ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
является инструментом анализа изменений, происходящих на выходе системы при определенных возмущениях входных параметров.
Математическое описание системы может выполняться с той или иной степенью приближения, однако абсолютно точно описать математическими уравнениями реально функ ционирующую большую систему, отобразить все многообра зие связей, существующих в народном хозяйстве, невозмож но. Поэтому в процессе математического моделирования не обходимо выявить основные связи и элементы, присущие описываемой системе и отказаться от ряда второстепенных факторов, не оказывающих решающего влияния на резуль таты расчетов. Какой уровень детализации системы необ ходим при математическом моделировании, с какой степенью точности следует описывать процессы, происходящие в ре альной системе для получения достоверной информации на выходе? Это определяется прежде всего принципиальной возможностью разработки и достоверностью массива ис ходной технико-экономической информации к модели, а также конкретными целями исследования.
В области моделирования больших систем народного хо зяйства наиболее приемлем итерационный метод построе ния моделей, заключающийся в создании на первом этапе простой концептуальной модели и системы моделей, отличаю щихся степенью сложности.
При итерационном методе задача решается при имеющем ся массиве входной информации с использованием концеп туальной модели, имеющей простое математическое описа ние системы. В случае получения приемлемых результатов расчета первоначальная модель может быть использована для перспективного планирования развития системы топлив но-энергетического хозяйства. Если же результаты расчета не соответствуют поставленным целям исследования, стро ится модель (либо система моделей) второго порядка слож ности, которая может отличаться от концептуальной моде ли не только полнотой описываемых факторов, но и прин ципиальной структурой математических ограничений и алгоритмом решения. Итерационный процесс построения моделей продолжается до тех пор, пока не будет получена мо дель (или система моделей), которую можно считать наибо лее адекватной описываемой реальной системе (при учете особенностей и свойств входной технико-экономической ин формации) и легко реализуемой на ЭЦВМ.
194
Под адекватной понимают такую модель, которая мате матически и логически с определенной степенью приближе ния отражает моделируемую систему. Математический аппа рат адекватной модели определяет состояние и функции, реализуемые конкретной системой. Выходные данные моде ли при соответствующей исходной технико-экономической информации должны содержать интересующие нас сведения об описываемой системе.
Вопрос оценки адекватности модели большой системе народного хозяйства весьма сложен.Оценки адекватности принципиальной структуры модели и достоверности ее реализации затруднены из-за наличия сложнейших нели нейных связей между элементами большой системы, ее ди намического и дискретного характера развития, а также погрешности и неопределенности исходной информации.
Практически в настоящее время не существует строгих методов для оценки степени адекватности псстроенной модели большой системе народного хозяйства. В практике оптимизации топливно-энергетического хозяйства для оцен ки адекватности модели используются некоторые эвристи ческие методы, основанные на исследовании характера изме нения функционала задачи при переходе от одного типа мо дели к другому.
Итерационный процесс построения математических мо делей и исследования результатов решений состоит из сле дующих основных этапов:
1. Исследование состояний большой системы топливноэнергетического хозяйства, особенностей ее функционирова ния, структурных свойств отдельных элементов системы, прямых и обратных внутренних связей между ними, а так же внешних связей исследуемой системы с другими система ми народного хозяйства.
2.Исследование операций планирования и управления большой системой народного хозяйства; определение целей планирования и управления.
3.Выбор и определение наиболее существенных связей, параметров и переменных системы.
4.Определение критериев эффективности планирования
иуправления.
5.Математическая формализация системы, включаю щая определение: а) необходимых математических уравне ний; б) этапов аппроксимации существенных нелинейных связей; в) методов проверки модели.
13* |
195 |
6. Разработка эффективного алгоритма решения, ис пользующего как структурные особенности матрицы огра ничений математической модели, так и некоторые техноло гические факторы реальной системы, позволяющие упрос тить вычислительную процедуру решения модели на ЭЦВМ.
7.Определение технических требований к программе, выбор ЭЦВМ и системы программирования, разработка методов проверки программы.
8.Анализ результатов решения, полученного при реа лизации модели на ЭЦВМ. Оценка степени адекватности модели реальной системе. Выяснение вопросов необходимос ти создания математической модели второй степени сложнос ти либо возможности использования для плановых расче тов модели первой степени сложности.
Для каждого из перечисленных этапов характерны оп ределенные особенности и технические средства, позволяю щие решать поэтапные задачи. Тем не менее, все этапы мате матического моделирования и программирования тесно связаны между собой: они направлены на построение мате матической системы, которая может быть использована в практике планирования народного хозяйства. Следует от метить, что этапы математического моделирования и алго ритмизации задачи, связанной с нахождением оптимального плана развития большой системы, должны быть увязаны с информационным обеспечением модели на основе тщатель ного изучения свойств и особенностей необходимой исходной информации.
Прежде чем перейти к особенностям математического моделирования систем газоснабжения и топливно-энергети ческого хозяйства, дадим краткие определения для некото рых типов математических моделей. Эти определения будут необходимы при дальнейшем изложении материала.
Под оптимизационной моделью математического про
граммирования понимается |
модель |
вида |
|
||
(*^1* ^2» • • « » %п){ |
= |
“ |
1 > 2, |
. . . , 171, |
(7-1) |
I = / (*і. |
*2> • • • |
. Хп) -> { max, |
min }, |
(7-2) |
где требуется найти значения п переменных, которые удо влетворяют т уравнениям или неравенствам и максимизи руют или минимизируют функцию цели I.
Математическая модель, у которой ограничения (7-1) и функционал (7-2) — линейные функции, называется ли
196
нейной. Если некоторые ограничения или функционал мо дели — нелинейные функции, математическая модель назы вается нелинейной. Если переменные .модели (или их часть) принимают только дискретные значения, такая модель на зывается целочисленной (или частично целочисленной).
Модель, которая при формальном описании системы не учитывает ее изменения во времени, называется статиче ской. При учете же динамических преобразований в системе на этапе формального описания полученная модель носит название динамической.
Детерминированная модель — это аналитическое пред ставление системы, при котором для данного множества входных параметров может быть получен на выходе толь ко один результат.
Стохастической является модель, в которой функцио нальные соотношения зависят от случайных параметров. Выходные параметры такой модели для данного набора вход ных значений могут быть определены только в вероятност ном смысле.
Модель математического ожидания — это модель, в ко торой строятся случайные величины, математическое ожи дание которых равно интересующим нас характеристикам.
И, наконец, имитационная модель на ЭЦВМ — это общее логико-математическое представление системы, за программированное для решения на электронной вычисли тельной машине.
Математические модели оптимизации систем газоснабже ния топливно-энергетического хозяйства обладают всеми или некоторыми из названных характеристик перечислен ных моделей.
§ 2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОПТИМЙЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Математическая модель топливно-энергетического ба ланса республики должна отражать в формализованном виде основные этапы функционирования топливно-энергети ческого хозяйства, многообразие связей элементов, входя щих в единую систему, по потокам топлива и энергии. Не обходимость подробного учета основных энергетических фак торов в области преобразования и использования топлива н энергии определяет большую размерность системы мате матических уравнений, что создает значительные трудности
197
на пути реализации комплексной задачи на ЭЦВМ. Между степенью совершенства математического описания реальной системы и ее размерностью существует определенная зави симость. Она заключается в том, что чем шире границы оп тимизируемой системы, тем проще приходится выполнять
ееформальное описание на единой модели, так как любое усложнение математической модели при больших размер ностях системы может привести к таким трудностям в об ласти алгоритмизации и программирования, что подобная задача будет нереализуема на ЭЦВМ. В то же время суже ние границ оптимизируемой системы определяет возмож ность более подробного, а следовательно, и более сложного
еематематического описания. За счет уменьшения размер ности описываемой системы появляется возможность исполь зования более сложных алгоритмов при реализации комплек
сной модели на ЭЦВМ и получения представительный ре зультатов расчета.
С проблемой размерности модели топливно-энергетиче ского баланса тесно связаны вопросы нелинейности. Суще ствующая нелинейность энергоэкономических зависимостей
вобласти производства, транспортирования, преобразования
ииспользования топливно-энергетических ресурсов, ди скретность развития по годам планового периода крупных энергетических объектов, размещенных на территории
УССР, определяет необходимость использования в процес се моделирования и алгоритмизации идей нелинейного и це лочисленного программирования. Однако возможности решения нелинейных моделей большой размерности весьма ограничены. Существующие градиентные методы поиска оптимума нелинейной функции при нелинейных ограниче ниях позволяют находить глобальный оптимум для задач оп ределенного класса, в которых все функции математической модели обладают признаком выпуклости либо вогнутости.
В противном случае, использование методов нелиней ного программирования (градиентных, методов штрафных функций и т. д.) позволяет найти лишь локальный оптимум нелинейной задачи. Следует также отметить, что определен ные успехи в области реализации нелинейных задач достиг нуты лишь для моделей, отличающихся небольшой размер ностью. Поэтому одним из возможных методов решения нелинейных моделей большой размерности является их ли неаризация путем применения аппроксимирующих зависимос тей, позволяющих представить математическую модель в ви-
198
де системы линейных ограничений (равенств и неравенств) и линейной минимизируемой функции. Аппроксимация не линейных зависимостей стоимостных оценок от объемных технических показателей на различных этапах функцио нирования топливно-энергетического хозяйства также спо собствует значительному увеличению размерности математи ческой модели оптимизации топливно-энергетического ба ланса республики.
Топливно-энергетическое хозяйство, как большая под система народного хозяйства, является по своей природе динамической системой. Ее динамичность определяется пре жде всего изменением потребности в топливно-энергетиче ских ресурсах отраслей народного хозяйства по отдельным годам планируемого периода. Тогда задача заключается в том, чтобы при перспективном планировании и разработке топливно-энергетического баланса определить потребность республики в топливно-энергетических ресурсах не только на последний год, но и по отдельным годам планируемого периода, учитывая в каждом конкретном случае взаимосвязь предыдущих по времени и последующих решений. Кроме того, на динамичность системы оказывают значительное влияние режимные показатели работы объектов, производя щих и потребляющих топливо и энергию, что приводит к внутригодовой неравномерности в использовании топливноэнергетических ресурсов.
Таким образом, адекватной системе топливно-энергети ческого хозяйства республики является динамическая мо дель, которая позволяет учесть фактор времени, оказыва ющий существенное влияние на результаты получаемых решений. Естественно, что использование в процессе опти мизации динамических моделей требует значительного уве личения объема исходной информации, резко увеличивает размерность системы ограничений и создает дополнитель ные трудности при реализации на ЭЦВМ.
Термин «динамическое программирование» относится скорее к вычислительному методу, чем к особому типу мате матических моделей. Возникновение динамического про граммирования связано с исследованием некоторых типов многошаговых процессов управления. Описание характерис тик динамического программирования и типов задач, ко торые могут быть сформулированы в его рамках, несколько неопределенно, так как существует необозримое множество задач, укладывающихся в схему этого метода. Тем не ме
199
нее метод динамического программирования в конкретных приложениях к задачам оптимизации топливно-энергети ческого хозяйства находит весьма ограниченное применение
всвязи с большой размерностью системы. Метод является
вдостаточной степени эффективным при ограниченном чи сле параметров состояния системы, на основе которых уда ется получить необходимые рекуррентные соотношения для многошагового процесса.
Поэтому для отражения динамического характера раз вития топливно-энергетического хозяйства республики может быть эффективно использована система взаимосвязан ных статических моделей, учитывающих отдельные времен ные этапы планирования производства и использования топ ливно-энергетических ресурсов.
Как уже отмечалось ранее, топливно-энергетическое хозяйство республики с позиций системного подхода можно трактовать как иерархию частных подсистем, объединен ных внутренними связями. Кроме того, топливно-энергети ческое хозяйство Украинской ССР является одной из под систем топливно-энергетического хозяйства, а также общей системы всего народного хозяйства страны. Поэтому вопро сы оптимизации топливно-энергетического баланса респуб лики должны быть тесно увязаны с развитием топливной ба зы и энергетики других районов страны и с планом разви тия всего народного хозяйства УССР. Казалось бы, что с по зиций объективного единства топливно-энергетического хозяйства комплексная математическая модель является самым лучшим инструментом нахождения глобального оп тимума системы.
Однако при создании единой общей математической мо дели не представляется возможным учесть все многообра зие существующих в топливно-энергетическом хозяйстве взаимосвязей отдельных элементов и все особенности функ ционирования его частных подсистем. Для возможности ре ализации задачи при существующих современных методах и средствах вычислительной техники в общей математиче ской модели должны быть учтены лишь основные энерго технологические и экономические факторы, обеспечиваю щие при перспективном планировании приемлемые резуль таты для анализа и последующего принятия обоснованных решений.
СЭИ СО АН СССР предложен системный подход [11], т. е, разработка системы математических моделей, адекват
200