ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», - так скажет князь Шеин своей жене после смерти «докучливого» влюблённого (гл.11).
Пожалуй, только старый генерал Аносов сразу отнёсся к любви Желткова всерьёз. И Веру он настраивает отнестись к любви таинственного Г.С.Ж тоже серьёзно. Мы уже читали раздумья генерала о любви Желткова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне.
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (глава 12).
Просмотр фрагмента фильма («Вера в комнате умершего Желткова»)
В этот трагический момент Желтков и Вера впервые оказались вдвоём.
Обратите внимание, как режиссёр фильма выделяет красную розу. Красная роза – это тоже деталь-символ. В финале рассказа «Олеся» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» - красный цвет – символ любви.
(«Вот анфракс, священный камень…Погляди, как он красен, как кровь, как, вечерняя заря, как распустившийся цвет граната… Это камень любви, гнева и крови».)
(Поняла, что Желтков любил по-настоящему)
Момент прощания Веры с Желтковым – поворотный момент в жизни Веры.
Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?
Умерший Желтков приобретает «глубокую важность, «… как будто бы он перед смертью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь» Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».
Пушкин и Наполеон – великие люди. Талант любви Желткова также велик. Куприн приравнивает талант любви к талантам признанных гениев.
Вера неожиданно заплакала.
Душа Веры словно пробуждается. Теперь её нельзя назвать холодной. Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет». Вера узнала, какая она – настоящая любовь. Теперь для неё Желтков не безумец, а великий человек.
Огромна роль музыки в рассказе.
Реализация выполнения индивидуального задания по теме:
«Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет» (см. тезисы в приложении).
Желтков хотел жить любя, и он попытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти музыкой бетховенской сонаты. Вера слушает сонату Бетховена, и в её проснувшейся душе слагаются куплеты.
Чтение фрагмента текста под музыку Бетховена
Эти слова звучат как стихи. Многие фрагменты рассказа, согласитесь, очень поэтичны.
Вам понятно, что в этих куплетах – судьба Желткова.
III.Выводы. Закрепление
1. Для героев рассказа чувство Желткова – любовь или сумасшествие?
2. Любовь, Желткова, по замыслу автора, настоящая. В чём состоит сила настоящей любви? (Вспомните, что мы говорили об отношении Василия Львовича и Веры к Желткову).
Любовь способна изменить человека. Меняется князь Шеин, Вера да и Желтков тоже.
Идея рассказа – настоящая любовь существует, она изменяет, возвышает человека.
3.Что вы сумели понять на занятии?
4.Изменились ваши впечатления от рассказа после нашего урока?
5.Что вам больше всего понравилось в ходе занятия?
6.«Любовь должна быть трагедией», - говорит Аносов. И эту мысль утверждает автор.
Согласны вы с автором?
Обратимся к эпиграфу: « Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его» Так говорил Куприн. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства. В этом смысле героичен Георгий Желтков.
В рассказе А.Куприна много деталей-символов. Главные из них – гранатовый браслет, Аппассионата, красная роза.
Поговорим о символе - гранатовый браслет. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, своей любимой бедный чиновник дарит самое дорогое – семейную реликвию.
Вера же видит в подарке лишь украшение не очень высокого качества. Вот каким видит браслет княгиня: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый старинными, плохо отшлифованными гранатами». Понимает ли в этот момент Вера Николаевна, что значит для Желткова браслет. Нет. Понимает ли силу его чувств? Нет, в начале рассказа героиня не понимает, что гранатовый браслет – символ любви Желткова.
Сам Желтков в письме указывал на символический смысл зеленого (редкого) граната: «По старинному преданию…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Подарив Вере браслет, Желтков лишается защиты. И мы ещё раз убеждаемся, что прежде всего герой думает о любимой (вспомним: браслет сообщает женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли).
Символ гранатовый браслет выполняет ещё и другую функцию.
И вот посреди вечера Вера получает подарок Желткова. Это самый напряженный момент описания именин. Вера, видит на браслете пять красных гранатов. «Точно кровь!», - с неожиданной тревогой подумала Вера.
Гранатовый браслет усиливает тревогу. Подарок Желткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей способность предвидения.
Гранат — камень насколько древний, настолько и овеянный легендами. Гранат издавна считался символом любви, верности, преданности и мужества. Таким камнем в знак искренних и настоящих чувств обменивались влюбленные, которым самоцвет придавал силы и веры в непоколебимость вечной любви. Источник: https://akamni.ru/kamni/granat
Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.
Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?
Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.
Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.
Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.
В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».
Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.
И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.
Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.
На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.
Пожалуй, только старый генерал Аносов сразу отнёсся к любви Желткова всерьёз. И Веру он настраивает отнестись к любви таинственного Г.С.Ж тоже серьёзно. Мы уже читали раздумья генерала о любви Желткова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне.
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (глава 12).
Просмотр фрагмента фильма («Вера в комнате умершего Желткова»)
-
Какое настроение передаёт музыка в этой сцене? (Грустное, тревожное).
В этот трагический момент Желтков и Вера впервые оказались вдвоём.
Обратите внимание, как режиссёр фильма выделяет красную розу. Красная роза – это тоже деталь-символ. В финале рассказа «Олеся» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» - красный цвет – символ любви.
(«Вот анфракс, священный камень…Погляди, как он красен, как кровь, как, вечерняя заря, как распустившийся цвет граната… Это камень любви, гнева и крови».)
-
Почему Вера приносит именно красную розу?
(Поняла, что Желтков любил по-настоящему)
Момент прощания Веры с Желтковым – поворотный момент в жизни Веры.
Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?
Умерший Желтков приобретает «глубокую важность, «… как будто бы он перед смертью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь» Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».
-
В чём смысл сравнения героя с Пушкиным и Наполеоном?
Пушкин и Наполеон – великие люди. Талант любви Желткова также велик. Куприн приравнивает талант любви к талантам признанных гениев.
-
В начале рассказа мы читаем: Вера «холодна», «царственно спокойна». Такой ли мы видим Веру в этой сцене?
Вера неожиданно заплакала.
-
Почему? Как вы думаете?
Душа Веры словно пробуждается. Теперь её нельзя назвать холодной. Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет». Вера узнала, какая она – настоящая любовь. Теперь для неё Желтков не безумец, а великий человек.
Огромна роль музыки в рассказе.
Реализация выполнения индивидуального задания по теме:
«Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет» (см. тезисы в приложении).
Желтков хотел жить любя, и он попытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти музыкой бетховенской сонаты. Вера слушает сонату Бетховена, и в её проснувшейся душе слагаются куплеты.
Чтение фрагмента текста под музыку Бетховена
Эти слова звучат как стихи. Многие фрагменты рассказа, согласитесь, очень поэтичны.
Вам понятно, что в этих куплетах – судьба Желткова.
-
Как вы думаете, что Вера чувствует в этот момент? (горечь, сочувствие к Желткову и восхищение им, счастье от того, что её жизнь пересекла настоящая любовь)
III.Выводы. Закрепление
1. Для героев рассказа чувство Желткова – любовь или сумасшествие?
2. Любовь, Желткова, по замыслу автора, настоящая. В чём состоит сила настоящей любви? (Вспомните, что мы говорили об отношении Василия Львовича и Веры к Желткову).
Любовь способна изменить человека. Меняется князь Шеин, Вера да и Желтков тоже.
Идея рассказа – настоящая любовь существует, она изменяет, возвышает человека.
3.Что вы сумели понять на занятии?
4.Изменились ваши впечатления от рассказа после нашего урока?
5.Что вам больше всего понравилось в ходе занятия?
6.«Любовь должна быть трагедией», - говорит Аносов. И эту мысль утверждает автор.
Согласны вы с автором?
Обратимся к эпиграфу: « Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его» Так говорил Куприн. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства. В этом смысле героичен Георгий Желтков.
В рассказе А.Куприна много деталей-символов. Главные из них – гранатовый браслет, Аппассионата, красная роза.
Поговорим о символе - гранатовый браслет. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, своей любимой бедный чиновник дарит самое дорогое – семейную реликвию.
Вера же видит в подарке лишь украшение не очень высокого качества. Вот каким видит браслет княгиня: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый старинными, плохо отшлифованными гранатами». Понимает ли в этот момент Вера Николаевна, что значит для Желткова браслет. Нет. Понимает ли силу его чувств? Нет, в начале рассказа героиня не понимает, что гранатовый браслет – символ любви Желткова.
Сам Желтков в письме указывал на символический смысл зеленого (редкого) граната: «По старинному преданию…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Подарив Вере браслет, Желтков лишается защиты. И мы ещё раз убеждаемся, что прежде всего герой думает о любимой (вспомним: браслет сообщает женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли).
Символ гранатовый браслет выполняет ещё и другую функцию.
И вот посреди вечера Вера получает подарок Желткова. Это самый напряженный момент описания именин. Вера, видит на браслете пять красных гранатов. «Точно кровь!», - с неожиданной тревогой подумала Вера.
Гранатовый браслет усиливает тревогу. Подарок Желткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей способность предвидения.
Гранат — камень насколько древний, настолько и овеянный легендами. Гранат издавна считался символом любви, верности, преданности и мужества. Таким камнем в знак искренних и настоящих чувств обменивались влюбленные, которым самоцвет придавал силы и веры в непоколебимость вечной любви. Источник: https://akamni.ru/kamni/granat
Раздел | Тема маленького человека | ||||||||||||||
ФИО педагога | Комарова Т. Ю. | ||||||||||||||
Дата | 20.12.2022 | ||||||||||||||
Класс 9 «Д» | Количество присутствующих: 18 (из них учащийся с ООП –2) | Количество отсутствующих: | |||||||||||||
Тема урока | Именины в семье Шеиных. Символика подарка. (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») | ||||||||||||||
Цели обучения: | 9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм). | ||||||||||||||
Цели урока: | – анализируют важные для определения конфликта эпизоды рассказа, объясняют их связь с другими эпизодами; - анализируют литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев. | ||||||||||||||
ООП (1 группа, 1 учащийся – ЗПР - ***); 1 учащийся – слабовидящий - *** (индивидуальный текст); слабоуспевающие ученики - *: | – осуществляет анализ важных для определения конфликта эпизодов рассказа, объясняет их связь с другими эпизодами при поддержке учителя; - анализирует литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев при помощи частично подобранных учителем ключевых слов. | ||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||
Начало урока 1.Организационный момент. 1мин. 2.Актуализация знаний. 5 мин Повторение прочитанного 5 мин | | | | | |||||||||||
Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке. - Сегодня у нас необычный урок и я желаю вам успехов и хочу, чтобы он вам запомнился. 1.Просмотр фрагмента фильма (3 мин. 35 с.). Вводная беседа. - Что вы видите? - Как называется произведение и кто автор? Как зовут главную героиню рассказа? О каком семейном торжестве идет речь в рассказе? Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа, связанные с именинами Веры Николаевны, попробуем объяснить, как они связаны с другими эпизодами, и рассмотрим такой способ авторской характеристики героев, как символ. Запишите число и тему урока. Задание 1. ГР «Самый внимательный читатель». Задание на соответствие. На партах разложены карточки с вопросами и ответами. взаимопроверка в парах | Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке. Отвечают на вопросы Записывают число и тему урока. | | https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B3%D1%80%D0%B0 (Приложение №1) Приложение 2 Слайд Таблица у каждой группы https://www.youtube.com/watch?v=gB88JnCpfno&list=RDgB88JnCpfno&start_radio=1&ab_channel=MrAllaman15 | ||||||||||||
| Изучение нового материала 3 мин. 3 мин. 8 мин 4.Закрепление пройденного 6 мин 5 мин | Слово учителя. Итак в день своих именин (?)(это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок (?). Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков − гранатовый браслет). Кажется, что на именинах всё идет обычно, спокойно. Но в этой сюжетной части Куприн продолжает усиливать тревожное настроение. Сколько гостей насчитала Вера? Как она к этому отнеслась? Число 13 символично? Словарная работа. Приложение №2 ГР Задание 2. - по данному вам эпизоду рассказа попробуйте охарактеризовать героя по подарку-символу. Заполнить таблицу «Подарок», используя текст произведения. Герой
1 гр. – Василий Львович Шеин; 2 гр. – Анна – сестра Веры; 3 гр. – Желтков; 4 гр. – Вера Николаевна Шеина. Проверка. Работа с текстом. Давайте перечитаем эпизод, рассказывающий о браслете и его значении. В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера Николаевна? Что почувствовала героиня, получив этот подарок? (Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом). - Что значит для Желткова этот гранатовый браслет? (Для него браслет – фамильная драгоценность.) Какую магическую силу он имеет?(зачитать)
К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Примечание.Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое». Задание 3. ИР. Составьте синквейн «Гранатовый браслет» под звучание сонаты Бетховена. Зачитываются по одному синквейну от каждой группы. | Подбирают ответы к вопросам учащиеся комментируют ошибки друг друга, называют правильные ответы ООП: частично выполненное задание ***Учащиеся с ООП выполняют задание при поддержке группы. Выступление спикеров групп Читают эпизод Составляют синквейн. Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное | Дескрипторы: (10 вопросов) -соотносит ответы с вопросами правильно (или допускает 1 ошибку)– 2б; - допускает 2-3 ошибки - 1 б. ООП (5 вопросов): -соотносит ответы с вопросами правильно– 2б; - допускает 1 ошибку - 1 б. Дескрипторы: Заполоняет таблицу: -называет подарок -1б; -дает описание– 1б; определяет символику – 1б; - дает характеристику главному герою- 1б (4 б) ***- - при поддержке -называет подарок -1б; -дает описание– 1б; определяет символику – 1б; - дает характеристику главному герою- 1б (4 б) Дескрипторы: - составляет синквейн – 4строки – 4 балла. Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное | |||||||||||
| . | | | | |||||||||||
Конец урока Итог урока 3 мин Оценивание. 2 мин Рефлексия 3 мин. Домашнее задание: 1 мин. | Подведение итогов. - Какие основные темы поднимает Куприн в своем произведении? Темы: высокой и безответной любви, «маленького человека». Вы сказали, что рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь. - А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе? (Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.) Вот об этом мы будем говорить на следующем уроке. Учитель дарит каждому красную розу. «Одним предложением» - Что удалось? - Над чем ещё нужно поработать? Дифференцированное домашнее задание.
| Подводят итоги, отвечают нва вопросы Записывают д/з | Общий балл за урок – 10 | | |||||||||||
| | | |
Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.
Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?
Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.
Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.
Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.
В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».
Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.
И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.
Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.
На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.