Файл: Обжалование действий и решений судебного приставаисполнителя (тактикоправовой аспект).rtf
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, стоящих перед судебным приставом-исполнителем.
Следствием изложенного является постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
Введение института помощника судебного пристава-исполнителя будет очень важным шагом к оптимизации работы. Именно из числа помощников в будущем может быть сформирован квалифицированный состав судебных приставов-исполнителей. Введение такой должности поможет частично решить проблему занятости лиц, имеющих среднее специальное юридическое образование, разбираться в специальной юридической терминологии и знать основы исполнительного законодательства, что, несомненно, повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя. Введение должности помощника, несомненно, повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя, поскольку позволит освободить время для фактического исполнения требований исполнительных документов.
Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Причинами затруднений при исполнении исполнительных документов называются: отсутствие имущества и работы у должников, места постоянного жительства, трудности розыска должников, отсутствие реальных механизмов наказания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Необходимо установить более гибкие механизмы погашения различных видов задолженностей. Требует обсуждения вопрос о возможности принудительного направления должников для выполнения социально значимой работы до погашения задолженности перед взыскателем. Вопросы, касающиеся розыска должника и его имущества, нуждаются в скорейшем детальном урегулировании. Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию) специальных служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом широкого
использования методов оперативно-розыскной деятельности; повысить эффективность взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних дел; подумать о дополнительных стимулах при эффективной работе приставов, занимающихся розыском.
Целесообразным будет введение специализации судьи по исполнительному производству, так как это приведет к сокращению количества судебных ошибок при рассмотрении жалоб и заявлений по вопросам исполнительного производства, а также будет способствовать экономии времени и обеспечит своевременное исполнение судебных и иных юрисдикционных актов.
Заключение
Профессия судебного пристава непривлекательна на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Действующим законодательством устанавливается:
1) административный (внесудебный) порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, который в Законе об исполнительном производстве именуется «обжалованием в порядке подчиненности» (ст. 121);
2) судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Что касается содержательной части, то в жалобе должны быть указаны:
- должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
- основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
- требования лица, подавшего жалобу19
В своей работе я провела исследование на тему: «Анализ статистических данных по обжалованию действий решений судебного пристава-исполнителя». Предметом моего исследования стали сведения о вступивших в законную силу решениях судов, арбитражных судов о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов за 12 месяцев 2016, 2017 года. Данные были взяты с официального сайта fssprus.ru из раздела «Информационно-аналитические материалы».
В своей работе я сравнила количество подаваемых заявлений на действие (бездействие) СПИ и получила неутешительные данные, которые свидетельствуют о росте количества подаваемых заявлений на 2.3 % в 2017 году в сравнении с 2016.
Цель моей работы была достигнута. В своей работе я предложила решение данной проблемы путем создания в рамках территориального подразделения службы групп, которые в силу специализации занимались бы исполнением дел лишь одной, строго определенной, категории в зависимости от вида исполнительного документа, характера и степени сложности осуществляемого взыскания.
Во многом эффективность работы службы связана и с материальным обеспечением. Пока уровень денежного обеспечения отдельного сотрудника, еще недостаточно высок. Средняя зарплата, продолжает оставаться низкой, и составляет от десяти до тринадцати тысяч рублей.
Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на отдельные проблемы, имеющие место при осуществлении розыска должников и их имущества, обеспечению безопасности в судах, данные направления деятельности были и остаются одними из приоритетных при выполнении задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов. Только общими усилиями территориальных органов и ФССП России в целом при тесном сотрудничестве с правоохранительными и иными государственными органами может быть в полной мере реализовано право граждан и организаций на судебную защиту, что, несомненно, повысит авторитет Федеральной службы судебных приставов.
В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Список использованных источников
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Справочная правовая система «Консультант плюс».
2. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 29.01.2018) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»//Справочная правовая система «Консультант плюс».
3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 7.03.2018) //Справочная правовая система «Консультант плюс».
4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)//Справочная правовая система «Консультант плюс».
5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)//Справочная правовая система «Консультант плюс».
2. УЧЕБНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Усиевич А.Р.. Профессиональная этика судебного пристава. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014.
7. Валеев Д.Х.. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (с постатейными материалами). – М.: Статут, 2011.
8. Взыскатель в исполнительном производстве. Защита прав и интересов. – М.: Российская газета, 2014.
9. Воронов Е.Н. Исполнительное производство: (заключительная стадия гражданского процесса): учебное пособие / Е.Н. Воронов. - Курск: ЮЗГУ, 2014.
10. Голубев В.М.. Институт судебных приставов в России. Историко-правовое исследование. – М.: Щит-М, 2011.
11. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.
12. Гуреев В.А. Исполнительное производство: учебник / В.А. Гуреев, В.В. Гущин; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2014.
13. Гуреев В.А., Селионов И.В.. Исполнение судебных актов в отношении государства, муниципальных образований и бюджетных учреждений. – М.: Юнити-Дана, 2011.
14. Гуреев В.А.. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. – М.: Статут, 2013.
15. Донцов Е.М., Донцова Т.К.. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении имущества физических лиц. – М.: , 2010.
16. Захаров В.В.. Комментарий к Федеральному Закону "О судебных приставах" (постатейный). – М.: РИОР, Инфра-М, 2013.
17. Исполнительное производство / отв. ред. И.В. Решетникова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.
18. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Норма, Инфра-М, 2013.
19. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве и практике его применения» / отв. ред. И. В. Решетникова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012.
20. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / под ред. В. В. Яркова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
21. Малюшин К.А.. Принципы гражданского исполнительного права. Проблемы понятия и системы. – М.: Инфотропик Медиа, 2011.
22. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. – М.: Статут, 2011.
23. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, Статут, 2012.
24. Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015.
3.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
25. http://www.consultant.ru/
26. http://fssprus.ru/
Приложение 1
Рис.3 Структура ФССП России
Приложение 2
Образец заявления (жалобы) для подачи в порядке подчиненности
В ___________________________
(наименование отдела, если жалоба направляется в порядке подчиненности)
от ___________________________
(ФИО заявителя, адрес)
Заинтересованное лицо: ___________
(наименование, адрес
судебного пристава-исполнителя)
Должник (взыскатель): ____________
(ФИО второй стороны, адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя
«_»______ ___г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _____ (ФИО должника) в пользу _____ (ФИО взыскателя) денежной суммы ____ рублей.
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия ____ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).
С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права ____ (указать, в чем нарушение прав заявителя).
Следствием изложенного является постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
Введение института помощника судебного пристава-исполнителя будет очень важным шагом к оптимизации работы. Именно из числа помощников в будущем может быть сформирован квалифицированный состав судебных приставов-исполнителей. Введение такой должности поможет частично решить проблему занятости лиц, имеющих среднее специальное юридическое образование, разбираться в специальной юридической терминологии и знать основы исполнительного законодательства, что, несомненно, повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя. Введение должности помощника, несомненно, повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя, поскольку позволит освободить время для фактического исполнения требований исполнительных документов.
Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Причинами затруднений при исполнении исполнительных документов называются: отсутствие имущества и работы у должников, места постоянного жительства, трудности розыска должников, отсутствие реальных механизмов наказания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Необходимо установить более гибкие механизмы погашения различных видов задолженностей. Требует обсуждения вопрос о возможности принудительного направления должников для выполнения социально значимой работы до погашения задолженности перед взыскателем. Вопросы, касающиеся розыска должника и его имущества, нуждаются в скорейшем детальном урегулировании. Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию) специальных служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом широкого
использования методов оперативно-розыскной деятельности; повысить эффективность взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних дел; подумать о дополнительных стимулах при эффективной работе приставов, занимающихся розыском.
Целесообразным будет введение специализации судьи по исполнительному производству, так как это приведет к сокращению количества судебных ошибок при рассмотрении жалоб и заявлений по вопросам исполнительного производства, а также будет способствовать экономии времени и обеспечит своевременное исполнение судебных и иных юрисдикционных актов.
Заключение
Профессия судебного пристава непривлекательна на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Действующим законодательством устанавливается:
1) административный (внесудебный) порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, который в Законе об исполнительном производстве именуется «обжалованием в порядке подчиненности» (ст. 121);
2) судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Что касается содержательной части, то в жалобе должны быть указаны:
- должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
- основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
- требования лица, подавшего жалобу19
В своей работе я провела исследование на тему: «Анализ статистических данных по обжалованию действий решений судебного пристава-исполнителя». Предметом моего исследования стали сведения о вступивших в законную силу решениях судов, арбитражных судов о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов за 12 месяцев 2016, 2017 года. Данные были взяты с официального сайта fssprus.ru из раздела «Информационно-аналитические материалы».
В своей работе я сравнила количество подаваемых заявлений на действие (бездействие) СПИ и получила неутешительные данные, которые свидетельствуют о росте количества подаваемых заявлений на 2.3 % в 2017 году в сравнении с 2016.
Цель моей работы была достигнута. В своей работе я предложила решение данной проблемы путем создания в рамках территориального подразделения службы групп, которые в силу специализации занимались бы исполнением дел лишь одной, строго определенной, категории в зависимости от вида исполнительного документа, характера и степени сложности осуществляемого взыскания.
Во многом эффективность работы службы связана и с материальным обеспечением. Пока уровень денежного обеспечения отдельного сотрудника, еще недостаточно высок. Средняя зарплата, продолжает оставаться низкой, и составляет от десяти до тринадцати тысяч рублей.
Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на отдельные проблемы, имеющие место при осуществлении розыска должников и их имущества, обеспечению безопасности в судах, данные направления деятельности были и остаются одними из приоритетных при выполнении задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов. Только общими усилиями территориальных органов и ФССП России в целом при тесном сотрудничестве с правоохранительными и иными государственными органами может быть в полной мере реализовано право граждан и организаций на судебную защиту, что, несомненно, повысит авторитет Федеральной службы судебных приставов.
В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Список использованных источников
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Справочная правовая система «Консультант плюс».
2. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 29.01.2018) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»//Справочная правовая система «Консультант плюс».
3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 7.03.2018) //Справочная правовая система «Консультант плюс».
4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)//Справочная правовая система «Консультант плюс».
5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)//Справочная правовая система «Консультант плюс».
2. УЧЕБНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Усиевич А.Р.. Профессиональная этика судебного пристава. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014.
7. Валеев Д.Х.. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (с постатейными материалами). – М.: Статут, 2011.
8. Взыскатель в исполнительном производстве. Защита прав и интересов. – М.: Российская газета, 2014.
9. Воронов Е.Н. Исполнительное производство: (заключительная стадия гражданского процесса): учебное пособие / Е.Н. Воронов. - Курск: ЮЗГУ, 2014.
10. Голубев В.М.. Институт судебных приставов в России. Историко-правовое исследование. – М.: Щит-М, 2011.
11. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.
12. Гуреев В.А. Исполнительное производство: учебник / В.А. Гуреев, В.В. Гущин; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2014.
13. Гуреев В.А., Селионов И.В.. Исполнение судебных актов в отношении государства, муниципальных образований и бюджетных учреждений. – М.: Юнити-Дана, 2011.
14. Гуреев В.А.. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. – М.: Статут, 2013.
15. Донцов Е.М., Донцова Т.К.. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении имущества физических лиц. – М.: , 2010.
16. Захаров В.В.. Комментарий к Федеральному Закону "О судебных приставах" (постатейный). – М.: РИОР, Инфра-М, 2013.
17. Исполнительное производство / отв. ред. И.В. Решетникова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.
18. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Норма, Инфра-М, 2013.
19. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве и практике его применения» / отв. ред. И. В. Решетникова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012.
20. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / под ред. В. В. Яркова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
21. Малюшин К.А.. Принципы гражданского исполнительного права. Проблемы понятия и системы. – М.: Инфотропик Медиа, 2011.
22. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. – М.: Статут, 2011.
23. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, Статут, 2012.
24. Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015.
3.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
25. http://www.consultant.ru/
26. http://fssprus.ru/
Приложение 1
Рис.3 Структура ФССП России
Приложение 2
Образец заявления (жалобы) для подачи в порядке подчиненности
В ___________________________
(наименование отдела, если жалоба направляется в порядке подчиненности)
от ___________________________
(ФИО заявителя, адрес)
Заинтересованное лицо: ___________
(наименование, адрес
судебного пристава-исполнителя)
Должник (взыскатель): ____________
(ФИО второй стороны, адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя
«_»______ ___г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _____ (ФИО должника) в пользу _____ (ФИО взыскателя) денежной суммы ____ рублей.
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия ____ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).
С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права ____ (указать, в чем нарушение прав заявителя).