Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 45

Экономические показатели транспортирования газа

по газопроводам различных диаметров

р у б / 10е м * - к м

 

Годовой

 

Удельные

 

Диаметр газопро­

объем

Удельные

Приведен­

транспор­

эксплуа­

вода, М Н

тируемого

капитало­

тационные

ные затра­

 

газа,

вложения

затраты

ты

 

млрд, м 8

 

 

 

529

1,0

40,200

1,950

5,770

1.5

31,400

2,070

5,840

 

2,0

27,800

2,730

6,060

720

3,0

23,933

1,454

4,324

3,5

21,798

1,480

4,100

 

4,0

20,499

1,555

4,015

 

4,5

19,905

1,701

4,081

820

3,0

24,834

1,267

4,247

3,5

21,941

1,205

3,838

 

4,0

19,900

1,182

3,570

 

4,5

18,511

1,206

3,427

 

5,0

17,705

1,269

3,394

 

5,5

16,955

1,325

3,360

 

6,0

16,453

1,388

3,362

 

6,5

16,169

1,461

3,401

 

3,5

27,427

1,244

4,534

 

4,0

24,225

1,131

4,041

 

4,5

21,795

1,055

3,675

 

5,0

19,947

1,007

3,397

 

5,5

18,408

0,970

9,180

1020

6,0

17,171

0,946

3,006

 

6,5

16,171

0,931

2,871

 

7,0

15,401

0,935

2,785

 

7,5

14,778

0,946

2,726

 

8,0

14,322

0,972

2,692

 

8,5

13,975

1,005

2,695

 

9,0

13,650

1,061

2,701

 

9,5

13,477

1,109

2,729

 

10,0

13,375

1,163

2,777

132


Продолжение табл. 45

 

Годовой

 

Удельные

 

Диаметр газопро­

объем

Удельные

Приведен­

транспор­

эксплуата­

вода, мм

тируемого

капитало­

ционные

ные затра­

 

газа,

вложения

затраты

ты

 

млрд, м3

 

 

 

 

8,0

17,348

0,881

2,692

 

8,5

16,479

0,856

2,826

1220

9,0

15,721

0,842

2,627

9,5

15,060

0,831

2,631

 

10,0

14,478

0,825

2,565

 

10,5

14,026

0,830

2,520

 

11,0

13,568

0,825

2,455

 

11,5

13,248

0,840

2,430

 

12,0

12,900

0,842

2,392

 

13,0

12,567

0,900

2,405

 

14,0

12,395

0,963

2,453

 

15,0

12,055

0,998

2,443

 

11,5

15,532

0,781

2,641

 

12,0

14,983

0,765

2,565

1420

13,0

14,129

0,762

2,462

14,0

13,449

0,765

2,375

 

15,0

12,772

0,760

2,295

 

16,0

12,200

0,764

2,224

 

17,0

11,706

0,764

2,164

 

18,0

11,284

0,776

2,126

 

19,0

10,942

0,791

2,111

 

20,0

10,653

0,811

2,086

 

22,0

10,264

0,856

2,086

 

24,0

10,099

0,926

2,136

 

26,0

10,285

1,052

2,287

 

28,0

10,754

1,157

2,447

 

30,0

10,872

1,270

2,570

 

30,0

18,232

0,794

2,974

 

40,0

13,967

0,642

2,322

2520

50,0

12,422

0,553

1,923

60,0

9,860

0,522

1,602

 

70,0

9,041

0,529

1,603 г

 

80,0

9,041

0,528

1,603

 

90,0

8,135

0,599

1,569

 

95,0

8,054

0,623

1,588

133


на транспортирование среднеазиатского газа в район Харь­ кова и Львова.

Для оценки сравнительной эффективности использова­ ния различных видов топлива потребителями Европейских районов СССР в табл. 48 даны приведенные затраты на добы­ чу и транспортирование топлива.

Таблица 46

Сопоставление удельных приведенных затрат на различные виды топлива с учетом способов транспортирования

Способ транспортирования

Пропускная спо­

собность

 

 

I

 

­ .

 

-усЛОВв топлином .млн,вет

в нату­ ральном начис­ лении

Удельные приведенные затраты, руб., при рассто­ янии, км

1000

2000

3000

4000

Газопровод диаметром, мм:

 

33

2,3

4,9

7,8

10,8

1 400

 

28 млрд.

2 000

 

 

м3

66

1,9

4,0

6,5

8,9

 

56 млрд.

2500

 

 

 

Mz

100

 

 

 

 

 

 

85 млрд.

1.6

3,3

5,2

7,1

Нефтепровод

диаметром,

м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мм:

 

 

18 млн.

 

0,6

 

1,9

 

780

 

 

25

1,3

2,0

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

820

 

 

27

млн.

38

0,5

1,0

1,5

2,1

1020

 

 

т

 

 

 

 

 

 

48

млн.

67

0,4

0,8

1,2

1,6

Линия

электропередачи

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при напряжении

постоян­

 

 

 

 

 

 

ного тока, кв:

 

42 млрд.

15

 

5,6

 

 

±750

 

*—

7,1

8,4

 

 

 

кет

30

 

 

 

 

±1100

 

90 млрд.

 

 

5.2

6,2

Железная дорога

кет

 

 

 

 

 

при пе­

 

 

 

 

 

 

ревозке

угля

с

теплотой

 

 

 

 

 

 

сгорания, ккал/кг:

 

 

 

 

 

 

6 000

 

100 млн.

86

1,9

4,0

6,6

7,0

3500

 

 

т

50

3,2

6,8

9,6

12,0

 

100 млн.

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

134


Таблица 47

Сопоставление приведенных затрат на 1975 г. по восточноукраинскому, а также среднеазиатскому и тюменскому газу, транспортируемому в УССР, р у 611000 м

 

Экономический район

 

 

(потребитель)

 

Наименование

Юго-Западный

 

Донецко-При­

Южный

днепровский

(Ивано-Фран­

(Херсон)

(Харьков)

ковск)

 

Восточноукраинский газ

2,07

5,23

Среднеазиатский газ

13,98

17,45

Тюменский газ

 

25,16

Сопоставление приведенных затрат на добычу

итранспортирование различных видов топлива,

ру б /т уел. т. [105]

 

Донецкий уголь

­

добычатая )

Пункт по­

Кузнецкий уголь(откры

 

 

Торф Мазут

требления

 

 

 

3,94

14,71

Таблица 48

Природный газ

тюмен­ ский

среднеази­ атский

Ленинград

20,3

17,3

п,б

9,4

10,7

_

Москва

18,5

16,1

8,1

10,2

13,2

Минск

18,6

10,5

9.3

11,6

Горький

18,8

15,1

10,2

10,0

___

Саратов

17,5

15,2

10,0

Донецк

15,6

“ “

 

 

 

11,0

Из таблицы видно, что затраты на донецкий уголь в До­ нецке превышают стоимость природного газа, поступающего из Средней Азии, почти в 1,5 раза. Согласно расчетам А. Е. Пробста 1106), приведенные затраты по передаче энер­ гии (постоянный ток при напряжении 2200 кв и 6500 ч исполь­ зования) из Тюменской области в Европейские районы

СССР превышают затраты по передаче эквивалентного коли­ чества природного газа по трубопроводу диаметром 2520 мм более чем в 1,5 раза. Все это позволяет считать природный газ одним из самых экономичных видов топлива, увеличение доли которого в общем топливном балансе значительно по­ высит эффективность топливного хозяйства страны.

135


§ 3. ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГАЗА

В УССР

Период 1960—1970 гг. был важным этапом в становлении и развитии газовой промышленности Украинской ССР. Он характеризовался быстрым увеличением добычи газа, стро­ ительством мощных газопроводов и значительным расшире­ нием газификации промышленных центров республики.

Ввод в эксплуатацию с 1956 г. месторождений на восто­ ке УССР положил начало строительству многих магистраль­ ных газопроводов. В 1957 г. был закончен газопровод ПІебе- линка—Днепропетровск, продолженный впоследствии до Одессы и Кишенева. В 1960 г. закончилось строительство газопровода Дашава—Минск протяженностью 700 км. В 1961 г. был сдан в эксплуатацию газопровод Угорское—Ива­ но-Франковск—Черновцы протяженностью 117 км. В этом же году был введен в эксплуатацию газопровод Шебелинка— Полтава—Киев для увеличения подачи природного газа потребителям Киевской области, а также для передачи газа из восточных районов Украины по газопроводу Дашава— Киев в обратном направлении.

Для подачи шебелинского газа в систему газопроводов Северный Кавказ — Центр и на Москву были построены га­ зопроводы: Шебелинка—Острогожск (одна нитка диаметром 1020 мм), Шебелинка—Белгород—Брянск—Москва (две нитки диаметром 720 и 820 мм) и Киев—Брянск—Москва (одна нитка диаметром 530 мм).

За последние годы был построен газопровод Джанкой— Симферополь, ответвление от него на Кировоград и др.

Кроме перечисленных, через Ворошиловградскую об­ ласть проходит система газопроводов, обеспечивающая пода­ чу северокавказского газа потребителям центральных и се­ веро-западных областей Европейской части СССР, а также потребителям Ворошиловградской и Донецкой областей.

В настоящее время существующая система газопроводов Украинской СССР обеспечивает подачу природного газа во все области Украины, а другие союзные республики (РСФСР, БССР, МССР, ЛитССР, ЛатвССР) и на* эк­ спорт (в Польшу, Чехословакию, Австрию).

Для удовлетворения быстро растущего спроса на при­ родный газ в республике созданы и находятся в эксплуата­ ции три системы магистральных газопроводов: ВосточноУкраинская, Западная и Крымская. Эти системы сооружены

136

в основном из труб диаметром 529, 720, 820 и 1020 мм. В настоящее время эти системы магистральных газопроводов Украины связаны между собой и с Центральной системой газопроводов страны. Это обеспечивает надежность газоснаб­ жения всех областей республики.

Сложившиеся на сегодняшний день потоки природного газа на территории Украинской ССР связаны с наличием на востоке республики крупной сырьевой базы, которая полностью удовлетворяет собственные нужды, обеспечива­ ет южное направление (включая передачу в Молдавию), западное направление (через Киев). Кроме того, газ по си­ стеме газопроводов Шебелинка—Острогожск, Шебелинка— Белгород—Брянск поступает в Центр Европейской части

СССР.

Анализ уровней добычи горючих ископаемых в УССР показал, что основными ресурсами как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе будет донецкий уголь и восточноукраинский природный газ. Однако в перспективе даже при минимальном сокращении вывоза этих ресурсов за пределы республики их будет недостаточно для покрытия потребности УССР. Следовательно, в дальнейшем потребу­ ются дополнительные источники энергии для того, чтобы стабилизировать соотношение между производством и не­ прерывно растущим потреблением.

Открытие в последние годы крупнейших газовых место­ рождений на Востоке нашей страны позволит решить про­ блему дефицита энергоресурсов в Европейской части СССР. По данным ВНИИГаза, направление и величина возможных потоков природного газа в перспективе определяется тем положением, что основной прирост добычи газа будет полу­ чен за счет промышленного освоения районов Средней Азии и севера Тюменской области, тогда как большая часть прироста потребления высокоэффективного топлива придет­ ся на Европейскую часть СССР (включая УССР) и Урал.

Как было показано выше, приведенные затраты по сред­ неазиатскому и тюменскому газу на территории УССР зна­ чительно выше, чем по газу украинских месторождений. Это связано в первую очередь с большими транспортными расходами, которые в несколько раз превышают затраты на добычу. Поэтому экономические показатели поступающего природного газа являются определяющими в суммарных затратах по газоснабжению отраслей народного хозяйства Украинской ССР.

137