Файл: Можете ли объяснить смысл названия произведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», - так скажет князь Шеин своей жене после смерти «докучливого» влюблённого (гл.11).

Пожалуй, только старый генерал Аносов сразу отнёсся к любви Желткова всерьёз. И Веру он настраивает отнестись к любви таинственного Г.С.Ж тоже серьёзно. Мы уже читали раздумья генерала о любви Желткова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне.

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (глава 12).

Просмотр фрагмента фильма («Вера в комнате умершего Желткова»)

  • Какое настроение передаёт музыка в этой сцене? (Грустное, тревожное).

В этот трагический момент Желтков и Вера впервые оказались вдвоём.

Обратите внимание, как режиссёр фильма выделяет красную розу. Красная роза – это тоже деталь-символ. В финале рассказа «Олеся» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» - красный цвет – символ любви.

(«Вот анфракс, священный камень…Погляди, как он красен, как кровь, как, вечерняя заря, как распустившийся цвет граната… Это камень любви, гнева и крови».)

  • Почему Вера приносит именно красную розу?

(Поняла, что Желтков любил по-настоящему)

Момент прощания Веры с Желтковым – поворотный момент в жизни Веры.

Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?

Умерший Желтков приобретает «глубокую важность, «… как будто бы он перед смертью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь» Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

  • В чём смысл сравнения героя с Пушкиным и Наполеоном?

Пушкин и Наполеон – великие люди. Талант любви Желткова также велик. Куприн приравнивает талант любви к талантам признанных гениев.

  • В начале рассказа мы читаем: Вера «холодна», «царственно спокойна». Такой ли мы видим Веру в этой сцене?

Вера неожиданно заплакала.

  • Почему? Как вы думаете?

Душа Веры словно пробуждается. Теперь её нельзя назвать холодной. Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет». Вера узнала, какая она – настоящая любовь. Теперь для неё Желтков не безумец, а великий человек.


Огромна роль музыки в рассказе.

Реализация выполнения индивидуального задания по теме:

«Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет» (см. тезисы в приложении).

Желтков хотел жить любя, и он попытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти музыкой бетховенской сонаты. Вера слушает сонату Бетховена, и в её проснувшейся душе слагаются куплеты.

Чтение фрагмента текста под музыку Бетховена

Эти слова звучат как стихи. Многие фрагменты рассказа, согласитесь, очень поэтичны.

Вам понятно, что в этих куплетах – судьба Желткова.

  • Как вы думаете, что Вера чувствует в этот момент? (горечь, сочувствие к Желткову и восхищение им, счастье от того, что её жизнь пересекла настоящая любовь)

III.Выводы. Закрепление

1. Для героев рассказа чувство Желткова – любовь или сумасшествие?

2. Любовь, Желткова, по замыслу автора, настоящая. В чём состоит сила настоящей любви? (Вспомните, что мы говорили об отношении Василия Львовича и Веры к Желткову).

Любовь способна изменить человека. Меняется князь Шеин, Вера да и Желтков тоже.

Идея рассказа – настоящая любовь существует, она изменяет, возвышает человека.

3.Что вы сумели понять на занятии?

4.Изменились ваши впечатления от рассказа после нашего урока?

5.Что вам больше всего понравилось в ходе занятия?

6.«Любовь должна быть трагедией», - говорит Аносов. И эту мысль утверждает автор.

Согласны вы с автором?

Обратимся к эпиграфу: « Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его» Так говорил Куприн. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства. В этом смысле героичен Георгий Желтков.

В рассказе А.Куприна много деталей-символов. Главные из них – гранатовый браслет, Аппассионата, красная роза.

Поговорим о символе - гранатовый браслет. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, своей любимой бедный чиновник дарит самое дорогое – семейную реликвию.

Вера же видит в подарке лишь украшение не очень высокого качества. Вот каким видит браслет княгиня: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый старинными, плохо отшлифованными гранатами». Понимает ли в этот момент Вера Николаевна, что значит для Желткова браслет. Нет. Понимает ли силу его чувств? Нет, в начале рассказа героиня не понимает, что гранатовый браслет – символ любви Желткова.



Сам Желтков в письме указывал на символический смысл зеленого (редкого) граната: «По старинному преданию…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

Подарив Вере браслет, Желтков лишается защиты. И мы ещё раз убеждаемся, что прежде всего герой думает о любимой (вспомним: браслет сообщает женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли).

Символ гранатовый браслет выполняет ещё и другую функцию.

И вот посреди вечера Вера получает подарок Желткова. Это самый напряженный момент описания именин. Вера, видит на браслете пять красных гранатов. «Точно кровь!», - с неожиданной тревогой подумала Вера.

Гранатовый браслет усиливает тревогу. Подарок Желткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей способность предвидения.

Гранат — камень насколько древний, настолько и овеянный легендами. Гранат издавна считался символом любви, верности, преданности и мужества. Таким камнем в знак искренних и настоящих чувств обменивались влюбленные, которым самоцвет придавал силы и веры в непоколебимость вечной любви. Источник: https://akamni.ru/kamni/granat

Раздел

Тема маленького человека

ФИО педагога

Комарова Т. Ю.

Дата

20.12.2022

Класс  9 «Д»

Количество присутствующих: 18 (из них учащийся с ООП –2)

Количество отсутствующих:

Тема урока 

Именины в семье Шеиных. Символика подарка. (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Цели обучения:


9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами;

9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).

Цели урока:


– анализируют важные для определения конфликта эпизоды рассказа, объясняют их связь с другими эпизодами;

- анализируют литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев.


ООП (1 группа, 1 учащийся – ЗПР - ***); 1 учащийся – слабовидящий - *** (индивидуальный текст);

слабоуспевающие ученики - *:

– осуществляет анализ важных для определения конфликта эпизодов рассказа, объясняет их связь с другими эпизодами при поддержке учителя;

- анализирует литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев при помощи частично подобранных учителем ключевых слов.


Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

1.Организационный момент. 1мин.

2.Актуализация знаний.
5 мин


Повторение прочитанного
5 мин















Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке.

- Сегодня у нас необычный урок и я желаю вам успехов и хочу, чтобы он вам запомнился.

1.Просмотр фрагмента фильма (3 мин. 35 с.). Вводная беседа.

- Что вы видите?

- Как называется произведение и кто автор? Как зовут главную героиню рассказа? О каком семейном торжестве идет речь в рассказе?

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа, связанные с именинами Веры Николаевны, попробуем объяснить, как они связаны с другими эпизодами, и рассмотрим такой способ авторской характеристики героев, как символ. Запишите число и тему урока.
Задание 1. ГР

«Самый внимательный читатель».

Задание на соответствие. На партах разложены карточки с вопросами и ответами.
взаимопроверка в парах


Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке.

Отвечают на вопросы
Записывают число и тему урока.







https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B3%D1%80%D0%B0


(Приложение №1)


Приложение 2


Слайд

Таблица у каждой группы

https://www.youtube.com/watch?v=gB88JnCpfno&list=RDgB88JnCpfno&start_radio=1&ab_channel=MrAllaman15




Изучение нового материала

3 мин.

3 мин.

8 мин

4.Закрепление пройденного
6 мин

5 мин

Слово учителя.

Итак в день своих именин (?)(это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок (?). Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном   переплёте, Желтков − гранатовый браслет).

Кажется, что на именинах всё идет обычно, спокойно. Но в этой сюжетной части Куприн продолжает усиливать тревожное настроение. Сколько гостей насчитала Вера? Как она к этому отнеслась? Число 13 символично?

Словарная работа. Приложение №2

ГР Задание 2. - по данному вам эпизоду рассказа попробуйте охарактеризовать героя по подарку-символу.

Заполнить таблицу «Подарок», используя текст произведения.

Герой

Подарок

Описание

Символика










1 гр. – Василий Львович Шеин; 2 гр. – Анна – сестра Веры; 3 гр. – Желтков; 4 гр. – Вера Николаевна Шеина.

Проверка.


Работа с текстом. Давайте перечитаем эпизод, рассказывающий о браслете и его значении.

В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера Николаевна? Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом).

- Что значит для Желткова этот гранатовый браслет? (Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Какую магическую силу он имеет?(зачитать)

  • Очень символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков – красный гранатовый браслет с зеленым гранатом посредине – вещь, замкнутую в кольцо, что является воплощением гармонии; гранат, по преданию, приносит своему обладателю радость и веселье, а зеленый гранат имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам, а мужчин охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”.

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно.

Примечание.Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое».
Задание 3. ИР. Составьте синквейн «Гранатовый браслет» под звучание сонаты Бетховена.

Зачитываются по одному синквейну от каждой группы.


Подбирают ответы к вопросам
учащиеся комментируют ошибки друг друга, называют правильные ответы

ООП: частично выполненное задание

***Учащиеся с ООП выполняют задание при поддержке группы.

Выступление спикеров групп

Читают эпизод

Составляют синквейн.

Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное

Дескрипторы:

(10 вопросов)

-соотносит ответы с вопросами правильно (или допускает 1 ошибку)– 2б; - допускает 2-3 ошибки - 1 б.

ООП

(5 вопросов):

-соотносит ответы с вопросами правильно– 2б; - допускает 1 ошибку - 1 б.
Дескрипторы:

Заполоняет таблицу:

-называет подарок -1б;

-дает описание– 1б;

определяет символику – 1б;

- дает характеристику главному герою- 1б

(4 б)
***- - при поддержке

-называет подарок -1б;

-дает описание– 1б;

определяет символику – 1б;

- дает характеристику главному герою- 1б

(4 б)

Дескрипторы:

- составляет синквейн – 4строки – 4 балла.

Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное


.









Конец урока

Итог урока

3 мин

Оценивание. 2 мин

Рефлексия

3 мин.

Домашнее задание:

1 мин.


Подведение итогов.

- Какие основные темы поднимает Куприн в своем произведении? Темы: высокой и безответной любви, «маленького человека».

Вы сказали, что рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

 (Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

Вот об этом мы будем говорить на следующем уроке. Учитель дарит каждому красную розу.
«Одним предложением»

Что удалось?

- Над чем ещё нужно поработать?
Дифференцированное домашнее задание.

  1. Подобрать цитаты, характеризующие внутренние качества княгини Веры.

  2. Ответить на вопросы на стр. 224-225 (Желтков, Вера)





Подводят итоги, отвечают нва вопросы

Записывают д/з


Общий балл за урок – 10















Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.

Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».


У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.

И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.

На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.