ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V – первая половина XI вв.).
№1. Содержание и хронологические рамки истории Средних веков. Место Средних веков во всемирно-историчесом развитие общества.
Переход к феодализму у разных народов проходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки Средневековья неодинаковы для разных континентов и отдельных стран. Начало берёт после крушения Западной Римской империи в 476 г. (в результате кризиса рабовладельческого строя, который не устоял перед натиском варварских вторжениях). Или же (история Византии) 330 г. Создание Восточно-римской империи в роли самостоятельного государства. Рубежом между Средними веками и Новым временем считается первая буржуазная революция (т. е. начало господства капитализма в Западной Европе), - Английская революция 1640—1660 гг., а так же окончание первой общеевропейской войны – Тридцатилетней (1648 г.). Или же считать рубежом, - год завоевания турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453 г.) или начало эры Великих Географических открытий, особенно открытие Америки (1492 г). Кто то считает что надо рассматривать Средневековье как период господства феодальной формации то период продлевается до Великой французской революции 1789-1794 гг. Три основных периода:
1) конец V в. по середину XI в. – происходило формирование феодального строя. Шёл процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, формировались народности, создавались раннефеодальные государства, на всю Западную Европу распространялось влияние католической церкви;
2) середина XI в. – конец XV в., характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с сословным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. В результате мощные крестьянские восстания XIV—XV вв. потрясли знание западноевропейского общества. В конце второго периода в Италии, где города получили наиболее бурное развитие по сравнению с другими странами Европы, зарождается новая культура — культура Возрождения или гуманизма, отражающая взгляды ранних буржуазных элементов города;
3) XVI – первая половина XVII века – состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Новое сталкивалось со старым, ломая отжившие отношения и соответствующие им институты, выливаясь в острые социальные взрывы.
Феодальная Европа V—XVI вв. (период между античностью и Реформацией), народы которой развивались сходными путями, демонстрируя общность духовных ценностей. Средневековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации. Цивилизационный подход к истории позволяет увидеть, чем жили люди Средневековья, каков их менталитет; познакомиться с образом жизни, который определялся господствующей идеологией Средневековья — христианством, вошедшим в души европейцев, организовавшим их сознание и бытие. Характерно, что в течение столетий средневековая Европа развивалась крайне медленно, находясь под жесткой церковно-идеологической опёкой. Однако в XII—XIII вв. положение начинает меняться. Несмотря на то, что церковь удерживала официальное идеологическое руководство обществом, культура в Европе в этот период начинает развиваться не только помимо церкви, но частично против неё. Возрождение интереса к земному миру, к человеку, нашедшее отражение в светской, городской культуре, даёт мощный импульс развитию. Начинается формирование ценностей аналогичных периоду античности, становление общества прогрессивного типа развития. Развернулся процесс рационализации сознания, начала складываться система светского образования. Проникающие с начала XIII в. в Европу нормы римского права способствовали зарождению основ правового государства, государственной защиты прав личности.
Развернувшаяся в XIV—XVI вв. эпоха Возрождения позволила воскресить нормы античной цивилизации с её гуманизмом, жизнеутверждающей силой, демократическими традициями, верой в безграничные возможности человека. Огромную роль в становлении европейской цивилизации сыграла религиозная Реформация первой половины XVI в. Начавшись в Германии, она быстро распространилась на другие страны средневековой Европы. Реформация позволила ограничить роль церкви и духовенства, разрушить этические и эстетические нормы католицизма; породила новое направление в христианстве — протестантизм, систему духовных ценностей, способствующих развитию инициативы личности. В результате идея частной собственности, жажда деятельности, стремление к личному успеху получили духовную санкцию. Реформационные процессы в массовом сознании начались раньше или протекали параллельно развитию буржуазных отношений. Реформация в этом смысле открывала эпоху, на пороге которой стояла Европа Нового времени. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое — складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетённых масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории Средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее.
№2. Происхождение и содержание термина «Средние века». Особенности феодальной собственности.
Итальянские гуманисты — лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком» (medium aevum). В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. В XVII в. в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, Средние века и Новое время. Понятие «Средние века» в гуманистической и последующей буржуазной историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определённости. Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306—337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно датировали конец Средних веков. Для одних такой датой было падение Константинополя (1453 г.), для других-открытие Америки (1492 г.), для третьих — начало Реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи Средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали Средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия. Реакционные направления в буржуазной историографии, наоборот, идеализируют и модернизируют Средневековье, поднимая на щит именно то, что порицали просветители, — католицизм, схоластику, корпоративный строй.
Советская историческая наука, применяя термин «Средние века» и традиционную периодизацию всемирной истории по трём указанным эпохам, вкладывает в них совершенно иной смысл. Мы рассматриваем исторический процесс как закономерное следование общественно-экономических формаций: Средние века — это время зарождения, господства и разложения феодального способа производства пришедшего на смену рабовладельческому или первобытно-общинному. Конец Средних веков означал переход от феодализма к более высокой стадии общественного развития — капитализму. Для производственных отношений феодального строя характерно прежде всего господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов и «была подлинной основой средневекового, феодального общества». Другой важной чертой, отличавшей феодальный строй от рабовладельческого, с одной стороны, и от капиталистического — с другой, являлось сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей — крестьян, которым феодалы раздавали в держания большую часть своей земли. Крестьяне в феодальном обществе никогда не являлись собственниками обрабатываемой ими земли; они были лишь её держателями на тех или иных условиях, иногда даже на правах наследственного пользования. На этой земле они вели самостоятельное мелкое хозяйство. В отличие от античного раба и наёмного рабочего при капитализме непосредственный производитель феодального общества был наделён основным средством производства — землёй — и, кроме того, являлся собственником орудий труда и рабочего скота. Эти отношения собственности порождали необходимость внеэкономического принуждения, применения насилия для обеспечения эксплуатации крестьян. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землёй и ведущего своё хозяйство». Формы степени внеэкономического принуждения при феодализме были самые различные: крепостничество или другие менее жёсткие виды зависимости; в позднее Средневековье — сословное неполноправие крестьянства. Перечисленные характерные черты феодального способа производства порождали многие специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической надстройки феодальной социально-экономической формации. В области права к их числу относится условный характер феодальной земельной собственности в связанное с ним разделение права собственности на землю между несколькими феодалами. Развитая форма феодальной собственности — «феод» (лат. — feodum), от которого произошёл термин «феодализм», представлял собой наследственную земельную собственность представителя господствующего класса, связанную с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Последний, а иногда и другие стоявшие над ним сеньоры юридически также считались собственниками данного феода. Такое юридическое разделение земельной собственности в феодальном обществе придавало ей, а вместе с тем и классу феодалов иерархическую структуру, определявшую значительную роль в его среде личных вассально-ленных связей. Однако эти
связи были не самодовлеющим фактором, а производным от специфики распределения земельной собственности внутри господствующего класса. Объединяя его представителей всех рангов поземельными и вассальными связями, феодальная иерархия играла важную роль в организации эксплуатации крестьянства и подавлении его сопротивления. Лишённые права собственности на землю крестьяне противостояли феодалам — собственникам земли — как эксплуатируемый антагонистический класс. Эксплуатация крестьянства осуществлялась, как правило, в рамках феодальной вотчины (сеньории, манора), в которой наиболее полно реализовались экономическое и социальное назначение феодальной собственности. Вотчина служила наиболее удобной организацией для взимания феодальной ренты. Феодальная земельная рента — это часть прибавочного труда, или прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем. Таким образом, феодальная рента выступает как экономическая форма реализации собственности феодала на землю. Средством этой реализации является внеэкономическое принуждение, которое проявляется также в личных отношениях — в той или иной степени зависимости крестьянина от феодала. Однако внеэкономическое принуждение и порождаемые до личные связи являлись не источником, а лишь средством получения ренты от крестьян, определялись отношениями собственности, господствовавшими в обществе.
Феодальная рента выступала в трех формах: отработочная рента (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). На различных этапах развития феодализма преобладал один из видов ренты. В раннее Средневековье, когда феодалы в своих вотчинах вели домениальное хозяйство, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства, или рента продуктами. Во второй период феодализма в большинстве стран Западной и Центральной Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой приобретает большое значение и денежная, что было связано со значительным распространением в этот период товарно-денежных отношений и ростом городов как центров ремесла и торговли. Использование в широких масштабах ренты продуктами и особенно денежной ренты исподволь подрывало систему барщинного хозяйства. На смену ей шла другая система, при которой феодал почти полностью свёртывал своё собственное хозяйство, передавал барскую землю в держание крестьянам и жил за счёт натурального или денежного оброка крестьян-держателей. Это вело к росту экономической независимости крестьянского хозяйства, укреплению владельческих прав крестьянина на землю и как следствие этого — к дальнейшему развитию производительных сил в деревне. В отличие от античного раба, лишённого каких-либо средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда.
№3. Германцы в I в. до н. э. по IV в. н. э. Источники по истории древних германцев. Хозяйственная жизнь, изменение в общественно-политическом строе.
Восточнее кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Среднего Дуная. Как свидетельствуют археологические и лингвистические данные, германцы в бронзовый век своей истории заселяли Скандинавию и южное побережье Северного и Балтийского морей. В III в. до н. э. их поселения доходили уже до Дуная.
История древних германцев более или менее достоверно отражена в римских источниках начиная с середины I в. до н. э. Наиболее значительными из них являются «Записки о галльской войне» Ю. Цезаря и историко-этнографическое сочинение К. Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (сокращенно «Германия»), написанное в конце I в. н. э. Много интересных данных по истории отдельных германских племён содержится в «Анналах» и «Историях» этого автора. Дополнительные сведения о германцах можно почерпнуть в «Естественной истории» Плиния Старшего и «Географии» Страбона. Археологические данные позволяют уточнить и дополнить сведения античных авторов.
Тацит считал германцев автохтонами (коренными жителями) занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. В начале новой эры германцы делились на множество племён, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племён. Однако сообщаемые им данные весьма приблизительны. Каждое племя занимало обособленную территорию и стремилось сохранить и расширить её. Потеря территории вела к потере независимости, а то и к гибели племени.
У Тацита уже земельная община-земля во владении отдельных родов и семей. Собственность коллективная, владение индивидуальное. Земля распределяется по числу работников (мужчин в родах и семьях, чем больше семья, тем больше дается земли). Земля делится не по достоинству владельцев (по статусу), а по достоинству земли (качество ее).