ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Будут ли антонимами глаголы в следующей пословице: « Сделал дело, гуляй смело»?
( Да, это антонимы, но не словарные, а контекстуальные, то есть такие, которые вступают в синонимические отношения в определённых языковых ситуациях
( контекстах)
5. Употребление глаголов во фразеологизмах
- Жемчужинами русского языка называют фразеологизмы. Вы получили задания по рядам подобрать фразеологические обороты (можно было использовать словарь фразеологизмов), начинающиеся глаголами «дать», «идти», «держать», и раскрыть лексическое значение фразеологизмов. ( Каждому ряду предлагался один глагол). Игра « Кто больше?»
-
ДАТЬ
Дать голову на отсечение (ручаться за что-то)
Дать жизни (бранить)
Дать задний ход (отступать от прежних поступков, убеждений)
Дать по шапке (ударить)
Дать жару (ругать)
Дать маху (ошибаться)
Дать осечку (ошибаться)
Дать по рукам (пресекать действия)
-
ИДТИ
Идти в гору (добиваться высокого положения)
Идти в ногу (с кем-нибудь с чем-нибудь согласованно)
Идти своей дорогой (действовать независимо)
Идти вразрез (вступать в противоречия)
Идти ко дну (терпеть одну неудачу за другой)
-
ДЕРЖАТЬ
Держать камень за пазухой (таить злобу)
Держать себя в руках (не терять выдержки)
Держать ухо востро (вести себя осторожно)
Держать нос по ветру (подлаживаться к кому-либо)
Держать на привязи (не давать воли)
Держать хвост пистолетом (не терять выдержки)
Держать ушки на макушке (проявлять крайнюю осторожность)
Держать язык за зубами (молчать, когда нужно)
- Об одном из фразеологизмов, начинающимся словом «держать», я хотела бы рассказать. «Держать порох сухим»– знаете такой фразеологический оборот? Послушайте: ( картинка на слайде)
Это выражение приписывают видному деятелю английской буржуазной революции XVII века Оливеру Кромвелю, якобы обратившемуся к свои войскам со словами:
« Уповайте на Бога, но порох держите сухим!»
- В текстах какого стиля речи можно встретиться с этим выражением? ( В текстах книжного стиля)
6. Глаголы- омонимы
-
Ученик читает наизусть отрывок из шуточного стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие зачинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу- далеки.
- О каких словах- молодцах идёт речь в стихотворении?
- Напомните, омонимы - это слова…
-
Запишем четверостишье:
Он купил ириску,
Решил её не есть.
Но как не есть ириску,
Когда ириска есть.
Задание: найдите омонимы, объясните их лексическое значение (для объяснения значения можно использовать глаголы - синонимы).
Есть1 – кого - что. Принимать в пищу, употреблять. Ел с удовольствием.
Есть 2 – существует, имеется. Есть надежда.
-
Итог своей исследовательской работы представит ФИО…
Задание классу: ( слайд )
- На слайде представлены два предложения
1. Накрапывающий дождик заставил меня вернуться в палатку.
2. Всю комнату заставил мебелью.
- «Заставил» - многозначный глагол или это омонимы? Помним, что многозначное слово имеет общность в значении, а омонимы не имеют общности, поэтому значениях слов- омонимы записываются в разных словарных статьях.
В этих предложениях использован глагол - омоним «заставлять». В первом предложении он имеет значение «загородить, закрыть чем-нибудь поставленным», а во втором предложении- в значении « принудить кого-то что-то сделать».
О каламбурах
- Омонимы часто употребляются поэтами, писателями в качестве рифмующих слов для каламбуров. Каламбуры – это ещё одно чудо русского языка. Глагол и в них чувствует себя уверенно и уютно. А что такое «каламбур», расскажет нам ученица ФИО с сообщением.
Как утверждают словари, каламбур ( в переводе с французского языка «игра слов») состоит в комическом использовании 1) многозначности слова или 2) слов, сходных по звучанию, но разных по значению. Прочтём два текста –они записаны на доске:
-
– Я иду по ковру, ты идёшь, пока врёшь,- говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску,- он идёт, пока врёт…Трогай! Прощайте, пожалуйста! ( А.П. Чехов) -
Шёл дождь и два студента. Один в пальто, другой в университет.
Так, каламбур чеховского героя основан на явлении омонимии, то есть на совпадении звучания фигур речи: по ковру - пока вру
. Начало фразы воспринимается слушающим и читающим (Чехов так пишет умышленно для создания комического эффекта) как ИДУ ПО КОВРУ, но своеобразное «спряжение» этой фразы обнаруживает языковую шутку- возможность переосмысления звучания- ИДУ, ПОКА ВРУ. В известном же каламбурt- ШЁЛ ДОЖДЬ И ДВА СТУДЕНТА- нарушаются правила использования многозначности слова ИДТИ. Слово «идти», как сегодня уже говорили, согласно словарю С.И. Ожегова имеет 26 значений. Когда речь идёт о студентах, имеется в виду первое значение – « двигаться, переступать ногами»; когда же речь идёт о дожде, имеется в виду 11-е значение – «падать ( об осадках)». Дождь не может переступать ногами, а студенты не могут выпадать в виде осадков, поэтому студенты и дождь не могут выступать в роли однородных подлежащих при сказуемом, выраженном глаголом «идти». При составлении данного предложения допущена ошибка, дающая комический эффект.
- Язык- это деятельность человека. С помощью языка человек не только обозначил предметы и явления, их отношения, но и выражает своё отношение к ним. Силой своего воображения и средствами языка он очеловечивает неодушевлённые предметы, создаёт величественные творения и причудливые образы, комиксы, каламбуры… Составление каламбуров требует не только большого воображения, фантазии, но и знания лексических явлений языка.
IV. Подведение итогов работы.
- Жаль ,что время на исходе.
Жаль, кончается урок!
Жаль мне с вами расставаться,
Но, увы, уже звонок…
- Спасибо за урок! За урок- праздник знаний, за урок- ликование, за урок- чудо!
- Мы не волшебники, мы только учимся, всё у нас с вами, друзья, впереди. Дальнейшее погружение в мир науки, в мир знаний обогатит вас; но некоторые тайны русского языка нами уже сегодня раскрыты, хотя основная работа над особенностями употребления глаголов в речи ещё впереди.
- Ваше активное участие на уроке - лучшая оценка всем нам.
V. Домашнее задание: составить каламбур, используя известные вам лексические явления.