Файл: Обжалование действий и решений судебного приставаисполнителя (тактикоправовой аспект).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Они проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

Судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, Судебным приставам присваиваются классные чины.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения.

Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
2.2 Основания для обжалования действий судебных приставов исполнителей
Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы»
17.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ: «Граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих»18. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.



Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

- пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

- отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

- отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

- обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.



Глава 3. Анализ статистических данных по обжалованию действий решений судебного пристава-исполнителя
3.1 Сравнительный анализ количества заявлений о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Анализ письменных обращений граждан является одним из важнейших методов оценки качества оказания услуг. В своем исследовании я провела сравнительный анализ количества вступивших в законную силу решениях судов, арбитражных судов о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов за 2016, 2017 года, с целью проанализировать качество предоставляемых услуг в ФССП России. Данные были взяты с официального сайта fssprus.ru.


Рис.1. Кол-во решений судов о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФССП за 2016, 2017 года
Из графика видим, что количество заявлений в 2017 возросло на 2.73 % в сравнении с 2016 годом.



Рис 2. Статистика всех заявлений на сотрудников ФССП в процентах;
Как видно из графика более 80% обращений на действие (бездействие) сотрудников ФССП были поданы на судебных приставов исполнителей.

Рассмотрим более подробно категории заявлений и их количество за 2016, 2017 года.
Таблица 1 - Статистика подаваемых обращений в суд на действие (бездействие) СПИ

Категория

Кол-во

2016 г

Кол-во 2017 г

По возбуждению исполнительного производства

5750

5185

Бездействие

20090

20642

По ограничению права выезда за пределы Российской Федерации

505

575

По ограничению пользования должником специальными правами

700

605

Действия, нарушающие ст. 446 ГПК РФ

84

52

По аресту имущества, наложению запрета на совершение регистрационных действий

5298

5196

По оценке арестованного имущества

1549

1597

По реализации арестованного имущества

882

930

Хранение арестованного имущества

145

158

По исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов

3107

3105

По обращению взыскания на денежные средства

3689

4285

По исполнению исполнительных документов о взыскании заработной платы и восстановлении на работе

125

131

По исполнению исполнительных документов неимущественного характера, в том числе о вселении (выселении)

1496

1512

Нарушение очередности удовлетворения требований взыскателя (распределение денежных средств)

86

115

По регистрации имущественных прав

106

94

По окончанию исполнительного производства

4495

6085

По вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора

7991

7543

По исполнению исполнительных документов, содержащих требования об административном приостановлении деятельности

26

35

По составлению протокола об административном правонарушении

804

486

Иные

7078

11980

Всего

64006

65528



Общее кол-во жалоб подаваемых в суд на действие (бездействие) спи, в 2017 году, возросло на 2,32 % в сравнении с 2016 годом.

Изучив данные из таблицы, можно наблюдать динамику увеличения количества подаваемых заявлений на действие (бездействие) СПИ : на «Бездействие» в 2017 году было подано 20 642 заявлений, что на 2,7 % больше чем в 2016; «По ограничению права выезда за пределы Российской Федерации» в 2017 году подано 575 заявлений, что на 12.2 % больше чем в 2016 году; «по оценке арестованного имущества» в2017 году было подано 1 597 заявлений это на 3 % больше чем 2016 году; «По реализации арестованного имущества» в 2017году (930 заявлений) на 3 % больше чем в 2016 году; «Хранение арестованного имущества» в 2017 году количество жалоб – 158, что на 8,2 % больше чем 2016 году; по обращению взыскания на денежные средства в 2017 году подано 4 285 заявлений, что на 14 % больше чем в 2016 году; «Нарушение очередности удовлетворения требований взыскателя (распределение денежных средств)» в 2017 году подано 816 заявлений на 25 % больше чем в 2016 году; «По окончанию исполнительного производства» в 2017 году было подано 6085, что больше чем в 2016 году на 26 %;

Из общего числа зарегистрированных заявлений также отмечается и положительная динамика в некоторых из них, а именно: «По возбуждению исполнительного производства» в 2017 году было подано 5 750 заявлений - это на 9,8 % меньше чем в 2016; «По ограничению пользования должником специальными правами» в 2017 году было подано 605 заявлений, что меньше на 13,6 % чем в 2016 году; «Действия, нарушающие ст. 446 ГПК РФ» в 2017 году было подано 52 заявления на 38 % меньше чем в 2016 году; «По аресту имущества, наложению запрета на совершение регистрационных действий» в 2017 году подано 5 196 заявлений, что на 2 % меньше чем в 2016 году; «По вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора» в 2017 году (7 543 заявлений)меньше на 5,6 % чем в 2016 году; «По составлению протокола об административном правонарушении» в 2017 году подано486 заявления, что на 40% меньше чем в 2016 году.

Взяв во внимание все данные из таблицы можно сделать вывод, что улучшения в работе СПИ в 2017 году незначительны, общий процент заявлений (бездействие СПИ, по ограничению права выезда за пределы РФ, по реализации арестованного имущества, хранение арестованного имущества, п окончанию исполнительного производства и т.д.) растет.

Таким образом, в настоящее время в Федеральной службе судебных приставов еще не сложилась четкая организационная система, которая бы позволила максимально оптимизировать процесс выполнения основных задач