Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перспективные тенденции общего социального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянного повышения его работоспособности, а их развитие, по естественным причинам, неотделимо от физического совершенства человека.

Требования к физической подготовке работников в различных сферах современной профессиональной деятельности и тенденции их изменения. В настоящее время существует несколько тысяч профессий и десятки тысяч профессий в различных профессиональных областях.

Их основные отличия определяются особенностями субъекта, технологией и внешними условиями конкретной работы и выражаются в специфике включаемой в нее трудовой деятельности, операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных в восприятии, обработке информации, принятии решений и моторике в практическом действии на объект работы), и все это объективно определяется неравными требованиями к функциональным способностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом работ.

Относительно немногие из современных профессий требуют максимальной или почти максимальной мобилизации физических способностей в процессе трудовой деятельности (это, прежде всего, профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности – летчики-испытатели и другие транспортные и скоростные средства, профессиональные солдаты, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.).

На большинстве видов профессиональной работы, даже на физическом труде, требования к физическим возможностям работников далеки от максимального уровня. Тем не менее, по уже упомянутым причинам это не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального обучения, а по многим профессиям – даже в годы основной трудовой деятельности.

Виды строительно-моторной активной работы.

Выносливость проявляется главным образом в динамических режимах мышечного напряжения, координации и других моторных навыках, различных моторных навыках, закаливании организма по отношению к воздействию изменяющихся условий окружающей среды, в работе монтажников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способности поддерживать ориентацию и равновесие тела на узкой и нестабильной основе, в незнакомых позициях, а также в устойчивости функции сенсорного контроля, самоконтроля.


Станочные работы в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы).

Представителям этих профессий свойственна способность делать мгновенные моторные реакции, общая, региональная и местная выносливость (демонстрируется неоднократным воспроизведением моторных действий с участием некоторых членов мышечного аппарата (мышцы поясного пояса верхней конечности и мышцы для фиксации позы), а также стабильные функции зрительного и тактильного контроля – способность делать точные мануальные движения.

Способность своевременно и точно выполнять локальные и региональные движения (с использованием мышц, особенно верхних конечностей) в диапазоне заданных кинематических и динамических параметров; стабильность сенсорных функций управления; способность выполнять аналитически подобранные двигательные действия и «микродвижения» (особенно кисти), развитая до высокой степени стереотизма локальная, региональная и общая выносливость.

Оператор работает на многостанционных пультах дистанционного управления силовым, механическим и другим оборудованием.

Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность осуществлять срочные моторные реакции с селекцией, сенсорная выносливость; мышечно-статическая выносливость (проявляется особенно при длительной фиксации рабочей осанки); эмоциональная выносливость, основанная, в том числе, на общей физической работоспособности.

Виды работ, выполняемых моряками, требующие значительных физических нагрузок. Представителям этой профессии свойственна разносторонняя физическая готовность к выполнению необычных подвигов, скоростных и других двигательных навыков, особенно в экстремальных ситуациях, устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию, общая устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодных условий и других факторов внешней среды, различные двигательные навыки (особенно дайвинг, спасательные, гребные), мастерство плавающего ремесла, а также находчивость, решительность, мужество, основанные на отличных физических и умственных способностях и умение работать в водной толще. Эти примеры показывают, что многие из существующих профессий имеют некоторые общие и некоторые специфические требования, и что для достижения высоких показателей в этих и аналогичных профессиях требуется специальная физическая подготовка.



Для детализации характера требований к данному виду работы по специальности, в том числе по физической подготовке работников, необходима серьезная научно-исследовательская разработка профограммы, основанная на изучении содержания и форм данной трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других отношениях с точки зрения предмета, технологии и условий труда (имеющиеся профограммы используются также для профориентации и выбора профессии).

При определении конкретных требований, предъявляемых к физической готовности работников той или иной профессии, следует исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, а именно особенности доминирующих рабочих процессов (насколько они легки или тяжелы в моторно-координативных отношениях, насколько они энергоемки, степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.).

При дифференцированном развитии программ ППФК необходимо тщательно проанализировать весь комплекс характеристик трудовой деятельности и ее условий с точки зрения их требований к физической пригодности работника.

В то же время, при определении программ ППФК важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий, а также руководствоваться общим направлением совершенствования всей социальной системы образования, направленной на обеспечение неограниченного человеческого развития в поистине гуманном обществе.

Научно-техническая революция, как мы знаем, радикально меняет характер и условия труда, особенно в материальном производстве. Вполне вероятно, что тенденции к изменению характера труда, роли и места человеческого фактора в нем, такие как отмена противостояния между умственным и физическим трудом и освобождение работников от напряженного физического труда.

В этих условиях характер физической подготовки к профессиональной деятельности, несомненно, изменится. Прикладное значение физического воспитания, скорее всего, будет определяться не тем, что оно обеспечивает адаптацию работника к произвольной форме профессиональной деятельности, данной раз и навсегда, а тем, насколько хорошо оно создает необходимые условия для овладения быстро меняющимися формами профессиональной деятельности, гарантирует интегральное повышение общего уровня функциональных и адаптивных возможностей организма, стимулирует разностороннее развитие двигательных способностей, особенно способности двигаться в определенном направлении.


Конечно, специализированность ППФК не исчезнет полностью (по крайней мере, в обозримом будущем, по серьезным прогнозам, некоторая профессиональная специализация будет существовать), но в целом она приобретет иное качество.

Вышеупомянутые тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже на современном этапе научно-технической революции, хотя естественным образом они выражаются по-разному в разных сферах общественного производства и в разных профессиях. До сих пор физический труд, частично механизированный, используется в ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства.

В то же время широко распространены профессии, в которых эффективность трудовой деятельности во многом зависит от разнообразия и тонкой настройки моторики в ручной деятельности (наладчики сложного оборудования, установок, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам с повышенной ответственностью за работоспособность (операторы на многопозиционных пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетика) Существуют новые профессии, в которых предъявляются беспрецедентно высокие требования к физической подготовленности специалистов: космонавты, исследователи подводных лодок и т.д. Это приводит к пониманию текущих и будущих задач, которые необходимо реализовать в профессиональной прикладной физической подготовке тех, кто осваивает профессию и работает в конкретной области профессиональной деятельности.


Вопрос 2.

Задачи, которые должны быть решены в процессе ППФС Суть основных задач, которые должны быть решены в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для студентов (ППФС):

 заполнение и совершенствование индивидуального фонда двигательных умений и знаний по физическому воспитанию, которые способствуют развитию выбранной профессиональной деятельности, полезны в нем и в то же время необходимы в процессе ППФС в качестве его средства;

 активизировать развитие профессионально значимых физических и непосредственно связанных с ними способностей индивида, рассматривать в качестве профессионально значимых способности или характеристики индивида те, от которых зависит не только эффективность (результативность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения в возможных экстремальных ситуациях, например, при несчастных случаях, обеспечить на этой основе стабильность повышенного уровня работоспособности;

 повышать степень сопротивляемости организма по отношению к неблагоприятному воздействию условий окружающей среды, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Эта задача особенно важна в тех случаях, когда условия внешней среды профессиональной деятельности отличаются от комфортных (при перегреве или переохлаждении организма, вибрации или шумовой перегрузке, недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.), с целью способствовать повышению его приспособляемости, сохранению и укреплению здоровья;

 способствовать успешной реализации общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки, воспитанию моральных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, создающих свои материальные и духовные ценности. В каждом случае эти задачи должны быть определены с учетом специфики профессии и специфики контингента учащихся.

Понятно также, что ППФС может быть достаточно эффективным только в органичном сочетании с другими компонентами социальной системы образования в целом, где задачи подготовки к работе не сводятся к частным сиюминутным задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладного образования, а решаются не эпизодически, а постоянно. Неоднократно отмечалось, что для их реализации первостепенное значение имеет комплексная общая физическая подготовка.