Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;

- формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;

- анализ эффективности использования спортивных сооружений;

- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;

- проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в т.ч. «Золотая шайба», «Кожаный мяч»;

- подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;

- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культурой и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.

Современные оздоровительные системы Системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья, мы понимаем, как оздоровительные системы. Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества.

Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры - Индии и Китая. Это йога, ушу, цигун.

Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, примером является холизм. В странах, живущих в условиях культурной изоляции, возможно появление "примитивных" оздоровительных систем, пример - учение Порфирия Иванова. Видно, что традиционные оздоровительные системы объединяет общий принцип: существующие у человека внутренние, даже неосознанные, проблемы разрешаются путем строго определенных действии, направленных на увеличение доступной информации.

Теоретическая предпосылка холизма (с английского переводится как целый, целостный) – достижения современного естествознания, которые свидетельствуют о том, что живые организмы являются формально непредставимыми, и существуют общие правила, позволяющие их эффективно совершенствовать. Приведем используемый вариант холизма.


Определяющим свойством живых организмов является их постоянное самовоспроизведение - движение из прошлого в будущее в соответствии с информационным полем или планом, который создается при участии информационных полей окружающего мира. Для реализации этого плана организму необходим определенный набор функций. Эти функции связаны с телесными структурами и навыками, отражающими прошлое.

Утрата способности воспроизводиться означает переход в ситуацию "не жилец". Человек умирает не от болезней, а заболевает потому, что "должен умереть". Ситуации "не жилец" предшествуют характерные переживания (ощущение напряжения, трудно поддающееся словесному описанию, тягостные переживания и чувство безысходности), которые являются признаками стресса и соответствуют "синдрому хронической усталости". Таким образом, для формирования здоровья необходимы:

1. Развитие способности к восприятию внутренних процессов и внешней среды.

2. Передача программы здоровья.

3. Воспитание способности к созданию собственного информационного поля здоровья.

4. Обеспечение условий для эффективного воспроизведения организма в соответствии с новым планом.

5. Предупреждение формирования ситуации "не жилец" путем контроля стресса и его устранения.

Главные препятствия на пути к здоровью: потеря способности к восприятию реальности, информационные поля болезней и следы прошлых потрясений.

Программирование здоровья строится следующим образом:

начальный этап - интуитивная диагностика актуальных проблем при минимуме предварительных сведений об обследуемом. Ее результаты обсуждаются с последним, при этом уточняется наличие указанных выше препятствий, объясняется смысл программирования здоровья и намечается индивидуальная программа воспитания здоровья. Восприятие поля здоровья полностью устраняет страдания, появляются ощущения спокойствия, легкости, прилива энергии и душевного равновесия, что соответствует состоянию самадхи, или нирваны. Терапевтическое обучение и психофизическая тренировка являются основными средствами воспитания способности к созданию собственного информационного поля здоровья.

Для эффективного воспроизведения организма необходимы: рациональный режим дня, правильное питание и физические упражнения. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются традиционные оздоровительные системы.



Следует подчеркнуть, что во всех оздоровительных системах важное место отводится роли воспитателя здоровья, которым может быть высокоразвитая личность, прошедшая свой собственный путь к здоровью.

Вопрос 3.

Физическая культура личности Создание условий для формирования личности, гармонично сочетающей духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем современности.


Физическая культура – это социальное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, образованием людей.

История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека через формирование все более совершенного организма, сознания, воли, развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.

Наш век – это век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Наряду с прогрессивными явлениями НТР внесла в образ жизни человека ряд неблагоприятных факторов, прежде всего гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.д.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные силы организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные физические упражнения, которые способствуют восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к внешним условиям.

Физические упражнения имеют большое воспитательное значение - помогают укрепить дисциплину, повышают чувство ответственности, вырабатывают настойчивость в достижении цели. Это в равной степени относится ко всем занимающимся, независимо от их возраста, социального положения, рода занятий.

Происхождение термина "физическая культура" Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе влияют производственные отношения людей, экономические, политические и идеологические формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура имеет такую же длительную историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX века. Термин "физическая культура", как и более общий термин "культура", не однозначен. Первоначально латынь влияла на многие аспекты жизни общества - медицину, педагогику, науку, военное дело.


Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе "культурой" называют определенные виды, представляющие ценность для человека и общества.

Однако из этого не следует, что термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельность человека (общества), и ее средства, и методы, создаваемые в обществе, а также ее результаты, многогранность обозначаемого явления, т.е. различные оттенки значения этого термина. Исходя из характерного для XIX века понимания культуры как процесса, связанного с выращиванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение "физическая культура".

Единого общепризнанного понятия физической культуры не существует и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе оно имеет различные значения: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Общие понятия теории физической культуры Физическая культура – сложное социальное явление, которое не ограничивается решением задач физического развития, но и выполняет другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных и географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее концепции. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Основным и наиболее общим является понятие "физическая культура".

Как вид культуры она на общесоциальном уровне представляет собой обширную область творческой деятельности, направленной на создание физической готовности человека к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков).

На личностном уровне физическая культура – это мера и метод всестороннего физического развития человека. Таким образом, физическая культура – это вид культуры, представляющий собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и метод физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.