Файл: 1. Понятие планирования, виды планирования игровой деятельности, значение планирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие «планирования», виды планирования игровой деятельности, значение планирования.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

     Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

 Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

• Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.


Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

2. Особенности планирования творческих игр.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В педагогике сюжетно-ролевые игры называют «творческими», «свободными». В этих играх дети отражают все то, что они видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. Чем старше дети, тем самостоятельнее становятся они в играх, тем шире сюжеты игры, интереснее замысел. Педагог создает условия для игр, иногда помогает детям  договориться о ходе игры, заботясь о том, чтобы все дети играли, проявляли инициативу, по очереди выполняли главные роли, умели бы подчиняться вырабатываемым сообща правилам.

Ролевую игру можно описать как «ситуацию», в которой кого-либо просят взять на себя роль, нехарактерную для исполнителя, либо характеризующую его, но в абсолютно другой обстановке. Ролевая игра - это попытка получить опыт другого поведения. Сюжетно-ролевая игра используется в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков.

Цели игры:

- предоставить детям возможность активно попытаться изменить свое поведение;

- предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальности;

- предоставить детям возможность увидеть, как их поведение влияет на окружающих;

- дать детям возможность испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи;

- способствовать тому, чтобы дети учились по
новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения, предоставляя им возможность исполнять различные роли.

Основой сюжетно-ролевых игр является самостоятельная деятельность детей, возникает вопрос, нужно ли руководить игрой, вмешиваться в творчество детей?

Общеизвестно, что творчество ребенка в игре само по себе без участия, т.е. руководства взрослого развиваться не может, т.е. руководство взрослого в том, что оно строится на интересе детей, педагог лишь расширяет знания, используя различные приемы: совет, подсказка, предложение, выполнение взрослым одной из ролей.



К наиболее распространенным сюжетам игр для учащихся школьного возраста отнести:

- созидательные сюжеты (строительство плотин, «города», создание школьной фабрики, театра);

- сюжеты поиска и открытий (экспедиции, путешествия, полеты в космос);

- сюжеты, созданные с романтикой профессий (игра в «школу», в «магазин», в «пожарников», в «геологов», в «мореплавателей»);

- военные и военизированные игры (игры в «войну», «партизан»);

- игры, связанные с искусством (игры в «цирк», в «театр»);

- этические и сказочные сюжеты (игры в «индейцев», «папуасов», «Нептуна», «Робин Гуда», «Робинзона»);

- фантастические сюжеты (игры в «пришельцев» и пр.);

Структурные этапы сюжетно-ролевой игры, на которые следует обратить внимание:

- нахождение замысла игры;

- построение вариантов сюжета игр, выявление ролей и их распределение;

- нахождение путей реализации замысла и содержания игры;

- поиск и подготовка игрового материала, атрибутов;

- собственно игровое творчество, использование комбинаций при выполнении игровых действий, контроль за выполнением правил;

- самооценка и оценка найденного сюжета игры, игровых действий, путем решения игровых задач.

Методические рекомендации при подготовке к игре:

Создание положительного восприятия детьми игры, атмосферы ожидания успеха и удовольствия от участия в ней.

1. Будущие участники игры получают и уточняют информацию о себе и предстоящей игре, подробно знакомятся с тем, как игра может помочь им в дальнейшей жизни.

2. Освоение игровых действий участниками.

3. Все участники игры хорошо представляют ход игры, получили свой игровой инструментарий и знали пользование им. Каждая ролевая игра моделирует ситуацию, далекую от действительности; участникам предстоит перевоплощение, для этого они должны знать биографию и характер своего героя, эпоху, в которой происходит действие. Поэтому, нужно познакомится с местом и временем игры.

4. Дать время участникам на подготовку к игре.

Правила проведения сюжетно-ролевых игр:

Правила выдвигают дети, следуя определенным жизненным привычкам.

1. Дети вводят в игру новые роли, расширяют игровые отношения.

2. Педагогу необходимо научить ребенка переносить полученные знания в игру.


3. Обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а преобразуя их, вводя новые роли.

Достичь этого можно, используя модели подготовленных взрослыми игр - лото (набор карточек с изображением людей разных профессий и служб, роли которых дети отражают в своих играх; орудий труда, принадлежностей, которые используются в виде игровых атрибутов).

Трудности, с которыми может столкнуться педагог при проведении сюжетно-ролевой игры:

1. Уровень развития  некоторых  детей может  быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль, в этом случае лучше не использовать этот вид игры.

2. Дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения, таким образом, убедитесь, что дети  готовы  к такому типу обучения,  слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить поведение. Этот вид игр рекомендуется использовать для проведения массовых воспитательных мероприятий в младшем, среднем и старшем звене. Все три возрастные группы принимают активное участие.

3. Особенности планирования игр с правилами.

Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения.

Дидактические игры.

Содержание, методика и правила дидактических игр разрабатываются педагогами для развития познавательной активности детей.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

-игры-занятия;

-дидактические или автодидактические игры.

В играх занятиях главная роль принадлежит педагогу, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, показом.

Основой для игр служат сформулированные предоставления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Дидактическую игру можно использовать при обучении математики и др. предметов, ознакомлении с природой и окружающим миром, на кружковых занятиях, в развитии сенсорной культуры.


Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

- учебное (познавательное);

- игровое (занимательное).

Цели игры:

- развитие творческих способностей,

- развитие зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений,

- уточнение знаний детей о предметах и явлениях окружающей жизни,

- развитие сообразительности, смекалки, речи.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. В игре формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам.

Методические рекомендации дидактических игр, на которые следует обратить внимание:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и  обучения; углубления и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения игры;

- выбор места для игры, темпа, эмоциональный настрой;

- определение количества играющих  (вся группа, небольшая подгруппа);

- подготовка необходимого дидактического материала  для выбранной игры (игрушки, различные предметы);

- подготовка педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,  необходимыми для решения игровой задачи.

Этапы подготовки к игре:

1.  Ознакомление с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.

1. Объяснение хода и правил игры.

2. Показ игровых действий.

3. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

4. Подведение итогов игры, эмоциональный настрой к концу снижается, отмечает удачные решения.

5. Анализ игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения.

Таким образом, дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

Ознакомление детей с трудом проходит в последовательности: знакомство с содержанием определенного вида труда, раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Нахождение характерных признаков в предметах и явлениях окружающего мира, умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения - помогает дидактическая игра.