ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Задачи и виды судебного делопроизводства»
Делопроизводство является одним из важнейших видов деятельности любого суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды, — рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т. е. осуществлению правосудия.
Важно понимать, что от каждого документа, поступившего в суд, может зависеть судьба человека. Утрата документа, несвоевременное исполнение либо направление его не надлежащему исполнителю могут повлечь нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, что в условиях демократического правового государства недопустимо. Данное обстоятельство не только умаляет авторитет судебной власти, но и порождает недоверие граждан к суду.
Цели организации делопроизводства в суде — обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд граждан, юридических лиц, представителей учреждений и организаций, выполнение других функций суда.
Из целей делопроизводства можно последовательно вывести задачи делопроизводства:
• создание документов с последующей фиксацией на носителе;
• передача документов по назначению и их исполнение или принятие по ним решений;
• регистрация документов и контроль за их оформлением и исполнением;
• защита информации, обеспечение сохранности государственной и служебной тайн, содержащихся в документе;
• систематизация и хранение документов, обеспечивающие допуск к ним.
Правила организации делопроизводства в судах основаны на постановлении Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», которое вводит единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (он не распространяется на работу с документами, содержащими гостайну).
В судах сложились две основные системы делопроизводства: система делопроизводства в арбитражных судах и система делопроизводства в судах общей юрисдикции, с некоторыми особенностями, установленными для военных судов.
Закрепленные данными документами правила ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах имеют, как уже отмечалось, строго императивный характер: судья, помощник судьи и работники аппарата суда несут персональную ответственность за соблюдение их требований, сохранность судебных дел, бланков строгой отчетности и служебных документов.
Как уже говорилось, правильная организация делопроизводства в судах — залог обеспечения надлежащей работы суда, соблюдения процессуальных норм и, как следствие, гарантированной законом судебной защиты прав и интересов граждан.
Эта важнейшая функция возложена на канцелярию суда. Канцелярия структурно входит в состав аппарата любого суда, это своеобразный штаб, куда стекается информация из различных внешних и внутренних источников.
В зависимости от вида информации, циркулирующей в суде, выделяют секретное, несекретное и архивное делопроизводство.
Организация секретного делопроизводства осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне» (ст. 5–12, 15–19, 25), а также ряда приказов Министра обороны РФ, касающихся защиты государственной тайны в Вооруженных Силах РФ. Секретное делопроизводство осуществляется преимущественно в военных судах, однако может быть предусмотрено инструкцией и в судах общей юрисдикции, например, в Верховном Суде РФ ведение секретного делопроизводства осуществляется Первым отделом Суда совместно с подразделениями Суда в установленном порядке.
На работников, ведущих делопроизводство в суде, возлагаются:
• проверка наличия допусков к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, у судей и сотрудников аппарата суда;
• оформление необходимых для получения допусков документов;
• представление председателю суда доклада о состоянии режима секретности;
• ведение, учет, хранение секретных книг, нарядов, журналов;
• регистрация, выдача, направление секретных дел (уголовных, гражданских);
• исполнение служебных документов по организации в суде секретного делопроизводства;
• составление секретной статистической отчетности, прием и отправка секретной корреспонденции;
• ведение учета сейфов, рабочих тетрадей, печатей и штампов;
• проведение проверок наличия секретных документов у исполнителей;
• контроль за соблюдением исполнителями правил изготовления, учета, хранения и размножения грифованных документов.
Запрещается допускать к работе с секретными документами лиц, в отношении которых не принято решение о возможности их использования на секретной работе.
В соответствии с функциональными обязанностями сотрудников аппарата в суде разрабатывается номенклатура должностей, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям. Эта номенклатура составляется в двух экземплярах и направляется для согласования в соответствующий орган безопасности. После согласования возвращенный первый экземпляр номенклатуры должностей утверждается председателем суда. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в 5 лет. Текущие изменения и дополнения вносятся в нее по указанию председателя суда и согласовываются с соответствующим органом безопасности.
В суде (в первую очередь это касается гарнизонных военных судов) должны быть созданы такие условия для работы с секретными документами (судебными делами, связанными с государственной тайной) и их хранения, которые бы гарантировали сохранность указанных документов и исключали всякую возможность доступа к ним посторонних лиц. Поэтому выбор помещения для размещения секретного делопроизводства и надлежащее его оборудование имеет важное значение в системе мер по обеспечению режима секретности.
Секретное и несекретное делопроизводство должно размещаться раздельно друг от друга. Однако, в любом случае, необходимо соблюдать обязательные условия раздельного хранения секретных и несекретных документов и работы с секретными документами за отдельным столом.
Помещение для размещения секретного делопроизводства обязательно оборудуется всеми средствами противопожарной безопасности. На случай пожара и других стихийных бедствий в суде разрабатывается и утверждается председателем соответствующая инструкция, в которой отражаются вопросы о порядке вызова должностных лиц суда, вскрытия помещений, очередности спасения и эвакуации документов, а также перечень лиц, привлекающихся к выносу и охране секретных и других документов, иные вопросы. В суде должен осуществляться постоянный контроль наличия и движения секретных документов.
В соответствии с Перечнем служебных документов и сведений, представляемых окружными (флотскими) военными судами в Главное управление обеспечения деятельности военных судов и Военную коллегию Верховного Суда РФ, председатели окружных (флотских) военных судов представляют ежегодный доклад в Главное управление о состоянии режима защиты государственной тайны.
Состояние режима защиты государственной тайны в военных судах проверяется в ходе выездов в суды работниками Главного управления обеспечения деятельности военных судов.
Организация несекретного делопроизводства. Общее руководство делопроизводством в суде осуществляет председатель.
Непосредственная организация несекретного делопроизводства, ответственность за его состояние возлагаются на начальника отдела суда (иного работника аппарата, на которого возложены данные обязанности).
Функциональные обязанности работников аппарата суда, ответственных за отдельные участки несекретного делопроизводства, определяются Положением об аппарате суда и конкретизируются в приказе председателя.
Несекретное делопроизводство должно размещаться в изолированном помещении, оборудованном в соответствии с требованиями закона.
Право ведения служебной переписки предоставлено председателю суда (в его отсутствие — заместителю или исполняющему обязанности).
Служебные документы направляются председателю суда и рассматриваются, как правило, в день поступления, а документы с отметкой «срочно» и телеграммы — немедленно. Служебные документы до исполнителей доводятся в кратчайший срок.
Поручение по исполнению служебного документа дается в форме резолюции председателя на свободных от текста полях этого документа. При необходимости для написания поручения, а также для ознакомления с документами прилагаются специальные листы. Если поручение дается нескольким должностным лицам, то указывается лицо, ответственное за своевременное и качественное исполнение документа.
В случае если решение вопроса, изложенного в служебном документе, не входит в компетенцию председателя, то такой служебный документ направляется по подведомственности.
Если в документе наряду с вопросами, относящимися к компетенции председателя суда, которому адресован документ, затрагиваются вопросы, подлежащие разрешению в другом учреждении, то из него делается выписка (снимается копия), которая направляется по принадлежности, о чем уведомляется лицо, обратившееся в суд.
Лицо, ответственное за исполнение документа, получает документ в день его регистрации или на следующий день с поручением (резолюцией) председателя суда.
Исполнение документа — сбор и обработка необходимой информации; подготовка проекта документа, его оформление; согласование, представление на подписание (утверждение) председателю суда; подготовка к пересылке адресату.
Исполненные и представленные на подпись документы должны быть правильно оформлены, иметь необходимые приложения. К ним прикладываются все материалы, на основании которых готовился документ, в хронологическом порядке. На исходящем письме (подлиннике и копии, подшиваемом в дело) исполнителем указывается индекс документа, на который подготовлен ответ.
При уходе исполнителя документа в отпуск, убытии в командировку, перемещении по службе или увольнении имеющиеся у него документы передаются по указанию председателя другому сотруднику суда с обязательной отметкой в журнале учета входящих (исходящих) служебных документов.
В случае утраты служебного документа сотрудник аппарата суда обязан немедленно доложить об этом председателю, который по факту утраты организует проведение служебного расследования. Служебный документ считается исполненным, когда изложенный в нем вопрос разрешен полностью и переписка по нему закончена. Исполненные документы подшиваются в дела или наряды, если речь идет о военном суде (председатель военного суда лично осуществляет контроль исполнения служебных документов).
Один раз в год (в январе года, следующего за отчетным) состояние несекретного делопроизводства проверяется комиссией, назначаемой председателем. Члены комиссии перед проверкой инструктируются.
Комиссия проверяет выполнение требований закона в отношении работы с делами, наличие дел, нарядов, документов и изданий с грифом «Для служебного пользования», бланков строгого учета, печатей и штампов, наличие служебных документов, не подшитых в дела (наряды), и, выборочно, наличие служебных документов из числа наиболее важных. Проверка наличия производится путем сверки книг и журналов учета с фактическим наличием документов, а также отметок в этих книгах и журналах об уничтожении или отправке документов с актами и реестрами.
О результатах проверки составляется акт, который представляется председателю суда для утверждения и принятия мер к устранению выявленных недостатков. К акту прилагается перечень не подшитых в дела и наряды документов.