ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
поковок и штамповок; 17) потребность в топливе для ком мунально-бытовых нужд; 18) прочие потребители.
Такой метод агрегирования в области использования топ ливно-энергетических ресурсов не может рассматриваться как неизменный и устойчивый метод, применяемый при формализации. В зависимости от целей расчета и, главное, от представительности массива технико-экономической ин формации, в модели может проводиться более грубое или более детальное агрегирование потребителей топливно-энер гетических ресурсов. Например, отдельные группы энерго технологических объектов (котельные, обжиговые печи) могут дифференцироваться в зависимости от мощности энер готехнологических агрегатов и режимных показателей ра боты.
При изложенных выше условиях агрегирования удель ный вес потребителей, конкретизированных в расчетной
хматрице задачи, составляет в топливном балансе республи ки около 80—85 %.
Кроме указанных категорий, в каждом территориаль ном районе модели выделяются прочие потребители топлив но-энергетических ресурсов с зафиксированной потребнос тью в конкретных видах топлива и электроэнергии. Для этих потребителей в рамках производственно-распределитель ной модели решается чисто транспортная задача, т. е. зада ча оптимального закрепления условных пунктов потребле ния за условными пунктами производства. При принятых условиях агрегирования количество выделяемых групп по требителей топливно-энергетических ресурсов в каждом k-u районе зависит от конкретного размещения существую щих промышленных производств и намечаемого строитель-ч ства в данном районе новых мощностей в перспективном периоде.
Взависимости от масштабов намечаемого строительства энергетических и промышленных предприятий каждая обоб щенная категория потребителей, для которых в общей моде ли должен определяться вид используемого топлива, де лится на группы существующих и новых объектов.
Необходимость выделения при формализации существую щих иновых объектов-потребителей топливно-энергетических ресурсов объясняется: а) резким отличием в технико-эконо мических показателях использования топлива для суще ствующих и новых энергетических и промышленных про цессов (котельных агрегатов различной мощности и обжи-
224
говых печей); б) возможностью широкой взаимозамены энер гоносителей для электростанций, котельных и ТЭЦ, стро ительство которых осуществляется в перспективном периоде, и более ограниченными по сравнению с новыми объектами возможностями взаимозамены энергоносителей для суще ствующих потребителей топливно-энергетических ресурсов. Последнее объясняется тем, что существующие энергетиче ские агрегаты, как правило, приспособлены к использова нию одного или нескольких видов топлива. Смена вида топ лива приводит в ряде случаев к необходимости коренной реконструкции котельных агрегатов, т. е. к необходимости использования дополнительных капитальных вложений. Следовательно, чтобы в топливно-энергетическом балансе обоснованно решать вопросы перевода котельных установок (обжиговых печей) с одного вида топлива на другой, необ ходимо агрегаты существующих объектов дифференцировать на определенные подгруппы. Отличительным признаком такой подгруппы является приспособленность энерготехно логических агрегатов к сжиганию конкретного вида топли ва (или смеси топлив).
Напомним еще раз, что основные принципы агрегирова ния излагаются применительно к оптимизации топливноэнергетического баланса республики на близкую перспективу.
При решении задачи на отдаленную перспективу отпа дает необходимость в столь подробном агрегировании. Од нако при оптимизации баланса на ближайшие пять лет под робное агрегирование в области потребления необходимо, так как результаты машинной реализации задачи должны быть получены в более подробном отраслевом разрезе по сравнению с принятым в настоящее время при разработке топливного баланса в Госплане УССР.
Естественно, что подробная детализация в области по требления при оптимизации перспективного топливно-энер гетического баланса УССР приводит к резкому увеличению размерности задачи и значительным трудностям в области разработки дополнительного массива технико-экономиче ской информации. Однако неучет при агрегировании факто ра приспособленности агрегатов к сжиганию конкретных видов топлива приводит (как видно из практики оптимиза ции баланса УССР) к существенной погрешности результа тов оптимизационных вариантных расчетов.
В основу агрегирования топливно-энергетических ре сурсов в производственно-распределительной модели опти
15 4 -1 0 2 1 |
225 |
мизации баланса УССР должны быть также положены тер риториальный и производственно-экономический признаки. При формировании условных пунктов производства топлив но-энергетических ресурсов в приходной части баланса не обходимо учитывать следующие основные условия:
1.Необходимость отражения в приходной части баланса потоков топлива и энергии, выдаваемых за пределы респуб лики, а также потоков топливно-энергетических ресурсов, получаемых из других районов страны. Эти внешние связи должны формироваться в соответствии с результатами опти мизации союзного топливно-энергетического баланса.
2.Зависимость технико-экономических показателей топ лива одного и того же месторождения от масштабов добычи.
3.Более полный по сравнению с балансом страны учет местных видов топлива с их дифференциацией по террито риальному признаку.
Указанные условия определяют лишь общие принципы агрегирования в приходной части баланса. При этом особое внимание следует обращать на необходимость единой увязки при оптимизации системы страны и республики. Одним из элементов этой системы увязки и является принцип форми рования ресурсов приходной части баланса республики по результатам оптимизации баланса СССР (пункт 1). Кроме того, при формировании вектора ресурсов на плани руемый период необходимо учесть существующую нелиней ность экономических показателей от объемов добычи топли ва по месторождениям республики (для оптимизации по ре альным приведенным затратам). Для учета нелинейности в рамках линейной задачи необходимо выполнить допол нительную группировку топливных ресурсов по очередям роста добычи. Каждая такая очередь будет характеризо ваться определенными экономическими показателями. Ес тественно, что учет нелинейности увеличивает количество условных пунктов производства приходной части баланса, а следовательно, количество ограничений модели типа (8-2).
Количество вырабатываемой гидроэлектроэнергии в мо дели задается на планируемый период и не включается в век тор ресурсов при оптимизации, на это количество уменьша ется планируемая потребность в электроэнергии отдельных территориальных районов республики. При формировании вектора ресурсов не рассматриваются также вопросы опти мизации глубины переработки нефти на нефтеперерабаты вающих заводах республики. Каждый нефтеперерабатываю-
226
Щий завод представлен в модели как источник производства мазута. В этом состоит одно из существенных формальных упрощений единой модели, так как в ней не рассматривают ся проблемы оптимального функционирования нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности УССР.
Степень детализации и агрегирования топливно-энерге тических ресурсов приходной части баланса может быть различной.
Представление о принципах агрегирования и методах формирования вектора ресурсов при оптимизации топливноэнергетического баланса республики на ближнюю перспек тиву дает следующий состав энергоносителей: 1) донецкий уголь рядовой; 2) донецкий уголь сортовой; 3) отсев донец ких углей; 4) львовско-волынский уголь; 5) днепровский бурый уголь; 6) буроугольный брикет; 7) мазут ДонецкоПриднепровского района УССР; 8) мазут Юго-Западного района УССР; 9) мазут Южного района УССР; 10) мазут Северного Кавказа; 11) мазут Башкирии; 12) мазут Нижнего Поволжья; 13) мазут центральных районов РСФСР; 14) ма зут Закавказья; 15) природный газ восточных областей УССР; 16) природный газ западных областей УССР; 17) при родный газ юга УССР; 18) природный газ Северного Кав каза; 19) природный газ Средней Азии; 20) торф кусковой (по районам); 21) торф фрезерный (по районам); 22) торфо брикет (по районам); 23) дрова; 24) сжиженный газ (по районам); 25) ядерное топливо; 26) дистиллят.
При таком формировании вектора ресурсов природный газ включается в оптимизацию вместе со всеми остальными топливно-энергетическими ресурсами. Вопросы развития добычи газа и снабжения им отраслей народного хозяйства республики решаются в едином комплексе и увязке'с добы чей и использованием остальных видов топлива. В то же время, как видно из перечня топливно-энергетических ре сурсов при формировании приходной части баланса, вопро сы развития газовой промышленности и использования при родного газа могут решаться в единой модели весьма при ближенно, без учета внутренних особенностей и связей единой газоснабжающей системы УССР.
Выполняемое в модели агрегирование топливно-энерге тических ресурсов и потребителей топлива и энергии, раз мещенных на территории республики, обусловливается так же комплексом поставленных задач, которые необходимо ре шить в процессе оптимизации баланса. Для условий Укра-
15* |
227 |
инской ССР основными задачами, решаемыми в рамках еди ной модели, являются:
а) рациональное распределение топливно-энергетиче ских ресурсов (при фиксированных внешних связях, полу ченных в результате оптимизации баланса страны) между потребителями, расположенными на территории респуб лики;
б) определение потоков топлива, направляемых в от дельные территориальные районы УССР;
в) направления использования местных видов топлива в энергетических процессах и на коммунально-бытовые нужды;
г) определение потребности в топливе отдельных отрас лей промышленности УССР;
д) определение перспективной потребности в отдельных видах топлива крупных экономических районов: ДонецкоПриднепровского, Юго-Западного и Южного;
е) определение конкретных видов топлива и объемов по ставки топливных ресурсов для крупных КЭС и ТЭЦ, а также предприятий промышленности строительных материа лов.
Выяснение этих вопросов в общей модели определяет методы и особенности набора расчетной матрицы перспектив ного топливно-энергетического баланса УССР.
§ 3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСЧЕТНОЙ МАТРИЦЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА УССР
При реализации задачи оптимизации топливно-энергети ческого баланса УССР в рамках производственно-распре делительной математической модели разработанный массив исходной технико-экономической информации на перспекти ву сосредоточивается в матрицах отдельных территориаль ных районов республики, где по строкам показываются условные пункты производства, а по столбцам—условные пункты потребления топливно-энергетических ресурсов. Форма такой матрицы для /г-го района приведена на рис. 1
На пересечении і-й строки и /-го столбца в каждой клет ке проставляются значения коэффициента ‘кц ограничений (8-3) и соответствующего коэффициента Зц функционала ма тематической модели. Количество таких матриц соответству ет количеству районов, выделенных в математической мо дели.
228
В настоящее время разработаны обслуживающие под программы, позволяющие передать функции формирования расчетных матриц типа приведенной на рис. I непосредствен но электронной вычислительной машине *.
Набор расчетных матриц отдельных территориальных районов модели может осуществляться в двух модифика циях. В первой из них свободные члены ограничений (8-3)
|
|
|
Наименование к-го района |
|
|||
м |
Ограничении |
|
Обьем -производства продукции |
|
|||
ресурса' |
по |
|
|
|
|
|
|
|
ресурсам |
|
if |
h |
|
♦ • • |
tj. |
1 |
Of |
/ |
у / |
%іг у ' |
* • |
*lj |
|
|
|
|
3<1 |
||||
|
|
|
|
|
/ |
||
2 |
• °г |
у |
/ |
|
^гг |
• • • |
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
• |
|
• |
; |
|
• |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
<?/п/ ѵ/ |
|
у ' |
Ä/nJ |
|
/77 |
|
|
|
• * * |
|||
|
у / ' |
у / |
J/nP |
|
|||
|
|
|
|
Рис. 1. Форма матрицы для k-ro района при оптимизации топливно-энергетического баланса УССР на единой производствен но-распределительной математической модели.
модели интерпретируются как заданные на расчетный пери од годовые объемы производства конечной продукции. В этом случае
У-і і — --- |
, / = 1 , 2 , . . . I ш \ j = I , 2 , . . . f i t |
( 8 - 5 ) |
nii
где пц — норма расхода і-го энергоносителя на единицу ко нечной продукции, производимой /-м потребителем, т уел.
т./ед. прод.
Во второй модификации компоненты вектора потребнос ти интерпретируются в каждом /-м столбце расчетной матри цы как потребность j-й обобщенной группы потребителей в наиболее экономичном виде топлива, исходя из условий полного удовлетворения потребности j-й группы. При такой
* Подобные подпрограммы разработаны в Главном вычислительном центре Госплана СССР.
229