Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вижной состав на 1 т годового перевозного угля будут рав­ ны 6,23 руб., а на 1 т условного топлива — 6,70 руб.

Следует еще раз отметить, что общие и удельные капита­ ловложения, требуемые для перевозки необходимого коли­ чества каменного угля, рассчитывались исходя из вложений только в подвижной состав.

Таким образом, наиболее реальным является предполо­ жение, что дальнейшее увеличение грузонапряженности же­ лезнодорожного транспорта вызовет если не прокладку вто­ рых путей на отдельных участках, то усиление стационар­ ных путей и сооружений на некоторых железнодорожных узлах.

Отдел экономических изысканий Гипротранса рекомен­ дует учитывать конкретные условия доставки угля из Дон­ басса в указанных направлениях и принять в расчет развитие станционного хозяйства (около 28 км путей и соответствую­ щих сооружений). Принимая размер комплексных затрат равным 150 тыс. руб. за 1 км развития станционных путей, получаем дополнительный (к подвижному составу) объем капиталовложений, равный 4200 тыс. руб. Для этого вариан­ та общий объем капиталовложений в железнодорожный транспорт составит 11 670 тыс. руб. и соответственно на 1 т условного топлива — 1 руб. 16 коп. Соответственно удель­ ные расчетные металловложения на 1 т перевозимого услов­ ного топлива составят около 11 кг.

Для определения удельных капиталовложений в маги­ стральный газопроводный транспорт и последующего сопо­ ставления их с соответствующими показателями капитало­ вложений, направляемых в железнодорожный транспорт, были проанализированы фактические затраты (по исполни­

тельным сметам) и проектируемые

(по проектным сметам)

по ряду газопроводов (табл. 43).

 

 

Удельные капиталовложения в магистральные

Таблица 43

 

газопроводы, руб.

 

 

 

Капиталовложения

Газопровод

на 1000 магаза

на 1 т уел. т.

 

Дашава—Киев

іб,і

13,40

Шебелинка—Днепропетровск

3,0

2,48

Шебелинка—Харьков

3,5

3,0

Шебелинка—Харьков—Курск—Орел—

19,8

16,4

—Брянск (две нитки)

127


С вводом компрессорных станций пропускная способ­ ность газопроводов значительно возрастает и увеличивают­ ся капиталовложения, связанные с сооружением этих стан­ ций; об этом свидетельствуют данные для газопровода Ше- белинка—Харьков—Курск—Орел—Брянск.

Сооружение на нем 3 компрессорных станций и лупингов протяженностью 59 км увеличивает пропускную способность с 2480 до 8000 млн. ж3.

При этом удельные капиталовложения увеличиваются на 1000ж3 природного газа на 8,3 руб.; на 1 т уел. т.— на 6,85 руб.

Из таблицы видно, что газопровод Дашава—Киев в сравнении с газопроводом Шебелинка—Харьков—Курск— Орел—Брянск (с учетом компримирования газа) характе­ ризуется значительно большими удельными капиталовло­ жениями.

Анализ капиталовложений в магистральные газопро­ воды, оборудованные компрессорными станциями, по важ­ нейшим статьям затрат приведен в табл. 44.

Таблица 44

Распределение капиталовложений в магистральные газопроводы по статьям затрат, %

 

Магистральный газопровод

Статья затрат

Шебелинка—

 

Харьков—

 

 

Курск—Орел— Дашава—Киев

 

Брянск

 

Здания и сооружения

6,3

13,6

Оборудование и инвентарь

2,2

6,2

Магистральный газопровод

68,0

53,2

Компрессорные станции и лупинги

23,5

27,0

Всего ...

100,0

100,0

Как видно из этих данных, основными являются затраты

на строительство магистрального

газопровода,

а затем за­

траты на сооружение компрессорных станций (23,5— 27% от общей суммы затрат).

На основании приведенных данных нельзя сделать вы­ вод о нормативных расходах металла; можно лишь указать, что при прокладке вместо одной двух ниток газопровода удельные затраты металла значительно возрастают. Для газопроводов, работающих без компрессорных станций, при относительном уменьшении диаметра труб газопровода и

128


увеличении его протяженности удельные металловложения увеличиваются.

При сравнении показателей удельных капиталовложений в железнодорожный транспорт и магистральные газопро­ воды следует учесть те отправные положения, которые были приняты при исчислении капитальных затрат в железнодо­ рожный транспорт для доставки каменного угля из Дон­ басса в районы подачи природного газа. Важнейшим из них явилось положение, что подача каменного угля в количе­ стве, эквивалентном количеству природного газа, не тре­ бует укладки дополнительных магистральных железнодо­ рожных путей. Это обусловило относительно небольшие удельные капиталовложения в железнодорожный транспорт.

Если допустить, что в перспективе рост топливопотребления в рассматриваемых районах республики будет постоян­ но возрастать, а дополнительная потребность в топливе бу­ дет удовлетворяться за счет донецкого угля, то в этом слу­ чае правильным будет предложение, что на ряде участков Приднепровской дороги и, возможно, Юго-Западной, по­ требуется укладка новых путей.

При таком предположении замена потоков угля природ­ ным газом значительно изменит соотношения удельных ка­ питало- и металловложений в железнодорожный и газовый транспорт. Приводим удельные капиталовложения на 1 т уел. т.:

Удельные капиталовложения в железнодо­

1

руб.

16

коп.

рожный транспорт.........................................

 

Удельные капиталовложения в магистраль­

 

 

 

 

ные газопроводы:

 

 

 

 

 

а) для дальних газопроводов (с учетом ком­

 

 

 

 

прессорных станций и лупингов)

. . .

6

руб.

85

коп.

б) для газопроводов средней протяженности

 

 

 

 

(60—200 км), без компрессорных

стан­

2,45—3,00 руб.

ций ..............................................................

 

Таким образом, для рассмотренных условий удельные капиталовложения в магистральные газопроводы более вы­ сокие, чем в железнодорожный транспорт.

Изучение состояния и перспектив добычи природного газа на территории Украинской ССР, количества газа, которое намечается поставлять в республику из других районов страны, а также перспективной потребности в газе народного хозяйства позволяет выявить основные потоки природного газа в пределах УССР на перспективу.

9 4-1021

129

 


При расчете стоимостных показателей газоснабжения потребителей в различных пунктах УССР учтены затраты на геологопоисковые и геологоразведочные работы, добычу и транспортирование газа. Все показатели определены в со­ ответствии с типовой методикой экономической эффективнос­ ти капитальных вложений по приведенным затратам:

З ^ Е аК + И,

(5-6)

где Ен— нормативный коэффициент эффективности капи­ тальных вложений, равный 0,12; К — капитальные вло­ жения; И — себестоимость.

В связи с тем что сроки строительства газоснабжающих объектов, а также достижение проектных мощностей объек­ тов добычи и транспортирования газа превышает 1 год,при­ веденные затраты определены с учетом фактора времени. Исходными данными для расчета приведенных затрат на геологопоисковые и геологоразведочные работы, а также добычу газа явились удельные капитальные вложения и се­ бестоимость добычи, определенные ВНИИЭГазпромом на перспективу.

При определении приведенных затрат на транспортиро­ вание газа показатели развития трубопроводного транспор­ та в УССР до 1975 г. и на ближайшую перспективу принима­ лись по предварительным разработкам ВНИПИТрансгаза и ВНИИЭГазпрома. При этом ориентировочная потребность областей республики в природном газе определялась на ос­ новании анализа динамики потребности газа за последние 10 лет и перспективы до 1975 г. В связи с тем что в настоящее время вся территория УССР охвачена сетью газопроводов, все сооружаемые в будущем газовые магистрали будут разме­ щаться по трассе имеющихся газопроводов. Поэтому общая схема сети газопроводного транспорта на перспективу будет аналогична схеме 1975 г.

Для новых газопроводов приняты основные диаметры труб 1220 и 1420 мм. При определении удельных приведен­ ных затрат на транспортирование газа по крупным маги­ стралям учитывалась степень загрузки в соответствующий период времени. Наиболее низкие удельные приведенные затраты достигаются при оптимальной производительности газопровода.

Из табл. 45 видно, что для газопровода диаметром 720 мм оптимальным можно считать поток газа 3,5—4,5 млрд, м3,

130


а диаметрами соответственно 820 мм — 4,5—6,5; 1020 мм

7,0—9,5; 2520 мм — 60,0—85,0 млрд. м3. Нарушение этого показателя приведет к увеличению приведенных затрат, что связано с ростом эксплуатационных расходов. Кроме этого, если для газопровода диаметром 529 мм при оптималь­ ном потоке газа 1,0 млрд, м3 приведенные затраты составля­ ют 5,770 руб!ІО6 м3-км, то для газопровода диаметром 1220 мм при потоке газа 12 млрд, м3 — около 2,39 руб/10вм3-км. При этом удельные капитальные вложения соответственно будут 40,2 и около 13,0 руб/Ю3м3-км.

Таким образом, расчетные данные таблицы подтвержда­ ют целесообразность передачи газа по трубам большого ди­ аметра, так как с увеличением диаметра газопровода при соблюдении оптимальных потоков газа для каждого из них снижаются приведенные затраты.

На основании разработок ряда институтов (СОПС при Госплане СССР, Энергосетьпроект, Институт комплексных транспортных проблем и др.) в табл. 46 приведена эко­ номическая оценка различных видов топлива в районах по­ требления с учетом способов транспортирования [90].

При оптимизации районных топливных балансов Евро­ пейской части СССР расчеты показывают, что экономия от использования различных видов топлива по сравнению с до­ нецким углем составит на 1 т тюменского природного газа— 4,5 ~ 5,0 руб., среднеазиатского — 5,0 ~ 5,5, электро­ энергии, переданной из Итатского комплекса — 2,0 ~ 2,8, из Экибастузского комплекса — 3,0 ~ 4,0 руб. [891. Сопо­ ставления таким образом технико-экономических показате­ лей различных видов топлива в Европейской части СССРподтверждают преимущества природного газа Тюмени и Сред­ ней Азии.

Разработками, связанными с определением направления потоков природного газа в перспективе, установлено, что районы Средней Азии и Тюмени будут основными поставщи­ ками природного газа в Европейскую часть СССР. При этом, как видно из табл. 47, стоимость поступающего газа будет значительно выше стоимости газа месторождений УССР. Это объясняется, главным образом, большими транспортными расходами. Однако прогресс в газопроводном транспорте, связанный с увеличением диаметра труб и давления газа, обеспечит в перспективе экономичность передачи его на большие расстояния. Так, с увеличением концентрации по­ токов газа по трубам больших диаметров снизятся затраты

9*

131