Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающегося.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и человека в физической подготовленности.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни человека и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Спорт – это игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней возможностей человеческого организма в двигательной деятельности. Соревновательность, специализация, направленность на высшие достижения, зрелищность - специфические черты спорта как части физической культуры. Физическая рекреация (отдых) – это использование физических упражнений, а также спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с обычных занятий на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и является рекреационной деятельностью.
Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично, или временно утраченных двигательных способностей, лечение травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Является восстановительной деятельностью.
Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Ее также можно определить, как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под влиянием естественных условий (питания, труда, быта) или целенаправленного применения специальных физических упражнений. Физическое развитие – это также результат воздействия этих средств и процессов, который можно измерить в любое время (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).
Физические упражнения – это движения или действия, применяемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.
Физическая культура как вид культуры общества Чтобы понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - продукт этой деятельности, ее результат.
Культура – это не абстрактная деятельность, а ее качественная сторона, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества. Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:
1. Познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.
2. Выступает в социальной среде как носитель определенных культурных ценностей.
3. Создает новые культурные ценности, которые становятся основой для развития культуры будущих поколений.
Таким образом, культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также созданных ими материальных и духовных ценностей.
В более узком смысле – это сфера духовной жизни людей. Она включает в себя объективные результаты деятельности людей, а также силы и способности человека, реализуемые в деятельности.
Физическая культура – особая и самостоятельная область культуры, возникшая и развивающаяся одновременно с человеческой культурой и являющаяся ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечениях, а также некоторые формы самовыражения личности через общественно активную полезную деятельность.
Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и сущности человека в интересах личности и общества. Иными словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видов культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими специфическими целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками.
Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты. В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть эффективным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.
Физическая культура является одной из сфер социальной деятельности, формирующей и реализующей социальную активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической, нравственной структуры. Все это говорит о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.
Физическая культура как часть культуры личности Физическая культура личности включает в себя все, что человек использовал и достиг сверх того, что дала ему природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все, что явилось в этом отношении результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это "человеческая" (а не только природная) форма личности.
Физическая культура, наряду с культурой в целом, призвана формировать всесторонне развитую личность, главный субъект (и объект) исторического процесса.
Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объем двигательных умений и навыков, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, основу его рабочей силы и выступают как обязательное средство осуществления любого вида человеческой деятельности.
К духовным ценностям физической культуры человека относят совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о путях их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.
Физическая культура человека определяется физической подготовленностью, физической готовностью и физическим совершенством.
Культурный уровень человека – это степень его включенности в процессы создания и "потребления" ценностей в различных областях культуры - духовной, политической, физической и других. Это также степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях напрямую зависит от состояния здоровья человека.
Одним из критериев культурного уровня человека является его умение правильно, с большей пользой для себя и общества проводить свободное время. Насыщение свободного времени двигательной активностью, связанной с физическими упражнениями, доставляет человеку удовольствие, сохраняет его силы и здоровье, позволяет заниматься творческим трудом.
Вопрос 4.
Основные положения и организация физического воспитания в высшем учебном заведении Годы пребывания в вузе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая роль в комплексной системе учебновоспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию. Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;
совершенствование спортивного мастерства студентовспортсменов;
воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Процесс обучения по дисциплине «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Ежегодно студенты всех курсов проходят медицинский осмотр, по результатам которого сначала определяется их медицинская группа, а затем проводится распределение по учебным отделениям. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»» у обучающихся определяется принадлежность к функциональной группе:
1-я группа – возможны занятия физической культурой (в том числе в организациях), участие в массовых спортивных соревнованиях, занятия спортом на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки без ограничений;
2-я группа – возможны занятия физической культурой (в том числе в организациях), занятия спортом на спортивно- оздоровительном этапе спортивной подготовки с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в массовых спортивных соревнованиях;
3-я группа – возможны только занятия физической культурой (в том числе в организациях) со значительными ограничениями физических нагрузок;
4-я группа – возможны только занятия лечебной физической культурой.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному. В ряде вузов выделяется и спортивное отделение. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов обучающихся в вузе.
Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к первой и второй функциональным группам здоровья. В спортивное отделение зачисляются студенты, отнесенные к первой функциональной группе здоровья. Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к третьей и четвертой группе здоровья. Учебные группы комплектуются с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может проводиться в любое время учебного года.