. Эта жизнь — жизнь сна, время белой и тихой природы.
Открывает наш концерт – хор мальчиков.
1. Музыка А. Ермолова «Новый год к нам идёт»
2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо».
На сцену приглашается ученик 2 класса с четверостишием из стихотворения Пушкина «Мечтатель».
3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька».
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела...
На сцену приглашается ученица 2 класса с песней «Зимняя сказка».
4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка».
На сцену приглашается хор девочек.
5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!»
И завершает наш небольшой концерт танцевальная композиция «Вьюга».
6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия».
Мы желаем вам счастья, добра, много радостных дней и море улыбок.
Мы рады встречи с Вами. Всего доброго, до свидания.
Спасибо всем за внимание. На этом наш концерт подошел к концу.
Задание 4.
Ответ:
1. Все игры из представленных направлены на развитие ритма. Все игры увлекательны и интересны для детей. Но не все соответствуют возрасту школьников начального звена.
2. «Угадайка» - игра, подходящая детям 1 класса. Она соответствует возрасту детей в 1 классе. Игры «Зайки», «Карусель» больше подходят для детского сада.
3.
№ п/п | Содержание игры «Зайки» | Содержание игры «Угадайка» | Содержание игры «Карусель» |
1 | Дети стоят кругом, один в центре. Взрослый поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки: «Вышли дети на лужок, Заглянули под кусток, Увидали зайчика, Поманили пальчиком» (Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". В это время "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.) «Зайка, зайка, поскачи, Твои лапки хороши. Стал наш заинька скакать, Малых деток забавлять» (Хлопают в ладошки, "зайка" скачет) «Вместе с зайчиком скорей Мы подпрыгнем веселей!» (Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" прыгает в центре круга.) Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают. | Учитель задаёт ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой команде даётся три попытки. Команда выдвигает участника, и он делает первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую попытку, и тогда команда получает только 2 балла. Аналогичным образом, если не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей попытки команда получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в этом туре. После этого ход передаётся другой команде. Только тогда, когда все команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к отгадыванию песни. Кто первым поднимет руку и правильно назовет песню – приносит своей команде 3 дополнительных балла. | Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и поют: «Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!» (В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются). |
2. | Цель игры «Зайки» | Цель игры «Угадайка» | Цель игры «Карусель» |
| Обучение ритмичным прыжкам | Закрепление умения правильно воспроизводить ритмический рисунок, соотносить его со знакомым музыкальным материалом. | Закрепление умения отражать в шаге пульсацию песни. |
3. | Задачи игры «Зайки» | Задачи игры «Угадайка» | Задачи игры «Карусель» |
| Учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом; упражнять в беге, развивать чувство ритма | Развивать у детей чувство ритма, умение правильно воспроизводить ритмический рисунок | Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг. |
Задание 5.
Ответ:
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №1:
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №2:
Секретный путь - и в дамки.
Скорей, пока не поздно...
На входе - злые рамки.
На выходе - морозно.
Чуть страшно - слишком смело.
Лишь спрятаться - приятно.
Ноябрь, что ж ты сделал?
Верни покой обратно.
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №3:
Отчего в небе солнце с утра
Холодно и темно, как зимой?
Отчего и земля вся сера
И угрюмей могилы самой?
Отчего я и сам все грустней
И болезненней день ото дня?
Отчего, о скажи мне скорей,
Ты – покинув – забыла меня? Л. Мей
Задание 6.
Ответ:
Таблица – Песенный репертуар для детей 4 «б» класса
№ п/п | Название песни/ ФИО автора | Цель исполнения песни | Аргументы выбора песни |
1. | «Наша школьная страна» слова: Константин Ибряев музыка: Юрий Чичков | Концертное исполнение в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы | Данная песня показывает нам важность выпускного в жизни ребенка, песня является показателем завершенности жизненного этапа ребенка, также она мелодична и мелодия не требует особенных музыкальных навыков. |
2. | Песня «До свидания, начальная школа» | Концертное исполнение в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы | Эта песня подходит под мотив прощального вечера, она пробуждает трогательные и трепетные чувства. |
3. | «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского) | Разучивание в классе | Песня позволяет пробудить любовь к родине , напомнить о прекрасной поре осени. |
4. | «Новогодняя» | Разучивание в классе | Дети формируют понимание о новом годе, узнают традиции, приобретают понимание важности данного праздника. |