ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Таблица 45
Экономические показатели транспортирования газа
по газопроводам различных диаметров
р у б / 10е м * - к м
|
Годовой |
|
Удельные |
|
Диаметр газопро |
объем |
Удельные |
Приведен |
|
транспор |
эксплуа |
|||
вода, М Н |
тируемого |
капитало |
тационные |
ные затра |
|
газа, |
вложения |
затраты |
ты |
|
млрд, м 8 |
|
|
|
529 |
1,0 |
40,200 |
1,950 |
5,770 |
1.5 |
31,400 |
2,070 |
5,840 |
|
|
2,0 |
27,800 |
2,730 |
6,060 |
720 |
3,0 |
23,933 |
1,454 |
4,324 |
3,5 |
21,798 |
1,480 |
4,100 |
|
|
4,0 |
20,499 |
1,555 |
4,015 |
|
4,5 |
19,905 |
1,701 |
4,081 |
820 |
3,0 |
24,834 |
1,267 |
4,247 |
3,5 |
21,941 |
1,205 |
3,838 |
|
|
4,0 |
19,900 |
1,182 |
3,570 |
|
4,5 |
18,511 |
1,206 |
3,427 |
|
5,0 |
17,705 |
1,269 |
3,394 |
|
5,5 |
16,955 |
1,325 |
3,360 |
|
6,0 |
16,453 |
1,388 |
3,362 |
|
6,5 |
16,169 |
1,461 |
3,401 |
|
3,5 |
27,427 |
1,244 |
4,534 |
|
4,0 |
24,225 |
1,131 |
4,041 |
|
4,5 |
21,795 |
1,055 |
3,675 |
|
5,0 |
19,947 |
1,007 |
3,397 |
|
5,5 |
18,408 |
0,970 |
9,180 |
1020 |
6,0 |
17,171 |
0,946 |
3,006 |
|
6,5 |
16,171 |
0,931 |
2,871 |
|
7,0 |
15,401 |
0,935 |
2,785 |
|
7,5 |
14,778 |
0,946 |
2,726 |
|
8,0 |
14,322 |
0,972 |
2,692 |
|
8,5 |
13,975 |
1,005 |
2,695 |
|
9,0 |
13,650 |
1,061 |
2,701 |
|
9,5 |
13,477 |
1,109 |
2,729 |
|
10,0 |
13,375 |
1,163 |
2,777 |
132
Продолжение табл. 45
|
Годовой |
|
Удельные |
|
Диаметр газопро |
объем |
Удельные |
Приведен |
|
транспор |
эксплуата |
|||
вода, мм |
тируемого |
капитало |
ционные |
ные затра |
|
газа, |
вложения |
затраты |
ты |
|
млрд, м3 |
|
|
|
|
8,0 |
17,348 |
0,881 |
2,692 |
|
8,5 |
16,479 |
0,856 |
2,826 |
1220 |
9,0 |
15,721 |
0,842 |
2,627 |
9,5 |
15,060 |
0,831 |
2,631 |
|
|
10,0 |
14,478 |
0,825 |
2,565 |
|
10,5 |
14,026 |
0,830 |
2,520 |
|
11,0 |
13,568 |
0,825 |
2,455 |
|
11,5 |
13,248 |
0,840 |
2,430 |
|
12,0 |
12,900 |
0,842 |
2,392 |
|
13,0 |
12,567 |
0,900 |
2,405 |
|
14,0 |
12,395 |
0,963 |
2,453 |
|
15,0 |
12,055 |
0,998 |
2,443 |
|
11,5 |
15,532 |
0,781 |
2,641 |
|
12,0 |
14,983 |
0,765 |
2,565 |
1420 |
13,0 |
14,129 |
0,762 |
2,462 |
14,0 |
13,449 |
0,765 |
2,375 |
|
|
15,0 |
12,772 |
0,760 |
2,295 |
|
16,0 |
12,200 |
0,764 |
2,224 |
|
17,0 |
11,706 |
0,764 |
2,164 |
|
18,0 |
11,284 |
0,776 |
2,126 |
|
19,0 |
10,942 |
0,791 |
2,111 |
|
20,0 |
10,653 |
0,811 |
2,086 |
|
22,0 |
10,264 |
0,856 |
2,086 |
|
24,0 |
10,099 |
0,926 |
2,136 |
|
26,0 |
10,285 |
1,052 |
2,287 |
|
28,0 |
10,754 |
1,157 |
2,447 |
|
30,0 |
10,872 |
1,270 |
2,570 |
|
30,0 |
18,232 |
0,794 |
2,974 |
|
40,0 |
13,967 |
0,642 |
2,322 |
2520 |
50,0 |
12,422 |
0,553 |
1,923 |
60,0 |
9,860 |
0,522 |
1,602 |
|
|
70,0 |
9,041 |
0,529 |
1,603 г |
|
80,0 |
9,041 |
0,528 |
1,603 |
|
90,0 |
8,135 |
0,599 |
1,569 |
|
95,0 |
8,054 |
0,623 |
1,588 |
133
на транспортирование среднеазиатского газа в район Харь кова и Львова.
Для оценки сравнительной эффективности использова ния различных видов топлива потребителями Европейских районов СССР в табл. 48 даны приведенные затраты на добы чу и транспортирование топлива.
Таблица 46
Сопоставление удельных приведенных затрат на различные виды топлива с учетом способов транспортирования
Способ транспортирования |
Пропускная спо |
|
собность |
||
|
||
|
I |
|
|
. |
|
|
-усЛОВв топлином .млн,вет |
в нату ральном начис лении
Удельные приведенные затраты, руб., при рассто янии, км
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
Газопровод диаметром, мм: |
|
33 |
2,3 |
4,9 |
7,8 |
10,8 |
|||
1 400 |
|
28 млрд. |
|||||||
2 000 |
|
|
м3 |
66 |
1,9 |
4,0 |
6,5 |
8,9 |
|
|
56 млрд. |
||||||||
2500 |
|
|
|
Mz |
100 |
|
|
|
|
|
|
85 млрд. |
1.6 |
3,3 |
5,2 |
7,1 |
|||
Нефтепровод |
диаметром, |
м3 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||
мм: |
|
|
18 млн. |
|
0,6 |
|
1,9 |
|
|
780 |
|
|
25 |
1,3 |
2,0 |
||||
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
820 |
|
|
27 |
млн. |
38 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,1 |
1020 |
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
48 |
млн. |
67 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
||
Линия |
электропередачи |
т |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||
при напряжении |
постоян |
|
|
|
|
|
|
||
ного тока, кв: |
|
42 млрд. |
15 |
|
5,6 |
|
|
||
±750 |
|
*— |
7,1 |
8,4 |
|||||
|
|
|
кет |
30 |
|
|
|
|
|
±1100 |
|
90 млрд. |
|
|
5.2 |
6,2 |
|||
Железная дорога |
кет |
|
|
|
|
|
|||
при пе |
|
|
|
|
|
|
|||
ревозке |
угля |
с |
теплотой |
|
|
|
|
|
|
сгорания, ккал/кг: |
|
|
|
|
|
|
|||
6 000 |
|
100 млн. |
86 |
1,9 |
4,0 |
6,6 |
7,0 |
||
3500 |
|
|
т |
50 |
3,2 |
6,8 |
9,6 |
12,0 |
|
|
100 млн. |
||||||||
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
134
Таблица 47
Сопоставление приведенных затрат на 1975 г. по восточноукраинскому, а также среднеазиатскому и тюменскому газу, транспортируемому в УССР, р у 611000 м
|
Экономический район |
|
|
(потребитель) |
|
Наименование |
Юго-Западный |
|
Донецко-При |
Южный |
|
днепровский |
(Ивано-Фран |
(Херсон) |
(Харьков) |
ковск) |
|
Восточноукраинский газ |
2,07 |
5,23 |
Среднеазиатский газ |
13,98 |
17,45 |
Тюменский газ |
|
25,16 |
Сопоставление приведенных затрат на добычу
итранспортирование различных видов топлива,
ру б /т уел. т. [105]
|
Донецкий уголь |
|
добычатая ) |
Пункт по |
Кузнецкий уголь(откры |
||
|
|
Торф Мазут |
|
требления |
|
|
|
3,94
14,71
Таблица 48
Природный газ
тюмен ский |
среднеази атский |
Ленинград |
20,3 |
17,3 |
п,б |
9,4 |
10,7 |
_ |
Москва |
18,5 |
16,1 |
8,1 |
10,2 |
13,2 |
|
Минск |
18,6 |
— |
10,5 |
9.3 |
11,6 |
— |
Горький |
18,8 |
15,1 |
10,2 |
— |
10,0 |
___ |
Саратов |
17,5 |
15,2 |
— |
— |
— |
10,0 |
Донецк |
15,6 |
“ “ |
|
|
|
11,0 |
Из таблицы видно, что затраты на донецкий уголь в До нецке превышают стоимость природного газа, поступающего из Средней Азии, почти в 1,5 раза. Согласно расчетам А. Е. Пробста 1106), приведенные затраты по передаче энер гии (постоянный ток при напряжении 2200 кв и 6500 ч исполь зования) из Тюменской области в Европейские районы
СССР превышают затраты по передаче эквивалентного коли чества природного газа по трубопроводу диаметром 2520 мм более чем в 1,5 раза. Все это позволяет считать природный газ одним из самых экономичных видов топлива, увеличение доли которого в общем топливном балансе значительно по высит эффективность топливного хозяйства страны.
135
§ 3. ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГАЗА
В УССР
Период 1960—1970 гг. был важным этапом в становлении и развитии газовой промышленности Украинской ССР. Он характеризовался быстрым увеличением добычи газа, стро ительством мощных газопроводов и значительным расшире нием газификации промышленных центров республики.
Ввод в эксплуатацию с 1956 г. месторождений на восто ке УССР положил начало строительству многих магистраль ных газопроводов. В 1957 г. был закончен газопровод ПІебе- линка—Днепропетровск, продолженный впоследствии до Одессы и Кишенева. В 1960 г. закончилось строительство газопровода Дашава—Минск протяженностью 700 км. В 1961 г. был сдан в эксплуатацию газопровод Угорское—Ива но-Франковск—Черновцы протяженностью 117 км. В этом же году был введен в эксплуатацию газопровод Шебелинка— Полтава—Киев для увеличения подачи природного газа потребителям Киевской области, а также для передачи газа из восточных районов Украины по газопроводу Дашава— Киев в обратном направлении.
Для подачи шебелинского газа в систему газопроводов Северный Кавказ — Центр и на Москву были построены га зопроводы: Шебелинка—Острогожск (одна нитка диаметром 1020 мм), Шебелинка—Белгород—Брянск—Москва (две нитки диаметром 720 и 820 мм) и Киев—Брянск—Москва (одна нитка диаметром 530 мм).
За последние годы был построен газопровод Джанкой— Симферополь, ответвление от него на Кировоград и др.
Кроме перечисленных, через Ворошиловградскую об ласть проходит система газопроводов, обеспечивающая пода чу северокавказского газа потребителям центральных и се веро-западных областей Европейской части СССР, а также потребителям Ворошиловградской и Донецкой областей.
В настоящее время существующая система газопроводов Украинской СССР обеспечивает подачу природного газа во все области Украины, а другие союзные республики (РСФСР, БССР, МССР, ЛитССР, ЛатвССР) и на* эк спорт (в Польшу, Чехословакию, Австрию).
Для удовлетворения быстро растущего спроса на при родный газ в республике созданы и находятся в эксплуата ции три системы магистральных газопроводов: ВосточноУкраинская, Западная и Крымская. Эти системы сооружены
136
в основном из труб диаметром 529, 720, 820 и 1020 мм. В настоящее время эти системы магистральных газопроводов Украины связаны между собой и с Центральной системой газопроводов страны. Это обеспечивает надежность газоснаб жения всех областей республики.
Сложившиеся на сегодняшний день потоки природного газа на территории Украинской ССР связаны с наличием на востоке республики крупной сырьевой базы, которая полностью удовлетворяет собственные нужды, обеспечива ет южное направление (включая передачу в Молдавию), западное направление (через Киев). Кроме того, газ по си стеме газопроводов Шебелинка—Острогожск, Шебелинка— Белгород—Брянск поступает в Центр Европейской части
СССР.
Анализ уровней добычи горючих ископаемых в УССР показал, что основными ресурсами как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе будет донецкий уголь и восточноукраинский природный газ. Однако в перспективе даже при минимальном сокращении вывоза этих ресурсов за пределы республики их будет недостаточно для покрытия потребности УССР. Следовательно, в дальнейшем потребу ются дополнительные источники энергии для того, чтобы стабилизировать соотношение между производством и не прерывно растущим потреблением.
Открытие в последние годы крупнейших газовых место рождений на Востоке нашей страны позволит решить про блему дефицита энергоресурсов в Европейской части СССР. По данным ВНИИГаза, направление и величина возможных потоков природного газа в перспективе определяется тем положением, что основной прирост добычи газа будет полу чен за счет промышленного освоения районов Средней Азии и севера Тюменской области, тогда как большая часть прироста потребления высокоэффективного топлива придет ся на Европейскую часть СССР (включая УССР) и Урал.
Как было показано выше, приведенные затраты по сред неазиатскому и тюменскому газу на территории УССР зна чительно выше, чем по газу украинских месторождений. Это связано в первую очередь с большими транспортными расходами, которые в несколько раз превышают затраты на добычу. Поэтому экономические показатели поступающего природного газа являются определяющими в суммарных затратах по газоснабжению отраслей народного хозяйства Украинской ССР.
137