Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
другие приведенные на рисунке.
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга.
В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ [6, c.20].
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования (методы приведены в рис выше), однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования.
Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования.
Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы.
Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации. По степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные [7, c.76,77].
Таким образом, методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.
Вывод: перечисленные выше методы, безусловно, можно отнести и как к прогнозированию, так и к планированию. Такой значительный набор методов позволяет наиболее эффективно и рационально осуществлять государственное регулирование экономики, так как использование разнообразных методов сглаживает недостатки одних методов за счет преимуществ других.
2.3 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
К основным принципам, которые должны быть учтены при разработке системы прогнозирования, относят принципы: системности, оптимальности, непрерывности, адекватности, согласованности, вариантности, верифицируемое и эффективности. ( Таблица №)
Принцип системности предполагает необходимость обеспечения взаимосвязанности и тесной соподчиненности прогнозов развития объекта, элементов и прогнозного фона.
Принцип оптимальности отражает необходимость выбора из множества вариантов прогноза наилучшего варианта.
Принцип непрерывности обусловливает потребность корректирования прогнозов по мере поступления, накопления новых данных об объекте прогнозирования и о прогнозном фоне. [11, c.143].
Принцип адекватности составленного прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку степени устойчивости тенденций и взаимосвязей в развитии фирмы и создание теоретического аналога реальных экономических процессов. Этот принцип основывается на учете вероятностного характера господствующей тенденции и оценке вероятности реализации этой тенденции.
Принцип согласованности предполагает согласование нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.
Принцип вариантности обусловливает необходимость разработки вариантов прогноза развития объекта, явления, процесса исходя из различных вариантов прогностического фона.
Принцип верифицируемости предполагает необходимость определения степени достоверности, точности и обоснованности получаемых прогнозов.
Принцип эффективности обусловливает необходимость превышения конечного экономического результата, получаемого от реализации составленного прогноза, над затратами на его разработку.
3. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ И ПЛАНИРОВАНИЕМ
Обычно, не выделяют место под отдельную функцию «прогнозирование». Если прогнозирование и упоминается, то составе функции планирования. Хоть это и не совсем верно, но, всё равно, прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно.
Основные отличия прогнозирования от планирования:
Из приведенных выше отличий прогнозирования и планирования становиться ясно, что это два различных процесса.
Прогнозирование осуществляется на этапе анализа среды, перед разработкой плана. Прогнозы помогают осуществить верную постановку целей и задач, разработать правильную стратегию. В данном случае прогнозирование становиться элементом планирования.
Прогнозирование осуществляется на этапе реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых значений с целью организации дополнительных управляющих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений. Такой прогноз называется оперативным. В данном случае прогнозирование становиться элементом контроля.
Итак, прогнозирование – это важная функция управления, тесно связанная, в первую очередь, с планированием, во вторую – с контролем. Прогнозирование не
тождественно планированию, так как носит информационный характер, а объектом прогнозирования может выступать как внутренняя среда, так и внешняя или их совокупность. Также, чаще всего, прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный срок, нежели планирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив теоретические основы финансового планирования и прогнозирования, можно заключить, жизнедеятельность организации невозможна без этих составляющих, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любой организации необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование является важной частью хозяйственной практики. Многолетний опыт иностранных и отечественных организаций показывает|доказал|, что недооценка планирования в условиях рынка, сведение|возведение,сведение,свод| его к|до| минимуму чаще приводит к|до| значительным экономическим|экономичным| потерям. Опытные|сведущие| руководители понимают, что все большие|великие| бои сначала выигрывают на бумаге - на плане, а только после этого в реальной жизни. Рынок не подавляет|удручает|, не отрицает|оспаривает| планирования вообще, а только смещает этот процесс в первичное производственное звено, как важный элемент хозяйственного механизма управления.
Успешно работающие |трудящиеся|организации осуществляют|свершают,совершают| не только долгосрочное планирование, но и детальную разработку оперативных текущих планов по каждому подразделению
|подразделению|, каждому рабочему месту. Календарные планы (декадные, месячные|лунные|, квартальные, полугодовые) конкретизируют цели и задачи |задачи|организации, включая сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использования|употребления| с учетом срока|термина| выполнения каждого задания|задачи|. В них предусматриваются расходы на реконструкцию мощностей, замену оборудования, обновления продукции, учебы|обучения,учения| работников и тому подобное.
План нужен не только большим|великим| и средним, но и малым организациям. Использование|употребления| трудовых и материальных ресурсов регламентируются нормами и нормативами. Нормативность устанавливает требования|востребования| к|до| эффективности использования|употребления| ресурсов и результатов хозяйствования.
В современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой и без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а план соответствующий поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые организацией.
Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание в средних и крупных организациях так называемых прогнозных отделов (для малых организаций создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись, без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам организаций. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования и прогнозирования, можно сделать заключение, что финансовое планирование и прогнозирование являются одним из важнейших элементов, функционирования организации.
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга.
В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ [6, c.20].
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования (методы приведены в рис выше), однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования.
Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования.
Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы.
Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации. По степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные [7, c.76,77].
Таким образом, методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.
Вывод: перечисленные выше методы, безусловно, можно отнести и как к прогнозированию, так и к планированию. Такой значительный набор методов позволяет наиболее эффективно и рационально осуществлять государственное регулирование экономики, так как использование разнообразных методов сглаживает недостатки одних методов за счет преимуществ других.
2.3 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
К основным принципам, которые должны быть учтены при разработке системы прогнозирования, относят принципы: системности, оптимальности, непрерывности, адекватности, согласованности, вариантности, верифицируемое и эффективности. ( Таблица №)
Принцип системности предполагает необходимость обеспечения взаимосвязанности и тесной соподчиненности прогнозов развития объекта, элементов и прогнозного фона.
Принцип оптимальности отражает необходимость выбора из множества вариантов прогноза наилучшего варианта.
Принцип непрерывности обусловливает потребность корректирования прогнозов по мере поступления, накопления новых данных об объекте прогнозирования и о прогнозном фоне. [11, c.143].
Принцип адекватности составленного прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку степени устойчивости тенденций и взаимосвязей в развитии фирмы и создание теоретического аналога реальных экономических процессов. Этот принцип основывается на учете вероятностного характера господствующей тенденции и оценке вероятности реализации этой тенденции.
Принцип согласованности предполагает согласование нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.
Принцип вариантности обусловливает необходимость разработки вариантов прогноза развития объекта, явления, процесса исходя из различных вариантов прогностического фона.
Принцип верифицируемости предполагает необходимость определения степени достоверности, точности и обоснованности получаемых прогнозов.
Принцип эффективности обусловливает необходимость превышения конечного экономического результата, получаемого от реализации составленного прогноза, над затратами на его разработку.
3. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ И ПЛАНИРОВАНИЕМ
Обычно, не выделяют место под отдельную функцию «прогнозирование». Если прогнозирование и упоминается, то составе функции планирования. Хоть это и не совсем верно, но, всё равно, прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно.
Основные отличия прогнозирования от планирования:
-
планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер; -
чаще всего, объектом прогнозирования выступает совокупность организации и внешней среды. Объектом планирования является только деятельность организации. Естественно, что планировать деятельность конкурентов, органов государственной власти, потребителей не имеет большого смысла, так как у руководства организации нет возможности напрямую управлять их действиями. -
-прогнозирование может осуществляться на более длительный срок по сравнению с планированием. Планирование на предприятии осуществляется на год. В случае, когда на предприятии внедрено стратегическое планирование, дополнительно разрабатывается план на несколько лет. Планирование на более длительный срок нецелесообразно. Срок прогнозирования неограничен. -
прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован. Цель прогноза – дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем. Часто для этого достаточно нескольких ключевых показателей. План же разрабатывается по кварталам или месяцам, в разрезе структурных подразделений, в разрезе статей затрат, по видам продукции, с выделением ответственных за выполнение и т. д.
Из приведенных выше отличий прогнозирования и планирования становиться ясно, что это два различных процесса.
Прогнозирование осуществляется на этапе анализа среды, перед разработкой плана. Прогнозы помогают осуществить верную постановку целей и задач, разработать правильную стратегию. В данном случае прогнозирование становиться элементом планирования.
Прогнозирование осуществляется на этапе реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых значений с целью организации дополнительных управляющих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений. Такой прогноз называется оперативным. В данном случае прогнозирование становиться элементом контроля.
Итак, прогнозирование – это важная функция управления, тесно связанная, в первую очередь, с планированием, во вторую – с контролем. Прогнозирование не
тождественно планированию, так как носит информационный характер, а объектом прогнозирования может выступать как внутренняя среда, так и внешняя или их совокупность. Также, чаще всего, прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный срок, нежели планирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив теоретические основы финансового планирования и прогнозирования, можно заключить, жизнедеятельность организации невозможна без этих составляющих, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любой организации необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование является важной частью хозяйственной практики. Многолетний опыт иностранных и отечественных организаций показывает|доказал|, что недооценка планирования в условиях рынка, сведение|возведение,сведение,свод| его к|до| минимуму чаще приводит к|до| значительным экономическим|экономичным| потерям. Опытные|сведущие| руководители понимают, что все большие|великие| бои сначала выигрывают на бумаге - на плане, а только после этого в реальной жизни. Рынок не подавляет|удручает|, не отрицает|оспаривает| планирования вообще, а только смещает этот процесс в первичное производственное звено, как важный элемент хозяйственного механизма управления.
Успешно работающие |трудящиеся|организации осуществляют|свершают,совершают| не только долгосрочное планирование, но и детальную разработку оперативных текущих планов по каждому подразделению
|подразделению|, каждому рабочему месту. Календарные планы (декадные, месячные|лунные|, квартальные, полугодовые) конкретизируют цели и задачи |задачи|организации, включая сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использования|употребления| с учетом срока|термина| выполнения каждого задания|задачи|. В них предусматриваются расходы на реконструкцию мощностей, замену оборудования, обновления продукции, учебы|обучения,учения| работников и тому подобное.
План нужен не только большим|великим| и средним, но и малым организациям. Использование|употребления| трудовых и материальных ресурсов регламентируются нормами и нормативами. Нормативность устанавливает требования|востребования| к|до| эффективности использования|употребления| ресурсов и результатов хозяйствования.
В современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой и без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а план соответствующий поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые организацией.
Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание в средних и крупных организациях так называемых прогнозных отделов (для малых организаций создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись, без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам организаций. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования и прогнозирования, можно сделать заключение, что финансовое планирование и прогнозирование являются одним из важнейших элементов, функционирования организации.