Файл: Задания по теме семинарского занятия 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи



Группа 21ГУ172в
Студент
Вероника Владимировна Осечкина

МОСКВА 2022г.

Задания по теме семинарского занятия №1
1.Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими: 

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин)


Ответ: Литературный язык – это средство объединения людей общей национальности, исторически сложившаяся, общепринятая форма языка, которая служит средством общения людей во всех сферах деятельности, которая подчинена особым правилам- языковым нормам, и имеет функциональные разновидности.

Признаки литературного языка:

-нормированность;
-обработанность и кодифицированность;

-общеупотребительность и распространенность;

-многофункциональность


Из-за множества признаков литературного языка можно по каждому отдельному признаку дать определение или объединить определения этих признаков в одну формулировку.

Задания по теме семинарского занятия №2
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.

Постановки ударения

акцентологические

Произношения

орфоэпические

Употребления слов

лексические

Образования слов

словообразовательные

Образования грамматических форм слова

морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения

синтаксические

Написания слов

орфографические

Постановки знаков препинания

пунктуационные


Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский)

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу)

3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов

4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)

Ответ: К признакам языковой нормы можно отнести:

-Общепринятость;
-Правильность;

-Общественная одобряемость;

-относительная устойчивость;

-обязательность.
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.


Ответ: То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.

Например: при выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.

Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.

Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.
Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях:

1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средства.

2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик.

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени.

4. В современных переводах много языковых погрешностей.

5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно.

7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону…

8. Многие приняли участие в крёстном ходе.
Ответ:

1.Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства.(была нарушена орфоэпическая норма).

2. Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (была нарушена синтаксическая норма).

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большую часть времени. (была нарушена лексическая норма).

4. В современных переводах много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма).

5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма).

6. Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма).

7. Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма).


8. Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма).
Задания по теме семинарского занятия №3
Задание. Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?
Ответ: Диалектное произношение.

Диалектные слова, или диалекты — это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Речь жителей называется диалектом, наречием или говором. Она состоит из общеупотребительных слов
и диалектов. Диалектные слова встречаются в художественной литературе для передачи особенностей речи жителей описываемой местности. Их можно встретить в произведениях Пушкина, Гоголя, Бунина, Некрасова и других писателей. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называются диалектизмами.

№ 1. Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.

1. А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к нейв деревню, как саранча. - А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями,
и по-прежнему возвращаются к ней в деревню (неуместное сравнение).

2. Автор любит и восхищается своей героиней. - Автор любит свою героиню и восхищается ею. (Как однородные сказуемые выступают глаголы с разным управлением)

3. У процентщицы под кабалой находится множество людей. - В зависимости от процентщицы находится множество людей. (неверный предлог
и пароним).

4. Русские традиции прижились в этой семье. Они славятся дружелюбием. - Русские традиции прижились в этой семье, которая славится гостеприимством. (смысловая неточность)

5. Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над мертвецкими общественными порядками. - Будущее представляется Гоголю в победе жизни над устаревшими общественными порядками. (Неправильное употребление паронимов)

6.Но во благо ли это Евгению, россу, человеку, личности? - Но во благо
ли это Евгению как личности? (Смешение стилей)


7. На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что выразить все то, что рождается в его душе
от общения с невозможной красотой, невозможно. - На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что становится невозможно выразить все чувства, которые рождаются в его душе от общения с красотой. (Тавтология)

8. Жизненные неудачи ожесточились. - Жизненные неудачи ожесточили героя. (Неправильное употребление паронима или формы глагола)

№ 2. Система коммуникативных качеств речи

а) Точность речи

Смешением, каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?
Ответ:
-Самолет сделал смертельную петлю. - Самолет сделал мертвую петлю.
-Бойцы стали собираться в наступление. - Бойцы стали готовиться

к наступлению.

-Ульяна Громова — верная дочка своего народа. - Ульяна Громова - верная дочь своего народа.

-Плюшкин ходил в дряхлом халате. - Плюшкин ходил в старом, поношенном халате.

-Свое призвание он видит в службе искусству. - Свое призвание он видит в служении искусству.

-Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. -
Те, кто придет на фестиваль, не пожалеют о потраченном времени.

-Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. - Бывшему шоферу такси будет предъявлено обвинение в американском суде.

-Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? - Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в последнее время?

-Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента
в Австралии изменился премьер-министр. - Напомню, что за 12 дней
до приезда американского президента в Австралии сменился премьер-министр.


-Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. Значительная часть молодежи поселка предоставлена сама себе.
2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

Наш папа по происхождению одессит. (Наш папа родом из Одессы)

Среди многих писем процитируем лишь одно. (Из многих писем процитируем лишь одно)

На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. (На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его)